Суббота, 21 Октября 2017

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

ИС-3 - советский тяжелый танк (Объект 703). Этот танк явился последней советской тяжелой машиной, принятой на вооружение и запущенной в серийное производство во время Второй мировой войны. При сохранении вооружения танка ИС-2, в ИС-3 по-новому решена конструкция брони носовой части, введен люк-лаз над местом механика-водителя, упразднены смотровые прорези в верхнем лобовом листе.

Оригинальная конструкция сварного корпуса и литой башни значительно повысили броневую защиту по сравнению с ИС-2, от которого в модификацию ИС-3 были заимствованы многие узлы и агрегаты. Устанавливались 12,7-мм зенитный пулемет ДШК, радиостанция 10-РК-26, танковый прицел ТШ-17 и средства постановки дымозавес МДШ. В период с 1945 по 1946 год было выпущено более 2300 боевых машин этого типа.

Тяжелый танк ИС-3 был создан в рамках программы модернизации ИС-2, принятой в апреле 1944 г. Проектирование новой машины велось конструкторами ЧКЗ под общим руководством Н.Л. Духова, руководителем проекта назначен М.Ф. Балжи.

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

Основные требования предъявлялись к повышению защищенности. Требовалось заменить литую конструкцию носовой части сварной, "обеспечив непробиваемость его в рабочем положении танка бронебойными и подкалиберными снарядами из пушек танков "Тигр" и "Пантера" со всех дистанций". Нуждалась в доработке и башня, как наиболее уязвимое место ИС-2.

С 18 по 24 декабря 1944 г. на НИБТ полигоне состоялись государственные испытания ИС-3 ("Кировец-1"). Испытания проводились пробегом и обстрелом из САУ "Шершень" и ИСУ-122 бронебойным снарядом с дистанции 600-800 м. На ходу танк вел себя удовлетворительно, при обстреле показал, что верхний лобовой лист корпуса не пробивается 88-мм бронебойным снарядом с 350 м (снаряд оставил вмятину глубиной 28-мм), а 122-мм бронебойным снарядом с дистанции 690 м (снаряд оставил вмятину глубиной 35-мм). Но лоб башни был пробит 88-мм бронебойным снарядом с дистанции 300 м, а борт и корма с 1000 м.

В итогах отчета по испытаниям было сказано: "Танк ИС-3 полигонные испытания на 500 км выдержал, испытании на гарантийные 1000 км - не выдержал по причине выхода из строя вентилятора на 810 км. По эксплуатационным показателям и надежности танк ИС-3 равноценен танку ИС-2. Обстрел корпуса показал явные преимущества по бронепробиваемости по сравнению с корпусом ИС-2. Модернизированный образец танка ИС-3 рекомендуется для принятия на вооружение с устранением недостатков, отмеченных в отчете".

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

При разработке проекта ИС-3 были учтены выводы комиссии, исследовавшей во фронтовых условиях боевые повреждения, полученные танками в ходе Курской битвы. Было обращено внимание на массовый характер поражения боевых машин в лобовую часть корпуса и башню. К оптимальной форме корпуса и башни пришли не сразу. Проект модернизации ИС-2 разрабатывался также и заводом №100. Именно его конструкторы предложили ставший впоследствии знаменитым двускатный "щучий" нос.

На машине, разработанной КБ ЧТЗ, нос машины был спрямленным, как у Т-34, но танк получил новую башню, представлявшую собой единую отливку в виде шарового сегмента, толщина которой в лобовой части достигала 230-мм. По ряду причин разработка затянулась. После длительного рассмотрения обоих проектов было принято решение объединить оба проекта и поручить Кировскому заводу на их основе разработать тяжелый танк с использованием преимуществ обеих конструкций. Все эти предложения дали возможность создать машину в весе ИС-2 и в то же время повысить его бронестойкость в два с лишним раза.

Учитывая опыт войсковой эксплуатации танков ИС, конструкцию ходовой части, силовой установки и трансмиссии на ИС-3 оставили без изменений. Корпус сваривался из катаных броневых листов и не имел литых броневых деталей. Конструкция двухскатного наклонного носа позволила решить вопрос с размещением люка механика-водителя (на предыдущих моделях танков ИС люк отсутствовал), существенно улучшить обзорность с места водителя в положении "по-походному" и обеспечить высокую бронестойкость лобовой части корпуса. На испытаниях 88-мм бронебойный снаряд не пробил лобовую часть корпуса даже с дистанции 100 м. Для уменьшения пожароопасности топливные баки перенесли из боевого отделения в моторное.

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

Вооружение танка осталось прежним: 122-мм пушка Д-25 и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, на крыше башни установлен 12,7-мм зенитный пулемет ДШК. Курсовой и кормовой пулеметы отсутствовали.

