BM 21 1
9К51 «Град» — советская реактивная система залпового огня (РСЗО) калибра 122 мм. Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.
Состоит из: боевой машины БМ-21 на шасси «Урал-375Д», системы управления огнем, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, транспортно-заряжающей машины 9Т254. В составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ГАЗ-66, обеспечивающая подготовку данных для стрельбы.
Боевая машина БМ-21 позволяет вести стрельбу из кабины без подготовки огневой позиции, что обеспечивает возможность быстрого открытия огня. Артиллерийская часть боевой машины БМ-21 смонтирована на шасси автомобиля Урал-375Д. Боевая машина представляет собой самоходную реактивную установку, состоящую из артиллерийской части и шасси автомобиля Урал-375Д. Система управления огнем позволяет вести стрельбу как одиночными выстрелами, так и залпом. При этом работой датчика импульсов, обеспечивающего срабатывание пирозапалов двигателей реактивных снарядов, можно управлять как с помощью токораспределителя, установленного в кабине БМ-21, так и с помощью выносного пульта на расстоянии до 50 метров. Продолжительность полного залпа составляет 20 секунд. Стрельбу можно вести в широком температурном диапазоне от -40°С до +50°С. Благодаря последовательному сходу снарядов с направляющих раскачивание пусковой установки при стрельбе сведено до минимума. Залп одной боевой машины обеспечивает площади поражения живой силы около 1000 м2, небронированной техники 840 м2.
Артиллерийская часть состоит из сорока труб (направляющих) , люльки, основания, погона , подъемного, поворотного и уравновешивающего механизмов, механизмов стопорения, рамы в сборе, прицельных приспособлений, пневмооборудования, электропривода, вспомогательного электрооборудования и радиооборудования.
Труба предназначена для направления полета снаряда, придания ему вращательного движения, а также для транспортирования снаряда. Труба в сборе состоит из трубы и стопора. Труба представляет собой цилиндрическую конструкцию с винтовым П-образным пазом. В казенной части трубы имеется откидной кронштейн, служащий для крепления корпуса блок-контакта. На дульном срезе трубы нанесены взаимно перпендикулярные риски, служащие для проверки прицельных приспособлений и параллельности труб в пакете. Стопор в сборе предназначен для удержания снаряда от выпадания при вертикальном наведении и транспортировании, а также для создания усилия форсирования при сходе снаряда. Он состоит из двух стопоров и рычага, собранных на оси. Собранный и отрегулированный стопор ставится на трубу. Сорок труб - четыре ряда по 10 труб в ряду - составляют пакет, который крепится к люльке лентами, шпонками и клиньями.
BM 21 2
Люлька служит для сборки на ней пакета труб и кронштейна прицела, и соединяется с основанием двумя полуосями, на которых она поворачивается (качается) при наведении по углу возвышения. Люлька в сборе состоит из люльки, кронштейна, сектора и уравновешивающего механизма. Кронштейн служит для стопорения качающейся части по-походному и для ограничения ее опускания в зоне кабины. Сектор служит для передачи вращения с коренной шестерни подъемного механизма на качающуюся часть, т.е. для придания углов возвышения качающейся части. Уравновешивающий механизм служит для уменьшения момента от массы качающейся части БМ относительно оси качания, что дает возможность уменьшить мощность приводного двигателя и состоит из двух пакетов (по шесть прямоугольных пластин) пластинчатых торсионов (левого и правого). Закручивание торсионов увеличивается при опускании качающейся части и уменьшается при ее подъеме.
Основание служит для монтажа механизмов наведения, стопорения, электрооборудования, пневмооборудования и установки люльки с помощью полуосей и состоит из основания, крышки и буфера.
Погон предназначен для подвижного соединения поворотной части с рамой в сборе, т.е. погон является опорным подшипником для всей поворотной части БМ и состоит из верхнего, нижнего и внутреннего колец, прокладок, сепаратора, шариков и двух колец.
Подъемный механизм расположен в центре основания, служит для наведения пакета труб по углу возвышения и состоит из планетарного редуктора, предохранительной муфты, деталей крепления электропривода и муфты подъемного механизма. Основной способ наведения - от электропривода.
Поворотный механизм расположен в левой части основания, служит для наведения пакета труб в горизонтальной плоскости и состоит из планетарного редуктора, предохранительной муфты, деталей крепления электропривода и муфты механизма поворота. Основной способ наведения - от электропривода. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо).
