Среда, 23 Мая 2018

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

North American A-5 Vigilante — американский сверхзвуковой палубный бомбардировщик. Изначально предназначался для доставки ядерного оружия, однако наибольшее применение получил в разведывательном варианте RA-5C.

В 1955 г. ВМС США объявили конкурс на разработку боевого самолета, пригодного для эксплуатации с тяжелых авианосцев типа «Форрестол» и «Энтерпрайз» и способного выполнять задания с использованием ядерного оружия на сверхзвуковых скоростях полета независимо от погодных условий. В этом конкурсе победу одержала фирма «Норт Америкен» с проектом NA-247, известным сначала как NAGPAW (North American General Purpose Attack Weapon). 29.06.1956 г. она получила заказ на строительство опытных образцов с обозначением YA3J-1 и подготовку к запуску самолета в серийное производство. Облет первого опытного образца самолета, названного «Виджилент», был осуществлен 31.08.1958 г. После летных испытаний командование ВМС США в январе 1959 г. заключило с фирмой контракт на строительство 55 самолетов A3J-1. Палубные испытания были завершены на борту авианосца «Саратога» в июле 1960г.

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

Облет серийного образца был совершен в 1960 г., а первые самолеты поступили в воинские подразделения 16.06.1961 г. В декабре 1960 г., после полета на установление рекорда высоты с грузом 1000 кг, новый самолет был признан самой совершенной машиной этого типа, и командование ВМС США срочно приступило к перевооружению им нескольких авианосцев. В 1960-1961 гг. несколько рекордов скорости установил новый самолет - «Фантом» II. Проведенная сравнительная оценка оказалась в пользу второго самолета, который продемонстрировал большую универсальность и более высокую скорость на малых высотах. В результате этого было выпущено лишь небольшое число серийных самолетов «Виджилент» всего трех модификаций. В связи с унификацией системы обозначений самолетов США в 1962 г. самолет A3J был переименован на А-5.

За все время создания самолета были разработаны и запущены в производство следующие модификации:

  • бомбардировщик А-5А (ранее обозначался A3J-1; до 1963 г. было изготовлено 2 опытных образца и 57 серийных самолетов);
  • бомбардировщик А-5В (A3J-2, 29.04.1962 г., 20 самолетов);
  • разведчик RA-5C (A3J-3P; облет опытного образца YA-5C состоялся 29.04.1962 г., серийного самолета - 30.06.1962 г.; всего изготовлено 6 опытных образцов и 71 серийный самолет).A-5A в NASA.

Все самолеты модификации А-5А и А-5В до января 1968 г. были переоборудованы в самолеты-разведчики RA-5C.
Стоимость самолета первой серии А-5А составляла 9 млн. долл. и была связана с затратами на разработку опытного образца. В 1963 г. стоимость самолета была снижена до 6 млн. долл. В общей сложности в 1960-1971 гг. было выпущено 156 самолетов.

Начиная с 1963 г. один из A-5A использовался NASA в исследовательских целях. Летчик - испытатель NASA William H. Dana выполнил во Flight Research Center примерно 21 полет.

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

Двухместный, двухдвигательный самолет А-5 представляет собой обычной схемы высокоплан с управляемым стабилизатором и однокилевым цельноповоротным вертикальным оперением. Профиль крыла имеет относительную толщину около 5° (некоторые источники указывают величину 3,5°), а угол стреловидности передней кромки равен 35°30'. В целях уменьшения площади, занимаемой самолетом на стоянке, концевые части крыла могут складываться вверх (при помощи гидропривода), а верхняя часть киля - отклоняться вбок. Каждая консоль крыла оснащена трехсекционными носовыми щитками, размещаемыми по всему размаху, и закрылками, занимающими в модификации А-5А 2/3, а в модификациях В и С всю длину неподвижных частей крыла. В модификациях В и С применен сдув пограничного слоя с крыла и с закрылков.

Управление самолетом осуществляется с помощью интерцепторов, управляемого дифференциального стабилизатора и цельноповоротного киля. При поперечном управлении одновременно отклоняются интерцепторы и плоскости стабилизатора. Трехсекционные интерцепторы щелевого типа работают таким образом, что корневые и центральные секции направляют воздушный поток выше закрылков, а концевые секции - под концевые части крыла (А-5А) или концевые секции закрылков (А-5В/С). В системе используются необратимые гидроусилители.

Трехстоечное шасси убирается в фюзеляж (главные стойки - в ниши под воздушными каналами заборников). Переднее колесо - управляемое, колеса главных стоек оснащены многодисковыми тормозами. Перед передней стойкой находится тормозной щиток (по всей ширине фюзеляжа). В задней части фюзеляжа располагается крюк для посадки на авианосец. Кабина с местами экипажа, расположенными друг за другом, оснащена катапультируемыми сиденьями класса 0-0 с ракетными ускорителями и стабилизирующими парашютами. Лобовое стекло с небольшим углом наклона выполнено из пуленепробиваемой, монолитной плиты (кварцевое стекло) длиной 1165 мм, шириной 740 мм и высотой 457 мм. Фонарь кабин пилота и штурмана открывается вверх-назад, причем остекление кабины штурмана состоит лишь из небольших иллюминаторов для наблюдений по сторонам.

