Среда, 13 Декабря 2017

Ми-24. Ударный вертолет. (СССР-Россия)

Ми-24. Ударный вертолет. (СССР-Россия)

Ми-24 (по классификации НАТО: Hind — «Лань») — советский/российский ударный вертолет разработки ОКБ М. Л. Миля.

Стал первым советским (европейским) и вторым в мире (после AH-1 «Кобра») специализированным боевым вертолетом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Производится на ОАО «Роствертол» (Ранее — РВПО).

Неофициальное названия — «Крокодил», «Галя», «Галина», «Полосатый». Вертолеты ранних выпусков называли также «Веранда» или «Стакан» — из-за плоских стекол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.

Разработка проекта изделия «240» (В-24) началась после выхода Постановления СМ СССР и ЦК КПСС 6 мая 1968 года в ОКБ М. Л. Миля. Опытные машины (ОП-1 и ОП-2) были готовы через год. Значительная часть узлов и агрегатов была унифицирована с Ми-8 и Ми-14.
Ми-24А

Опытный вертолет имел общую переднюю двухместную кабину (так называемую «веранду») с двойным управлением. Экипаж состоял из летчика и оператора. В дальнейшем, в состав экипажа добавили бортмеханика. В средней части вертолета находилась грузовая кабина, вмещающая до 8 человек десанта. По правому и левому бортам грузовой кабины имелись двустворчатые двери, с верхней и нижней створками. Открывающиеся окна были оборудованы шкворневыми установками для ведения огня во время полета из личного оружия. Обе кабины герметизированы, с наддувом от двигателей.

С самого начала в экипировку экипажа входили специализированные летные бронешлемы и бронежилеты. Бронирование кабины представлено лобовым бронестеклом, бронированными сидениями экипажа, локальными бронеплитами по бортам кабины и на капотах двигателей.

Из-за неготовности комплекса вооружения «Штурм» было принято решение на первых машинах установить комплекс К4В вертолета Ми-4 — ракеты «Фаланга-М» с ручной системой наведения и пулеметной установкой НУВ-1 с пулеметом А-12,7, четыре балочных держателя под НУР или свободнопадающие бомбы.

Заводские испытания начались 15 сентября 1969 года (летчик-испытатель Г. В. Алферов). Сразу же началась постройка опытной серии из десяти вертолетов. В конце 1970 года две машины доработали — для улучшения устойчивости на скоростях более 200 км/ч на вертолет установили крыло с отрицательным V−12 градусов и удлиненную кабину. Первые серийные вертолеты Ми-24А (изделие «245»), выполненные в таком виде и оборудованные комплексом «Фаланга-М» поступили для опытной эксплуатации в войска.

Ми-24А строились заводом в городе Арсеньев. Было изготовлено почти 250 машин, которые поступили на вооружение формируемых структур армейской авиации, в отдельные вертолетные полки СА общевойсковых армий и десантно-штурмовых бригад. На базе Ми-24А была разработана учебная модификация Ми-24У (изд. «244») с полноценным двойным управлением.

Ми-24Б (изд."241") получил новую пулеметную установку УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7 (4500 выс/мин), ракетный комплекс «Фаланга-П». Но доводка вертолета была приостановлена и произведены принципиальные изменения — кабина переделана в тандемную, хвостовой винт с редуктором установлены от Ми-14 — винт из толкающего стал тянущим, что резко повысило эффективность путевого управления. Вертолет получил название «Ми-24В», или изделие «242». Но из-за недоведенности комплекса «Штурм» вертолеты с новой кабиной пришлось оборудовать по типу Ми-24Б, и этот «промежуточный вариант» пошел в серию под обозначением Ми-24Д (изделие «246»). Литеру «Г» на всякий случай решили не использовать... На доводку Ми-24В ушло 8 лет. В 1976 году вертолет официально был принят на вооружение и строился самой массовой серией.

Таким образом, к 1973 году сложился облик вертолета, широко известного во всем мире.

Ми-24. Ударный вертолет. (СССР-Россия)

Ми-24. Ударный вертолет. (СССР-Россия)

Ми-24 построен по классической одновинтовой схеме с пятилопастным трехшарнирным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Шасси трехстоечное, убирающееся, с управляемой передней опорой.

