Пятница, 18 Августа 2017

INS Vikramaditya 1

INS Vikramaditya 1

«Викрамадитья» - авианосец ВМС Индии, предназначен для замены выработавшего свой ресурс авианосца «Викрант». Этот корабль должен стать флагманом ВМФ Индии. Данный авианосец сооружен на основе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путем глубокой модернизации. Модернизацию выполнило Северное машиностроительное предприятие в Северодвинске. 16 ноября 2013 года корабль передан ВМС Индии.

После вывода из состава флота Индии легкого авианосца «Викрант» встал вопрос о его замене, а также замене самолетного парка палубной авиации. Имеющийся и списанный авианосцы Индии могли принимать на борт самолеты массой не более 20 тонн, поэтому при рассмотрении вопроса о типе нового корабля было принято решение о приобретении небольшого авианесущего корабля с массой принимаемых летательных аппаратов до 30 тонн и количеством не более 40. Формально под этот тип попадал «Клемансо» (готовящийся пойти на слом во Франции), но ресурс этого корабля был исчерпан полностью. Еще в середине 90-х годов индийское правительство заинтересовалось авианесущим противолодочным кораблем «Адмирал Горшков» с перспективой комплектования его Як-141 или Harrier. К концу 90-х годов России удалось договориться с Индией о продаже полного комплекта: авианосца, авиакрыла, нового радиоэлектронного оборудования и вооружения, а также инфраструктуры на военно-морской базе приписки корабля. При этом в начале 2000-х годов уже стоял вопрос о дарении корпуса корабля при условии оплаты его модернизации в полноценный авианосец и закупки авиапарка для корабля.

В 2008 году в СМИ появился слух о возможной покупке Индией американского «Китти Хок» вместо российского «Адмирал Горшков» для использования в военных целях, но и этот авианосец свой ресурс (как и французский «Клемансо») выработал полностью.

После передачи корабля Индии, авианосец выполнил переход из Северодвинска на базу в Карвар. 26 ноября 2013 года он покинул Северодвинск, 16 декабря находился в Лиссабоне. 8 января 2014 года «Викрамадитья» прибыл в Индию.

Авианосец построен на основе тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» путем глубокой модернизации.

После полной реконструкции корабль изменил свое назначение и вместо авианесущего противолодочного крейсера корабль стал полноценным авианосцем.

INS Vikramaditya 2

INS Vikramaditya 2

В процессе перестройки корпуса корабля на нем было заменено большинство элементов выше ватерлинии, заменены котлы энергетической установки, убрано все вооружение и установлено новое, исключительно зенитное. Перестройке также подвергся ангар. На палубе корабля установлен трехтросовый аэрофинишер, трамплин и оптическая система посадки, два подъемника. Принимать на борт авианосец сможет самолеты массой до 25 тонн, среди них МиГ-29К, С-54/55/56, Rafale-M, F/A-18. Также на авианосце будут присутствовать вертолеты Ка-28 и Ка-31, возможно базирование индийских вертолетов HAL Dhruv и российских Ка-60 (Ка-62) «Касатка».

По состоянию на август 2009 года на Севмаше в работах по модернизации авианосца было задействовано 45 индийских специалистов.

В феврале 2010 года генеральный директор Николай Калистратов и группа специалистов «Севмаша» посетили Черноморский судостроительный завод в Николаеве. По результатам переговоров на Севмаш для передачи опыта были приглашены трое сотрудников Черноморского судостроительного завода, в том числе и главный строитель перестраиваемого авианосца Евгений Михайлович Ентис.

В июне 2010 года на авианосец прибыл макет истребителя МиГ-29К массой 12 т. Макет предназначен для проведения межведомственных испытаний на палубе корабля. В частности для проверки удерживающего устройства используемого при старте самолета.

Передача корабля индийскому ВМФ планировалась на 4 декабря 2012 года. В сентябре 2011 первый выход в море перенесен с ноября 2011 на конец мая 2012.

8 июня 2012 года авианосец «Викрамадитья» впервые вышел в море на полномасштабные испытания. Испытания оказались крайне неуспешными - вышла из строя силовая установка из-за разрушения кирпичной теплоизоляции четырех котлов, в результате потребовался серьезный ремонт всей силовой установки корабля.

29 июля 2012 года авианосец «Викрамадитья» наряду с судами Северного флота участвовал в параде кораблей в Североморске, приуроченном к празднованию Дня Военно-морского флота России.

Повторные ходовые испытания в Белом и Баренцевом морях состоялись с 3 июля по 20 сентября 2013 года и прошли успешно. В частности прошла корабельная практика индийского экипажа в количестве 875 человек и состоялись летные испытания палубной авиации, включая взлеты и посадки в ночных условиях.

16 ноября 2013 года Россия передала Индии авианосец «Викрамадитья». Торжественная передача корабля прошла на судостроительном предприятии «Севмаш». На авианосце спустили российский флаг и подняли индийский, а жена нового командира корабля Сураджа Берри разбила о борт «Викрамадитьи» кокос.