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

На опытных образцах и первых серийных самолетах использовались турбореактивные двигатели J79-GE-2 фирмы «Дженерал электрик» тягой по 46,58 кН (4750 кГ) без форсирования и 66,68 кН (6800 кГ) с форсированием. Остальные самолеты модификаций А и В оснащались двигателями J79-GE-8 тягой 4945/ 7710 кГc.
Виджилент стал первым в США самолетом с управляемыми воздухозаборниками. Его ковшовые воздухозаборники обеспечивают необходимый расход воздуха при полете на больших углах атаки (посадка на авианосец).

Воздухозаборники двигателей выдвинуты вперед относительно корневых частей крыла. Они имеют прямоугольное поперечное сечение с выдвинутой вперед острой верхней входной кромкой, которая вместе с находящимся внутри воздухозаборника подвижным клином выполняет функцию генератора системы скачков уплотнения. Угол при вершине клина изменяется автоматически, обеспечивая заданный расход воздуха и дозвуковой поток на входе в компрессор.

Самолет имеет две независимые системы подачи топлива: одна предназначается для питания двигателей, а другая - форсажных камер. У самолета модификации А-5А топливо располагается в крыльевых кессон-баках и трех фюзеляжных баках (между воздухозаборниками, над бомбовым отсеком и над двигателями). В модификациях В и С благодаря увеличению гаргрота за кабинами экипажа увеличена емкость переднего бака. Баки заправляются под давлением через одну горловину, расположенную снизу в передней части фюзеляжа. Самолет имеет оборудование для дозаправки топливом во время полета. Топливоприемник находится в фюзеляже с левой стороны кабины пилота.

В модификациях А и В основным вооружением является водородная бомба, находящаяся в бомбовом отсеке, оборудованном четырьмя узлами подвески. На трех из них могут закрепляться топливные баки, опоражниваемые на начальном этапе полета и сбрасываемые вместе с бомбой при помощи порохового выбрасывателя.

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

A-5 Vigilante. Палубный бомбардировщик. (США)

Характеристики:

  • Экипаж: 2;
  • Длина: 23,32 м;
  • Размах крыла: 16,15 м;
  • сложенный: 12,8 м;
  • Высота: 5,92 м;
  • Площадь крыла: 65,03 м²;
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд: 37,5°;
  • Средняя аэродинамическая хорда: 4,62 м;
  • Колея шасси: 3,53 м;
  • Масса пустого: 14 839 кг;
  • Масса снаряженного: 15 513 кг;
  • Нормальная взлетная масса: 25 020 кг (с 1× ядерной бомбой Mk 28);
  • Максимальная взлетная масса: 28 555 кг;
  • Максимальная посадочная масса: на аэродром - 25 020 кг, на авианосец - 17 463 кг;
  • Масса в бою: 21 559 кг (без подвесок);
  • Масса топлива во внутренних баках: 8652 кг (+ 2468 кг в ПТБ);
  • Объем топливных баков: 10 618 л (+ 3028 л в ПТБ);
  • Силовая установка: 2 × ТРДФ General Electric J79-GE-8;
  • Бесфорсажная тяга: 2 × 48,5 кН (4944 кгс);
  • Форсажная тяга: 2 × 75,6 кН (7711 кгс);
  • Длина двигателя: 5,265 м;
  • Диаметр двигателя: 0,8 м;
  • Максимальная скорость: на высоте - 2124 км/ч на 12192 м, у земли - 1296 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 902 км/ч;
  • Скорость сваливания: 196 км/ч;
  • Боевой радиус: со сверхзвуковым участком полета - 1269 км / 1750 км (без/с ПТБ ), без перехода на сверхзвуковой полет - 1583 км / 2074 км (без/с ПТБ );
  • Практическая дальность: 3241 км / 4204 км (без/с ПТБ со сверхзвуковым участком полета);
  • Практический потолок: 12 619 м;
  • Боевой потолок: 15 880 м (при 2,54 м/с);
  • Скороподъемность: 172,2 м/с;
  • Длина разбега: 823 м;
  • Длина пробега: 960 м;
  • Точки подвески: 2 + бомбоотсек;
  • Ядерные бомбы: 1 × Mk 27 или Mk 28 или Mk 43 в бомбоотсеке, 2 × Mk 43 под крылом;
  • Фугасные бомбы: 2 × 460 кг Mk 83 или 925 кг Mk 84 под крылом;
  • Подвесные топливные баки: 2 × 1514 л под крылом, 1 × 1117 л в бомбоотсеке вместо вооружения.

Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы