ПАК ФА. Индексы Т-50, И-21, СУ-40, Су-50, Чабрец, И-90. Многоцелевой истребитель. (Россия)
Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации - ПАК ФА, известный также под индексами Т-50, И-21, СУ-40, Су-50, Чабрец, И-90 — российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разрабатываемый подразделением Объединённой авиастроительной корпорации — ОКБ Сухого, где он проходит под условным обозначением Т-50. Массовое производство планируется начать в 2016 году под обозначением Су-40, либо Су-50.
Программа истребителя пятого поколения корнями уходит в начало 1980-х годов, когда советским авиационным КБ было предложено составить технический облик так называемого И-90 («истребителя 1990-х годов»). Программа запускалась как симметричный ответ на американский проект ATF (Advanced Tactical Fighter), из которой в итоге вырос первый в мире поставленный на вооружение истребитель F-22 Raptor.
ПАК ФА. Индексы Т-50, И-21, СУ-40, Су-50, Чабрец, И-90. Многоцелевой истребитель. (Россия)
Однако 1990-е годы страна встретила не совсем так, как планировалось, и разработка подзависла. Вернулись к ней только в 1998 году, когда государство начало уточнять техническое задание на принципиально новый истребитель. В 2001 году было выпущено окончательное задание на конкурс по созданию перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА), который в 2002 году выиграло ОКБ Сухого с моделью Т-50.
Первоначально первый полет машины был обещан на 2009 год, и в итоге 29 января 2010 года первый Т-50 поднялся в воздух. В настоящий момент (зима 2015 года) идут государственные совместные испытания пяти летных экземпляров прототипа истребителя, на которых отрабатывают новые технические решения. Поставки серийного самолета в войска запланированы на 2017 год.
ПАК ФА. Индексы Т-50, И-21, СУ-40, Су-50, Чабрец, И-90. Многоцелевой истребитель. (Россия)
Самолет имеет интегральную компоновку планера с трапециевидным высокорасположенным крылом. Конструкция планера выполнена с максимальным учетом требований радиолокационной малозаметности (технология «стелс»).
Машина оснащена двумя двухконтурными турбореактивными двигателями. На первом этапе это двигатели АЛ-41Ф1 («изделие 117») с управляемым в двух плоскостях вектором тяги и форсажной тягой около 15000 кгс, представляющие собой развитие отлично зарекомендовавших себя двигателей АЛ-31Ф от истребителей семейства Су-27/Су-30. На втором этапе, к 2017 году, машины оснастят принципиально новыми двигателями «изделие 30», которые должны превзойти АЛ-41Ф1 по параметрам на 15–20%.
Характеристики ПАК ФА в основном засекречены либо намеренно искажены. Максимальный взлетный вес машины оценочно около 37 тонн. Максимальная скорость 2100 км/ч без форсажа, с форсажем до 2500–2600 км/ч. Крейсерская скорость в диапазоне 1300–1800 км/ч (по требованию технического задания должна быть сверхзвуковая).
ПАК ФА. Индексы Т-50, И-21, СУ-40, Су-50, Чабрец, И-90. Многоцелевой истребитель. (Россия)
Самолет оснащен 30-мм автоматической пушкой (развитие ГШ-30-1) и 16 узлами подвески: восемью во внутреннем отсеке и восемью снаружи.
Комплекс вооружения для ПАК ФА разрабатывался отдельно и включает в себя самые новые отечественные ракеты. Это РВВ-МД, РВВ-СД и РВВ-БД: ракеты «воздух-воздух» малой, средней и большой дальности. Это тактические управляемые ракеты «воздух-поверхность», включая последние образцы семейств Х-31АД, Х-31ПД и Х-58УШК. А также корректируемые и неуправляемые авиабомбы в калибрах до 250 кг для внутреннего отсека и до 1500 кг для внешней подвески.
ПАК ФА. Индексы Т-50, И-21, СУ-40, Су-50, Чабрец, И-90. Многоцелевой истребитель. (Россия)
Характеристики:
- Экипаж: 1 человек;
- Длина: 19,7 м;
- Размах крыла: 14 м;
- Размах заднего ГО: 10,8 м;
- Высота: 4,8 м;
- Площадь крыла: 90 м²;
- База шасси: 6 м;
- Колея шасси: 5 м;
- Масса: пустого - 18500 кг, нормальная взлётная с 63 % топлива - 26510 кг, со 100 % топлива - 30610 кг, максимальная взлётная - 37000 кг;
- Масса топлива: 11100 кг;
- Нагрузка на крыло: при максимальной взлётной массе - 394 кг/м², при нормальной взлётной массе с 63 % топлива - 294 кг/м², со 100 % топлива - 330 кг/м²;
- Двигатель: турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги «АЛ-41Ф1» (на прототипе и самолётах первых партий, двигатель «второго этапа» имеет заводское обозначение «Тип 30»);
- Тяга: максимальная: 2 × 8800 (около 10900 на «Тип 30») кгс, на форсаже: 2 × 15000 (около 18000 на «Тип 30») кгс;
- Масса двигателя: 1350 кг;
- Управление вектором тяги: Всеракурсное. Макс. угол отклонения вектора тяги: 20°. Скорость отклонения вектора тяги: 60 °/с;
- Предельная скорость на высоте: 2600 км/ч;
- Максимальная крейсерская (бесфорсажная) скорость: M=2,1;
- Практическая дальность на дозвуковой крейсерской скорости: с 63 % топлива - 2700 км, со 100 % топлива - 4300 км, с 2 ПТБ - 5500 км;
- Практическая дальность на сверхзвуковой крейсерской (безфорсажной) скорости с 63 % топлива - 1200 км, со 100 % топлива - 2000 км;
- Продолжительность полёта: до 5,8 ч;
- Практический потолок: 20000 м;
- Скороподъёмность: 330 м/с;
- Длина разбега/пробега: 350 м;
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 10—11 g;
- Вооружение пушечное: 30 мм встроенная пушка 9А1-4071К (модернизированная ГШ-30-1);
- Боевая нагрузка: 1310—10000 кг;
- Для воздушного боя, в отсеках вооружения: 1620 кг (8 × РВВ-СД + 2 × РВВ-МД);
- Против наземных целей, в отсеках вооружения: 4220 кг (8 × КАБ-500 + 2 × РВВ-МД);
- Точки подвески внутренние: 8 или 10;
- Точки подвески внешние: 8 или 2.
ПАК ФА. Индексы Т-50, И-21, СУ-40, Су-50, Чабрец, И-90. Многоцелевой истребитель. (Россия)