В носовой части фюзеляжа размещена двухместная кабина экипажа по тандемной схеме: стрелок-оператор находится в отдельной передней кабине, за ним летчик, кабина которого для удобства обзора приподнята на 0,3 м над кабиной стрелка, бортмеханик может размещаться на откидном сиденье в отсеке оборудования за кабиной летчика. Экипаж находится в герметизированных кабинах, снабженных системой обогрева и вентиляции, для пре­дот­вра­ще­ния по­па­да­ния за­ра­жен­но­го воз­ду­ха и ра­дио­ак­тив­ной пы­ли в них под­дер­жи­ва­ет­ся не­боль­шое из­бы­точ­ное дав­ле­ние.

Стальными плитами бронировались кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор и гидробак. Кресло летчика бронировано, с откидной бронеспинкой и бронезаголовником, кресло стрелка не бронировано, между кабинами расположена бронеперегородка, лобовые стекла броневые, плоские, снабжены стеклоочистителями, боковые выпуклые стекла силикатные, не бронированные.

Цен­траль­ная сек­ция фю­зе­ля­жа со­сто­ит из гру­зо­вой ка­би­ны, в которой могут разместиться до восьми десантников, и зад­ней ко­ну­со­об­раз­ной час­ти для раз­ме­ще­ния обо­ру­до­ва­ния и ниш убор­ки глав­ных ног шас­си.

Вал несущего винта наклонен не только вперед на 4,5°, но и вправо на 2,5°, чтобы обеспечить устойчивость при по­сту­па­тель­ном пря­мо­ли­ней­ном по­лете.

Одной из главных особенностей вертолета является крыло площадью 6,75 м² с отрицательным поперечным V — 12°, которое обеспечивает от 22 до 28 процентов подъемной силы, в зависимости от скорости и других факторов.

Ми-24. Ударный вертолет. (СССР-Россия)

Ми-24. Ударный вертолет. (СССР-Россия)

Модификации:

Ми-24 — опытные машины. Кабина «верандой», вооружение: в носу — подвижная пулеметная установка НУВ-1 с пулеметом А-12,7(боекомплект — 900 патронов), блоки НАР УБ-32А с НУРС С-5 и 4 ПТУР 9М17 противотанкового комплекса «Фаланга-М». Рулевой винт располагался справа.

Ми-24А (изделие 245) — серийный вариант, по сравнению с опытными машинами удлинена кабина, изменено крепление ПТУР (на подкрыльевых пилонах). Выпускался в 1971—1973 годах. Построено около 250 штук. На первых представителях этой серии рулевой винт располагался с правой стороны. В поздних вариантах Ми-24А рулевой винт был перенесен на левую сторону, и оставался там на всех последующих модификациях.

Ми-24Б (изделие 241) — Ми-24А с подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Серийно не строился из-за поступления на вооружение более современной модификации Д, использовался для отработки вооружения. Вертолет прошел испытания в 1971—1972 годах.

Ми-24БМТ (изделие 247) — минный тральщик на базе Ми-24А. Снято все вооружение, броня и крыло. Установлено траловое устройство и дополнительный топливный бак. Построен в единственном экземпляре в 1974 году, больше не выпускался.

Ми-24У (изделие 244) — учебная модификация. От боевого отличается отсутствием носового пулемета, вместо которого в передней кабине летчика-инструктора были установлены полноценное пилотажно-навигационное оборудование и стандартные рычаги управления.

Ми-24Д (изделие 246) — с новым расположением кабин (тандемом). Кабины изолированы. Комплекс вооружения такой же как на Ми-24Б. ПТУР 9М17ПВ Фаланга-ПВ. Выпускался в 1973—1977 годах. Изготовлено более 600 машин.

Ми-24ДУ (изделие 249) — учебный вариант Ми-24Д с изменениями, аналогичными Ми-24У.

Ми-25 — экспортный вариант Ми-24Д. Отличается несколько измененным составом оборудования.

Ми-24В (изделие 242) — самый массовый вариант Ми-24, с подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7. Вертолет Ми-24В с 4 ПТУР 9М114 Штурм-В и с системой наведения Радуга-Ш принят на вооружение 29 марта 1976 года. В 1986 году принят на вооружение модернизированный вариант с 16 ПТУР Штурм-В. Прицел АСП-17В. Двигатели ТВ3-117В. В составе вооружения появились блоки Б8В20-А с НАР С-8, блоки Б13Л1 с НАР С-13 и АПУ-68УМ3 с тяжелыми НАР С-24Б. Выпускался в 1976—1986 годах. Построено около 1000 вертолетов.

Ми-24ВП (изделие 258) — Ми-24В с пушкой ГШ-23Л (боекомплект 460 снарядов) в подвижной установке НППУ-23 новым БРЭО и вооружением. На позднесерийных вертолетах появились восьмипозиционные АПУ-4 (унифицированные с Ми-8МТ) для ПТУР Атака-В (таким образом общее количество ПТУР доведено до 12-ти, с сохранением на внутренних подкрыльевых пилонах двух блоков Б8В20-А с 20-ю 80-мм НАР С-8 разных модификаций в каждом блоке). При этом опциональное вооружение РВВ ближнего боя Р-60М становилось обязательным. АПУ-60-1В ввиду компактности ракет семейства Р-60 монтировались между внешним пилоном и законцовкой, либо, как и на АПУ-60-11, на которой вторая ракета расположена перпендикулярно, устанавливали АПУ-60-1 с внешней стороны, перпендикулярно законцовке. Таким образом на 1989 год Ми-24ВП был единственным вертолетом, способным к эффективной обороне от истребителей при помощи высокоманевренных и помехозащищенных ракет с дальностью до 14 км. Для поражения дозвуковых и сильнозащищенных в/ц (вертолеты и штурмовики потенциальных противников) в комплекс ПТУР также была введена РВВ (ракета «воздух-воздух») 9М220О с дальностью в 8 км и неконтактным взрывателем. Для поражения легких и малоопасных воздушных целей — БПЛА и вертолеты-разведчики — под законцовочные АПУ для двух ПТУР «Атака» подвесили полуавтономный (но управляющийся летчиком) 72-мм ПЗРК «Игла-С» с дальностью до 5200 м. Главной особенностью БРЭО Ми-24ВП является обновленный ПнК вместе с новой аппаратурой радиокомандного наведения для ПТУР, нечувствительными к трассам НАР и ПТУР очками ночного видения для летчика ОНВ-58В, новый ОЭПС (инфракрасный пассивный локатор целей) и ОПС «Радуга-УН». Выпускался с 1989 года. Выпущено не более 25-30 машин (в ряде источников указывается не соответствующая действительности цифра в 179 машин). Ми-24ВП по всем параметрам — скорости, защищенности, воздушному бою, круглосуточному применению превосходил своего заокеанского конкурента — AH-64A «Apache», как и его усовершенствованный вариант, когда последний еще только разрабатывался.

Ми-35 — экспортный вариант Ми-24В.

Ми-24П (изделие 243) — Ми-24 с пушкой ГШ-30К, размещенной на правом борту в неподвижной установке НПУ-30, боекомплект — 250 снарядов. Пулемет демонтирован. Выпускался в 1981—1989 гг.

Ми-24ПУ1 — украинская модернизация Ми-24П. Установлены модернизированные двигатели ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, станция оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ, система сбора и регистрации полетной информации БУР-4-1-07, модернизированный авиационный стрелковый прицел АСП-17ВПМ-В, лазерная система формирования прицельной марки ФПМ-01кв, спутниковая навигационная система GРS МАР-695, ультракоротковолновая радиостанция КY-196В, аварийный радиомаяк ЕВС-406АFНМ, а также радиолокационный ответчик GТХ-327 с датчиком высоты АК-350. Принят на вооружение ВС Украины в 2012 году. В июне 2014 года на Украине было завершено переоборудование трех вертолетов Ми-24ПУ1, стоимость модернизации одного вертолета составляла 3 млн. гривен.