Ручной привод находится с левой стороны БМ и служит для наведения пакета труб в горизонтальной и вертикальной плоскостях в случае выхода из строя электропривода. Маховик ручного привода является единым для привода горизонтального и вертикального наведения и состоит из маховика, механизма блокировки, звездочек, цепей, корпуса, вала, вала-трубы, конической шестерни, трубы, вала-шестерни, двух шарнирных муфт, втулки и валиков.
Механизм стопорения качающейся части предназначен для стопорения качающейся части БМ в походном положении и для ограничения опасных углов при стрельбе через кабину и состоит из упора, крюка, рычага, серьги с роликами, гидравлического демпфера, пружинного буфера, пневмокамеры и кронштейна.
Механизм стопорения поворотной части устанавливается с правой стороны основания, крепится болтами и штифтами и служит для стопорения поворотной части БМ по-походному и состоит из корпуса, двух стопоров, двух пружин, двух крышек, двух рычагов, четырех бронзовых втулок, оси, вилки, траверсы, двух кронштейнов и пневмокамеры. Застопоривание поворотной части происходит только в нулевом положении по горизонту, что определено положением гнезд в погоне и соответствует 0° по шкале грубой наводки.
Рама в сборе служит для установки на ней поворотной части БМ и является переходной частью между рамой автомобильного шасси и поворотной частью и состоит из рамы, поперечной балки, задней подвески, листа, правого и левого листов, правого и левого крыльев, крышек и кронштейнов.
Шасси в сборе служит для монтажа артиллерийской части БМ и состоит из шасси автомобиля Урал-375Д, продольных балок, кронштейна установки запасного колеса, передней рамы, ящика № 1 ЗИП № 1.
Прицельные приспособления располагаются с левой стороны машины на кронштейне, предназначены для наведения пакета труб БМ в цель и состоят из механического панорамного прицела Д726-45 без дистанционного барабана и орудийной панорамы ПГ-1М. Они позволяют вести огонь как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Для освещения шкал прицела и панорамы при стрельбе в условиях плохой видимости и в ночное время используется прибор освещения "Луч-С71М", аккумулятор которого крепится на штырях кронштейна прицела.
Пневмооборудование служит приводом для механизмов стопорения качающейся и поворотной частей и выключения рессор и состоит из двухходового крана, расположенного в кабине автошасси, пневмокамеры и системы шлангов.
Электрический привод предназначен для наведения пакета труб БМ в горизонтальной и вертикальной плоскостях и состоит из станции питания, приводов горизонтального и вертикального наведения и электромонтажного комплекта кабелей. Общими блоками обоих приводов являются коробка управления, панель управления и пульт управления. В приводы наведения входят:
горизонтальный привод:
- Электромашинный усилитель ЭМУ-12ПМ.
- Исполнительный двигатель МИ-22М.
- Ограничитель углов горизонтального наведения.
- Блок-контакт горизонтального наведения.
вертикальный привод:
- Электромашинный усилитель ЭМУ-12ПМ.
- Исполнительный двигатель МИ-22М.
- Ограничитель углов вертикального наведения.
- Блок-контакт вертикального наведения.
В станцию питания входят коробка отбора мощности, установка генератора, реле-регулятор Р-5М, фильтр Ф-5, КИП (вольтметр М-4200 и тахометр ИТМ), устройство для восстановления напряжения генератора.
Вспомогательное электрооборудование предназначено для световой сигнализации (передней и задней) подкузовного освещения автошасси и освещения прицельных приспособлений БМ. Питание осуществляется от аккумулятора автошасси. В его состав входят передний и задний блоки, кнопки управления световой сигнализацией, прибор освещения "Луч-С71М", кронштейн с клеммной платой и тумблерами включения прибора "Луч" и подкузовного фонаря, подкузовной фонарь, розетка прибора освещения "Луч" и электромонтажный комплект. Прибор освещения "Луч-С71М" состоит из четырех аккумуляторных батарей, приспособления для освещения прицела и панорамы, приспособления для освещения рабочих мест командира и установщика и ящика для укладки прибора.
Вспомогательное радиооборудование служит для связи и состоит из радиостанции Р-108М и усилителя мощности УМ-3 с блоком питания БП-150. Радиостанция устанавливается в кабине на кронштейны, а кронштейн крепления антенны, установлен с правой стороны кабины.
Транспортная машина представляет собой автомобиль, на платформе которого устанавливается комплект стеллажей 9Ф37, и предназначена для транспортирования снарядов, подачи их к БМ-21 и при необходимости для хранения снарядов в стеллажах, установленных на машине. Снаряды загружаются на стеллажи, закрепленные на платформе автомобиля. На каждый стеллаж укладывается от одного до двадцати снарядов штабелем в виде трапеции. Масса комплекта незагруженных стеллажей 320 кг. В комплект стеллажей 9Ф37 входят два стеллажа в левом и правом исполнении, кронштейны, сумка для документации, чехлы на стеллажи и детали крепления. На платформе автомобиля стеллажи устанавливаются в центре, спинка к спинке, съемной стенкой к заднему борту. Стеллаж представляет собой сварную алюминиевую конструкцию, в средней части которого имеются два ложемента с резиновыми накладками, на которые укладывается первый ряд снарядов. Против опорных стоек ложементов на стеллажах имеется по два домкрата, служащих для затягивания цепей после укладки снарядов. При укладке каждый снаряд упирается контактной крышкой в уголки с приклеенными к ним резиновыми накладками. При этом зазор между съемной стенкой, придаваемой каждому стеллажу для защиты головной части снарядов от ударов при транспортировании, и взрывателем должен быть не менее 20 мм.
BM 21 3
Реактивный осколочно-фугасный снаряд М-210Ф (9М22У):
Снаряд М-210Ф применяется для стрельбы из БМ-21 и предназначен для подавления живой силы и техники противника и состоит из головной части, ракетной части и
взрывателя МРВ-У и МРВ.
Головная часть снаряда предназначена для поражения живой силы и техники противника и состоит из корпуса с запрессованными в него двумя втулками из рифленого металлического листа и разрывного заряда с детонаторной шашкой. На оживальной части корпуса имеется цилиндрическая проточка, на которую надевается тормозное кольцо с пружиной (большое или малое). Малое тормозное кольцо применяется для улучшения кучности стрельбы на дальности от 12 до
15,9 км и большое - на дальности менее 12 км.
Ракетная часть предназначена для сообщения снаряду поступательного движения и доставки головной части к цели и состоит из порохового заряда и корпуса ракетной части. Заряд размещен в корпусе ракетной части и представляет собой две цилиндрические пороховые шашки.
Взрыватели МРВ-У и МРВ головные, ударного действия с дальним взведением после прекращения работы ракетной части у взрывателя МРВ-У и на расстоянии 150-450 м от БМ у взрывателя МРВ, предназначены для сообщения начального импульса разрывному заряду головной части снаряда при встрече их с преградой.
Взрыватели имеют три установки:
-
- на мгновенное действие - "О" (заводская установка);
- на фугасное действие с малым замедлением - "М";
- на фугасное действие с большим замедлением - "Б".
Масса головной части - 18,4 кг. Длина - 2870 мм. Количество осколков: заданного дробления (массой 2,4 г) - 1640; от корпуса (средней массой 2,9 г) - 2280. Дальность стрельбы до 20,1 км.
Реактивный осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф:
Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.
Масса - 56,5 кг, масса головной части - 21 кг. Длина - 2270 мм. Количество осколков: готовых (массой 5,5 г) - 1000; от корпуса (средней массой 3,0 г) - 2440. Дальность стрельбы - до 15 км.
Реактивный снаряд 9М521 с осколочно-фугасной головной частью повышенной мощности:
Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.
Масса - 66 кг, масса головной части - 21 кг. Длина - 2840 мм. Дальность стрельбы - до 40 км. Количество осколков: готовых (массой 5,5 г) - 1000; от корпуса (средней массой 3,0 г) - 2440.
Реактивный снаряд 9М522 с отделяемой осколочно-фугасной боевой частью:
Предназначен для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей.
Масса - 70, масса головной части - 25 кг. Длина - 3037 мм. Дальность стрельбы - до 37,5 км. Количество осколков: готовых массой 0,78 г - 1800; готовых массой 5,5 г - 690; от корпуса (средней массой 7,5 г) - 1210.
Реактивный снаряд 9М217 с самоприцеливающимися боевыми элементами:
Предназначен для поражения бронированной техники (танки, БМП, БТР, САУ).
Масса - 70 кг, масса головной части - 25. Длина - 3037 мм. Дальность стрельбы - до 30 км. Количество СПБЭ - 2. Бронепробиваемость (гомогенная броня под углом 30° от нормали с расстояния 100 м) - 60-70 мм.
Реактивный снаряд 9М218 с кумулятивно-осколочными боевыми элементами:
Предназначен для поражения легкобронированной техники (БМП, БТР, САУ), живой силы, самолетов и вертолетов на стоянках.
Масса - 70 кг, масса головной части - 25 кг. Количество КОБЭ - 45. Длина - 3037 мм. Дальность стрельбы - до 30 км. Толщина пробиваемой гомогенной брони - 100..120 мм.
Реактивный снаряд 9М28К для постановки противотанковых минных заграждений:
Предназначен для дистанционной установки минных полей как перед подразделениями боевой техники противника, находящимися на рубеже атаки, так и в районах их сосредоточения. Имеет кассетную головную часть с противотанковыми минами ПТМ-3.
Масса - 57,7 кг, масса головной части - 22,8 кг. Длина - 3019 мм. Количество мин - 3. Масса мины - 5 кг. Масса взрывчатого вещества - 1,85 кг. Время самоликвидации - 16..24 часа. Дальность стрельбы - до 13,4 км.
Реактивный снаряд 9М16 для постановки противопехотных минных заграждений:
Предназначен для дистанционного минирования местности. Имеет кассетную головную часть с противопехотными минами ПОМ-2.
Масса - 56,4 кг, масса головной части - 21,6 кг. Длина - 3019 мм. Дальность стрельбы - 13,4 км. Количество мин - 5.Площадь рассеивания мин от залпа одной боевой машины -250 кв.м.
Реактивный снаряд 9М43 с дымокурящей головной частью для постановки дымовых завес:
Предназначен для постановки и поддержания маскирующих и ослепляющих завес перед боевыми порядками противника и своих войск с целью снижения эффективности огневого воздействия противника и проведения скрытой атаки танков или мотострелковых подразделений.
Масса - 66 кг, масса головной части - 20,2 кг. Длина - 2950 мм. Дальность стрельбы - до 20,2 км. Количество дымокурящих элементов - 5. Масса дымообразователя в элементе - 0,8 кг.
Реактивный снаряд 9М519 для КВ и УКВ-радиопомех:
Предназначен для создания помех КВ и УКВ-диапазонов радиосвязи с целью дезорганизации системы управления противника в тактическом звене путем подавления линий радиосвязи, пунктов управления войсками и оружием, наземных пунктов обработки информации.
Комплект 9М519, состоящий из 8 снарядов с одинаковыми массогабаритными и динамическими характеристиками подавляет радиосредства, работающие в диапазоне частот от 1,5 до 120 МГц.
Масса - 66 кг, масса головной части - 18,4 кг. Длина - 3025 мм. Дальность стрельбы - до 18,5 км. Технические характеристики передатчика помех (ПП) Р-032: вид и тип помехи - заградительная, шумовая; время непрерывной работы - 60 мин, радиус действия - 700 м.
Реактивный осколочно-химический снаряд 9М23:
Снаряжается 3,11 кг химического вещества Р-35 или 2,83 кг химического вещества Р-33. Кроме того, в боевой части снаряда находится 1,8 кг взрывчатого вещества при снаряжении веществом "Р-35" или 1,39 кг при снаряжении веществом "Р-33".
Снаряд 9М23 снабжается механическим взрывателем МРВ (9Э210) и радиолокационным взрывателем 9Э310, который срабатывает на заранее заданной высоте от поверхности (1,6-30 м). Воздушный взрыв существенно увеличивает зону поражения осколками и отравляющим веществом. 9М23 дает 760 осколков со средним весом 14,7 г. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем - до 18,8 км.
BM 21 4
Характеристики:
- Шасси: семейство грузовых автомобилей Урал-375Д и Урал-4320;
- Масса без снарядов и расчета, кг: 10 870;
- Масса в боевом положении, кг: 13 700;
- Длина в походном положении, мм: 7350;
- Ширина в походном положении, мм: 2400;
- Высота в походном положении, мм: 3090;
- Клиренс, мм: 400;
- Калибр, мм: 122;
- Количество направляющих 40;
- Дальность стрельбы минимальная, м: ОФС - 4000, КАС - 2500, УАС - 1600;
- Дальность стрельбы максимальная, м: ОФС - 40 000, КАС - 33 000, УАС - 42 000;
- Площадь поражения, м²: 145 000;
- Максимальный угол возвышения, град: 55;
- Точность (рассеивание), м: При максимальной дальности СКО по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200;
- Прицел: Панорама орудийная ПГ-1М;
- Расчёт БМ, чел.: 3;
- Перевод системы из походного положения в боевое не более, мин.: 3,5;
- Время залпа, с: 20;
- Тип двигателя: Урал-375;
- Мощность двигателя, л.с.: 180;
- Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 75;
- Запас хода по шоссе, км: 750;
- Колёсная формула: 6×6.