26 ноября 2013 года авианосец отправился из Северодвинска в Индию. На борту корабля помимо индийского экипажа находятся около 180 представителей «Севмаша» и представителей предприятий-субподрядчиков.

В рамках сотрудничества с ВМС Индии, ОАО «ПО Севмаш» обеспечил авианосец «Викрамадитья» запасными частями, инструментом и принадлежностями (ЗИП), предназначенные для обеспечения надежной эксплуатации корабля. ЗИПа был сформирован за 13 поэтапных отгрузок в период с 2011 по 2014 годы. В частности, летом 2014 года была произведена отгрузка гребных валов.

17 сентября 2012 во время ходовых испытаний у авианосца вышла из строя силовая установка. При попытке достижения скорости полного хода в 29 узлов на скорости 23 узла вышли из строя, по одним данным, три котла, по другим данным - семь из восьми паровых котлов силовой установки крейсера. Причиной аварии, по версии газеты «КоммерсантЪ» со ссылкой на источник в Рособоронэкспорте, явилось разрушение слоя теплоизоляции котлов. На этапе проектирования индийский заказчик попросил заменить опасную для здоровья экипажа асбестовую изоляцию. Разработчик - Специальное конструкторское бюро котлостроения (СКБК) - заменил асбест огнеупорной кладкой шамотного кирпича китайского производства. «Когда <после аварии> специалисты добрались до самой энергоустановки, стало понятно, что кирпичная кладка вокруг котлов попросту рассыпалась, не выдержав температуры» - сообщил неназванный источник издания. Однако Китай опроверг поставку России кирпичей для котлов авианосца «Викрамадитья».

Кроме того на судне вышел из строя еще ряд механизмов, в том числе, по словам президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Андрея Дьячкова «…поставленные странами НАТО… три холодильные машины, генераторы азота и еще целый ряд оборудования».

Для устранения неисправностей корабль должен вернуться на завод «Севмаш». На ремонт, по разным оценкам, потребуется от шести месяцев до года. Стоимость работ по ремонту котлов может составить 1 млрд рублей, срок передачи корабля ВМФ Индии был перенесен на октябрь 2013 года.

Тем не менее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин назвал испытания авианосца «успешными».

INS Vikramaditya 3

INS Vikramaditya 3

С 22 марта 2013 года корабль находился на ПО «Севмаш», силами Балтийского завода (Санкт-Петербург) велся ремонт котлов двигательной установки.

27-28 июля 2013 года, после ремонтных работ, были проведены ходовые испытания авианосца в Белом море, во время которых энергетическая установка корабля была выведена на максимальную мощность. Испытания прошли успешно, авианосец развил скорость 29,3 узла при встречном ветре, этот показатель даже превысил проектные характеристики.

В ноябре 2013 года в Северодвинске состоялась торжественная передача авианосца «Викрамадитья» (бывшего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков») в состав ВМС Индии. С 26 ноября корабль совершал переход из Североморска на индийскую военно-морскую базу Карвар. 8 января 2014 года авианосец «Викрамадитья», без вооружения и самолетов прибыл к побережью штата Карнатака. Интеграция нового корабля в состав ВМС Индии заняла около четырех месяцев. Все это время на корабле работали российские специалисты гарантийного обслуживания.

Определен состав авиагруппы: это 14-16 самолетов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ (переданы Индии 12 февраля 2009 года), до 8 вертолетов Ка-28, 1 вертолет Ка-31, до 3 HAL Dhruv (взамен 2 Ка-28). Первоначально пилоты будут проходить обучение на электронном тренажере корабельной авиации, а после ввода в эксплуатацию аналогичного комплекса - в Индии.

Для базирования авианосца будет создана своя инфраструктура на военно-морской базе в городе Мумбаи. На индийских верфях в городе Кочин уже заложен второй корабль авианесущего типа, собственного проекта. Предполагаемый срок службы корабля - 30 лет.

  • Порт приписки: Карвар;
  • Изготовитель: Черноморский судостроительный завод;
  • Спущен на воду: 2008 год (первоначально - в 1982 году).

Характеристики:

  • Водоизмещение: стандартное 38 000 т, полное 45 500 т;
  • Длина габаритная: 274 м, по ватерлинии 257 м;
  • Ширина: габаритная 53,2 м, по ватерлинии 32,7 м;
  • Осадка: стандартная 9,5 м, наибольшая 12,0 м;
  • Двигатели: Паротурбины - 4 × 50 000 л. с;
  • Турбогенераторы: 6 × 1500 кВт;
  • Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт;
  • Скорость хода максимальная: 32 узла;
  • Экипаж: до 1600 включая авиагруппу;
  • Вооружение: Авиационная группа 14-16 самолетов МиГ-29К, 4 МиГ-29КУБ, до 10 вертолетов Ка-28 , Ка-31 , HAL Dhruv.

Log in to comment
Discuss this article in the forums (0 replies).

Modern Weapon ВКонтакте

Популярные материалы