Ми-35П — экспортный вариант Ми-24П.

Ми-35ПМ — версия Ми-35П с новым несущим и Х-образным рулевым винтом с лопастями из композиционных материалов.

Ми-24ВК-2/ПК-2 — модернизация Ми-24 на экспорт. Новое БРЭО, включающее обзорно-прицельную систему ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной системой ГОЭС-342 и прицельно-вычислительный комплекс ПрВК-24. Также имеется навигационный комплекс КНЭИ-24. Стоит, однако, добавить, что Ми-24ВК/ПК (ростовская модификация) и Ми-24ВМ/ПМ (московская) имеют серьезные различия по планеру и вооружению.

Ми-35ВН/ПН — экспортный вариант Ми-24ВК-2/ПК-2.

Ми-24ВМ — модернизация Ми-24В/П/ВП. Неубираемое шасси, винты от Ми-28А (Х-образный рулевой винт), всепогодное БРЭО, станция активных ИК помех СОЭП Липа, подвижная установка У-23 с пушкой ГШ-23Л (как на Ми-24ВП), усовершенствованная аппаратура РК наведения для ПТУР «Атака» — Тор-24. Также Ми-24ВМ может нести ПТУР «Малютка», «Штурм» и «Фаланга-М». УР В-В Р-60 и «Игла-В». На 2004 год планировалось завершить ГСИ. Поставляется в войска России с 2011 года.

Ми-35М — экспортный вариант Ми-24ВМ (Венесуэле под данной модификацией поставлялись Ми-24ПК2). Шасси неубирающееся.

Ми-24ВК-1/2/1.2 (экспортный, для Индии, Сирии и АРЕ), для АА ВВС РФ — Ми-24ВП-М, Ми-24ВП-И, не только имеют намного превосходящую ОПС Ми-35М2, основную прицельную систему ГОЭС-342, но и ОЭПС-27 идентичный пассивный инфралокатор с РЛ-дальномером, стоявший на ранних Су-27, обнаруживающий в секторе ±30 по курсу малоразмерную, низкоизлучающую воздушную цель до 37 км, наземную, класса «холодный танк» — с 14 км. По планеру ростовские боевые вертолеты (как модернизируемые, так и новые) имеют неукороченное крыло с 4-мя (вместо двух) точками подвески, на двух из которых расположены Р-64В — адаптированные для вертолетов ракеты ближнего боя пятого поколения, способные сбить приближающийся на околозвуке истребитель на встречных курсах более чем за 20 км, а также 4 «Сосна-В» под АПУ-4 «Атака» (для сравнения — ПЗРК «Игла», которыми оснащаются Ми-24ВМ, захватывают приближающийся истребитель с 2500-3200 м, а гиперзвуковая ЗУР «Сосна» — до 14 км. Тем не менее, и «Игла-С» входит в состав вооружения Ми-24ВК и Ми-24ВП-М).

Ми-24ВП-М и Ми-24ВП-И - проект модернизации для вооруженных сил России, поставки для армейской авиации ВС РФ были запланированы с 2006 года, однако данные проекты модернизации строевых и поставки новых машин выполнены не были.

Ми-24К (изделие 201) — разведчик-корректировщик, с системой наблюдения «Ирис», цифровым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута» и аэрофотоаппаратом АФА-100 для перспективной съемки в правом борту кабины.

Ми-24Р (изделие 2462) — вертолет РХБ-разведки с подвижной пулеметной установкой УСПУ-24 с пулеметом ЯкБ-12,7, с повышенной системой жизнеобеспечения. Пусковые установки на пилонах ПТУР демонтированы, на их место установлены экскаваторы забора грунта (по 3 ковша). На первом держателе штатно установлен подвесной контейнер с дополнительной аппаратурой, на хвостовой балке установлено пусковое устройство для ракет СХТ. В состав экипажа введены два химика-разведчика. Принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС (Оценка уровня заражения местности). Построено 160 машин.

Ми-24РА — вертолет РХБ-разведки на базе Ми-24Р. Более совершенное оборудование, экипаж сокращен на одного химика-разведчика.