Интересно на ИС-3 был устроен механизм поворота башни. Электропривод был оборудован системой командирского управления. Командир мог, удерживая цель в поле зрения своего смотрового прибора, нажать кнопку, установленную на приборе, и повернуть башню в заданном направлении по кратчайшему пути. При совпадении линии визирования с осью канала ствола орудия башня останавливалась.

Первые ИС-3 завод смог отправить на испытания лишь в феврале 1945 г. По их результатам танк был рекомендован к постановке в серийное производство после устранения выявленных недостатков.

30 декабря Верховный Главнокомандующий И.В.Сталин дал "добро" на создание нового тяжелого танка в весовой категории с вооружением ИС-122 и с повышенной в два раза броневой защитой так, что корпус нового танка не пробивался бы самой мощной на тот момент 88-мм противотанковой пушкой обр. 1943 г. на курсовых углах до 60°.

20 февраля 1945 г. эталонный образец ИС-3 ("Объект 703") № 2 отправился для государственных испытаний, которые состоялись на НИБТполигоне, с 23 марта по 12 апреля 1945 г. Танк ИС-3 N9 3 поступил на полигон 26 марта, а 21 мая начальник техуправления ГБТУ Красной Армии Благонравов подписал комплект техдокументации на танк ИС-3, инициировав таким образом серийное производство указанного танка, настоящая жизнь которого началась уже после Победы.

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

ИС-3. Тяжелый танк прорыва. (СССР). Описание, изображения, характеристики.

К 1 мая 1945 г. ЧКЗ изготовил только 25 шт. ИС-3, часть которых еще проходила заводскую обкатку.

Танк ИС-3 опоздал на войну. К моменту подписания Акта о капитуляции Германии все танки еще находились на заводе, и в боевых действиях участия не принимали. Не участвовали они и в боях на Дальнем Востоке в августе - сентябре 1945 г. Лишь 7 сентября 1945 г. танковый полк, на вооружении которого состояли эти боевые машины, принял участие в параде частей Красной армии в Берлине.

Характеристики:

  • Тяжелый танк прорыва.
  • Боевая масса, т: 49;
  • Компоновочная схема: классическая;
  • Экипаж, чел.: 4;
  • Разработчик: КБ ЧТЗ;
  • Годы производства: 1945-1946;
  • Годы эксплуатации: 1945-1969;
  • Количество выпущенных, шт.: 1555;
  • Длина корпуса, мм: 6900;
  • Длина с пушкой вперед, мм; 9850;
  • Ширина корпуса, мм: 3150;
  • Высота, мм: 2450;
  • Клиренс, мм: 450;
  • Тип брони: Стальная литая и катаная. Лоб корпуса (верх), мм/град. - 110 / 72°. Лоб корпуса (середина), мм/град. - 110 / 55°+43° (Двойной наклон). Лоб корпуса (низ), мм/град. - 110 / 63°. Борт корпуса (верх), мм/град. - 90 /60° + 30 / 30°. Борт корпуса (низ), мм/град. -  90 / 0..60°. Корма корпуса (верх), мм/град. - 60 / 48°. Корма корпуса (низ), мм/град. - 60 / 41°. Днище, мм - 20. Крыша корпуса, мм - 20. Лоб башни, мм/град. - 250. Маска орудия, мм/град. - 250. Борт башни, мм/град. - 110…220 / 0…60°. Корма башни, мм/град. - 110…220 / 0…60°. Крыша башни, мм - 20 / 82…90°.
  • Калибр и марка пушки: 122-мм Д-25Т обр. 1943 г.;
  • Тип пушки: нарезная танковая пушка;
  • Длина ствола, калибров: 48;
  • Боекомплект пушки: 28;
  • Углы ВН, град.: -3…+20°;
  • Углы ГН, град.: 360°;
  • Дальность стрельбы, км: около 15;
  • Прицелы: телескопический шарнирный ТШ-17, панорама Герца, боковой уровень;
  • Пулеметы: 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм ДТМ;
  • Тип двигателя: В-11-ИС3;
  • Мощность двигателя, л. с.: 520;
  • Скорость по шоссе, км/ч: 40;
  • Скорость по пересеченной местности, км/ч: 16 по целине;
  • Запас хода по шоссе, км: 315;
  • Запас хода по пересеченной местности, км: 150 по целине;
  • Удельная мощность, л. с./т: 11,2;
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,85…0,87;
  • Преодолеваемый подъем, град.: 32;
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,0;
  • Преодолеваемый ров, м: 2,5;
  • Преодолеваемый брод, м: 1,4.

Обсудить на форуме (комментариев 0).

Modern Weapon ВКонтакте

Последнее на Форуме

Популярные материалы