F-16 Fighting Falcon. Многофункциональный легкий истребитель. (США)
General Dynamics F-16 Fighting Falcon — американский легкий многофункциональный истребитель четвертого поколения, разработанный компанией General Dynamics. F-16 составляет основу ВВС США и многих из 19 закупивших его стран. Самый распространенный из зарубежных реактивных истребителей четвертого поколения.
F-16 представляет собой моноплан со среднерасположенным крылом и двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Имеет интегральную аэродинамическую компоновку, отличающуюся плавным сопряжением фюзеляжа и трапециевидного в плане крыла со сравнительно небольшой стреловидностью по передней кромке. Плавное сочленение крыла и фюзеляжа позволило обеспечить создание фюзеляжем дополнительной подъемной силы на больших углах атаки. Конструкция выполнена на 78,3% из алюминиевых сплавов, 4,2% составляют титановые сплавы. 4,2% — углепластик и 3,7% — сталь.
F-16 Fighting Falcon. Многофункциональный легкий истребитель. (США)
Фюзеляж F-16 типа полумонокок цельнометаллический. Кабина с регенеративной системой кондиционирования и наддува. Катапультируемое кресло фирмы Макдоннелл-Дуглас АСЕSII обеспечивает покидание самолета на стоянке и в полете при скорости 1100 км/ч на высотах до 15000 м.
Во второй половине 1980-х годов самолеты F-16C/D были оборудованы средствами снижения заметности (металлизирован фонарь кабины с внутренней стороны, применены радиопоглощающие материалы в зоне воздухозаборников), позволившими уменьшить фронтальную ЭПР на 40%.
F-16 Fighting Falcon. Многофункциональный легкий истребитель. (США)
Самолет F-16 является первым зарубежным истребителем с постоянно действующей ЭДСУ без резервной механической проводки.
Варианты:
- F-16А — одноместный многоцелевой истребитель в основном для действий в светлое время суток. Первый серийный вариант F-16. Производство завершено в марте 1985 г. Выпускается только для иностранных заказчиков.
- F-16В — двухместный учебно-боевой вариант F-16А. Производство для ВВС США прекращено в 1985 г.
- F-16C — одноместный усовершенствованный многоцелевой истребитель. Поставляется ВВС США с июля 1984 года.
- F-16D — двухместный учебно-боевой вариант F-16C. Поставляется ВВС США с сентября 1984 г.
- F-16ADF — истребитель ПВО для национальной гвардии ВВС США. В этот вариант в 1989—1992 гг. модифицированы 279 ранее построенных F-16A и F-16B.
- RF-16C (F-16R) — разведывательный вариант с контейнерной системой ATARS.
F-16 Fighting Falcon. Многофункциональный легкий истребитель. (США)
Самолеты F-16 американских ВВС дислоцированы во многих странах мира. К середине 1992 года выпущено более 2900 самолетов. F-16 выпускается фирмой Дженерал Дайнэмикс, а также по лицензии фирмами ТАI — Турция, SABCA — Бельгия и «Фоккер» — Нидерланды.
Характеристики (F-16C):
- Экипаж: 1 пилот;
- Длина: 15,03 м;
- Размах крыла: 9,45 м, с ракетами на концах крыла 10,0 м;
- Высота: 5,09 м;
- Площадь крыла: 27,87 м²;
- Профиль крыла: NACA 64A-204;
- Коэффициент удлинения крыла: 3,2;
- Стреловидность по передней кромке: 40°;
- База шасси: 4,0 м;
- Колея шасси: 2,36 м;
- Масса пустого: с двигателем F100: 8 910 / 9 358 кг (без/с конформными баками), с двигателем F110: 9 017 / 9 466 кг (без/с конформными баками);
- Нормальная взлетная масса (с двумя ракетами «воздух-воздух», без ПТБ): с двигателем F100 - 12 723 / 14 548 кг (без/с конформными баками), с двигателем F110 - 12 852 / 14 661 кг (без/с конформными баками);
- Максимальная взлетная масса: 21 772 кг;
- Масса внешней нагрузки (с полной заправкой внутренних баков): с двигателем F100 - 8 855 / 9 635 кг (без/с конформными баками), с двигателем F110 - 8 742 / 9 190 кг (без/с конформными баками);
- Масса топлива во внутренних баках: 3 228 кг;
- Объем топливных баков: 3 986 л;
- Подвесные топливные баки: 1 × 1 136 л или 2 × 1 402 л;
- Конформные баки: 1 703 л;
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ General Electric F110 (Block 50);
- Бесфорсажная тяга: 1 × н/д;
- Форсажная тяга: 1 × 13100,6 кгс;
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ Pratt & Whitney F100-PW-229 (Block 52);
- Бесфорсажная тяга: 1 × 7900,2 кгс;
- Форсажная тяга: 1 × 12900,4 кгс;
- Максимальная скорость: соответствует M=2,0 на высоте 12 200 м;
- Боевой радиус (Block 50): с конформными баками, 3 940 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота - 1 361 км; с конформными баками, 5 542 л в ПТБ, 2×907 кг бомбы, по профилю большая-малая-малая-большая высота - 1 565 км; без конформными баков, 3 940 л в ПТБ, 2×AIM-120, 2×AIM-9, воздушный патруль - 1 759 км;
- Перегоночная дальность (Block 50): с конформными баками, 3 940 л в ПТБ - 3 981 км; без конформными баков, 5 542 л в ПТБ - 4 472 км;
- Практический потолок: 15 240 м;
- Скороподъемность: ~275 м/с;
- Нагрузка на крыло: 781,2 кг/м² (при максимальной взлетной массе);
- Тяговооруженность: 1,03 (без подвесок и конформных баков);
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 g;
- Стрелково-пушечное вооружение: 1 × 20-мм шестиствольная пушка M61A1 (боезапас — 511 снарядов);
- Точки подвески: 9;
- Боевая нагрузка (при +5,5 g): под фюзеляжем - 1 000 кг, внутренние - 2 × 2 041 кг, центральные - 2 × 1 587 кг, внешние - 2 × 318 кг, на законцовках - 2 × 193 кг;
- Дополнительные точки для подвесного оборудования по бокам воздухозаборника: 2 × 408 кг;
- Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» - AIM-7, 6xAIM-9, 6xAIM-120, AIM-132, Python 3, Python 4, Derby, Sky Flash, Magic 2; ракеты «воздух-поверхность» - 6xAGM-65A/B/D/G, AGM-45, 2xAGM-84, 4xAGM-88, AGM-154 JSOW, AGM-158 JASSM, Penguin Mk.3;
- Бомбы: корректируемые: 4xGBU-10, 6xGBU-12, GBU-15, GBU-22, GBU-24, GBU-27, 4xGBU-31 JDAM; корректируемые кассетные (c WCMD): CBU-103, CBU-104, CBU-105,
- свободнопадающие: Mark 82, 8xMark 83, Mark 84;
- Пушечные контейнеры: 1 × GPU-5/A с 30-мм пушкой;
- БРЛС: AN/APG-66, AN/APG-68 или AN/APG-80.
F-16 Fighting Falcon. Многофункциональный легкий истребитель. (США)