Ми-24М (изделие 247) — противолодочный вариант. Разработка прекращена по личному указанию М. Л. Миля.

Ми-24 Super Hind - глубокая модернизация Ми-24, проведенная южноафриканской фирмой ATE с участием АО «Роствертол». Установлены новые средства связи стандарта НАТО, заменена навигационная аппаратура, система управления вооружением, переработан несущий винт, изменена центровка.

Ми-24 Super Hind Mk.3 - модификация, принятая на вооружение Алжира.

Ми-24 Super Hind Mk.4 - модификация с ракетами "Барьер-В", в 2010 году принята на вооружение Азербайджана под обозначением Ми-24G.

Ми-24ПН — модификация для выполнения боевых задач в ночное время, телевизор/тепловизионная ночная прицельная подсистема наведения. Поставляется в войска России с 2003 года. 14 вертолетов переданы в 2004 году.

Дополнительное вооружение:

Специально для Ми-24 в конце 1970-х годов были разработаны вертолетные гондолы ГУВ-1 (включает автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя») и ГУВ-8700 (один четырехствольный пулемет Якб-12.7 и два четырехствольных ГШГ-7,62).

Также Ми-24 может нести два пушечных контейнера УПК-23-250 с пушкой ГШ-23Л и боекомплектом 250 снарядов.

Некоторые Ми-24П в конце 1980-х годов получили по 2 ракеты воздух-воздух Р-60/Р-60М для самообороны от истребителей противника и для борьбы с вражескими вертолетами. АПУ с ракетами устанавливались на внутренних держателях.

Ми-24. Ударный вертолет. (СССР-Россия)

Ми-24. Ударный вертолет. (СССР-Россия)


Характеристики:

Габариты:

  • Диаметр несущего винта: 17,3 м;
  • Диаметр рулевого винта: 3,908 м;
  • Высота с вращ. винтами: 5,47 м;
  • Длина фюзеляжа: 17,51 (17,23 на Ми-24ВМ) м;
  • Ширина фюзеляжа: 1,7 м;
  • Высота фюзеляжа: 3,9 м;
  • Размах крыла: 6,4 м;

Основные массы:

  • Пустой: 7580 кг;
  • Нормальная взлетная: 10 500 кг;
  • Максимальная взлетная 11 500 кг;
  • Максимальная грузоподъемность: 2400 кг;
  • Масса груза на внешней подвеске: 2400 кг;
  • Внутренний запас топлива: 2100 кг;
  • Запас топлива в ПТБ: до 3000 кг.

Силовая установка:

  • Количество, тип, марка: 2 двигателя ТВ3-117;
  • Мощность: 2 х 2200 л. с.

Летно-технические характеристики:

  • Экипаж: 2—3 чел.;
  • Пассажиров: до 8 десантников, 2 тяжелораненых на носилках и 2 легкораненых и медработник чел.;
  • Крейсерская скорость: 270 км/ч;
  • Максимальная скорость в горизонтальном полете: 335 км/ч;
  • Дальность полета практическая: 450 км;
  • Дальность полета перегоночная: 1000 км;
  • Средний расход топлива: 780 л/час;
  • Статический потолок: 1400 м;
  • Динамический потолок: 4950 м;
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: −1,3/+3;
  • Допустимый угол крена: 50 град.;
  • Допустимый угол тангажа: 30 град.;

Вооружение:

  • Встроенное стрелково-пушечное: в зависимости от модификации;
  • Число точек подвески: 6 (4);
  • Подвесное стрелково-пушечное: 2 контейнера УПК-23-250 или 2 ГУВ с пулеметами или 2 (4) ГУВ с гранатометами;
  • Управляемое ракетное: Штурм-В, Атака-М, Гермес-А;
  • Неуправляемое ракетное: С-5, С-8, С-13, С-24;
  • «Воздух-воздух»: Р-60М, Р-63В, «Игла-В», 9М220О «Атака»;
  • Бомбовое: бомбы и кассеты калибром от 50 до 500 кг.

Обсудить на форуме (комментариев 0).

Modern Weapon ВКонтакте

Последнее на Форуме

Популярные материалы