Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)
Dassault Mirage F1 — французский легкий многоцелевой истребитель. Предназначен для перехвата воздушных целей, ударных операций и ведения разведки. Является последователем самолетов серии Mirage III/5.
В 1964 г. компания Dassault-Breguet добилась правительственного контракта на постройку прототипа двухместного истребителя Mirage F.2 с традиционными крылом и хвостовым оперением, а также турбовинтовым двигателем SNECMA/Пратт-Уитни TF306. Этот самолет совершил свой первый полет в июне 1966 г., а в декабре того же года вслед за ним в воздух поднялся Mirage F.1, который представлял собой одноместный истребитель меньшего размера. Опытный Mirage F.1 разбился, но все же его посчитали перспективным, и в сентябре 1967 г. правительство Франции заказало 3 предпроизводственных экземпляра. Первый из них поднялся в воздух в марте 1969 г.
Рекомендуем вам услуги трубогиба в москве недорого.
Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)
Снабженный двигателем SNECMA «Атар» 9К-31, первый Mirage F.1 имел впечатляющие характеристики. Он развивал скорость 2.12 М, или 2260 км/ч на высоте 11000 м и 1300 км/ч у земли. Великолепные взлетно-посадочные характеристики стали результатом использования системы средств увеличения подъемной силы, включавшей в себя отклонение вниз носка крыла и большие закрылки, расположенные на крыле большой стреловидности. Со средней боевой нагрузкой самолет Mirage F.1 мог взлетать и приземляться на полосу длиной от 500 до 800 м.
Хотя Mirage III и Mirage F.1 имели практически одинаковые габаритные размеры (в частности, одинаковую омываемую воздушным потоком площадь), количество запаса топлива последнего было на 40% больше, что достигалось отказом от топливных баков типа пузыря и использованием под топливо всего свободного внутреннего пространства конструкции.
Это единственный из самолетов серии «Мираж», выполненный по нормальной аэродинамической схеме. Отказ от статически устойчивой схемы «бесхвостка», по которой были выполнены предшествующие самолеты Mirage III/5/50 и Mirage, связан с характерным для этой схемы недостатком — малые значения коэффициента подъемной силы сбалансированного самолета, что существенно ухудшает маневренные и взлетно-посадочные характеристики, столь важные для истребителя. Крыло цельнометаллическое, двухлонжеронное. Фюзеляж типа полумонокок. В конструкции самолета применены в основном алюминиевые сплавы.
Для перехватчика важно быстрое реагирование на команду «подняться в воздух». Вспомогательное оборудование у Mirage F.1 сведено до минимума, а то, которое существует, полностью транспортируется по воздуху. Использовался собственный стартер, а система централизованной заправки под давлением позволяла заполнить внутренние баки примерно за 6 минут. Самолет Mirage F.1 мог быть поднят по тревоге в течение двух минут благодаря применению самоходной подготовительной тележки GAMO. Она использовала электрическую энергию для предварительного подогрева систем навигации и вооружения, с помощью жидкости охлаждала РЛС и контролировала систему кондиционирования кабины пилота, а также переносила солнцезащитный зонтик на телескопической штанге, так что пилот мог сидеть в кабине в полной боевой готовности в течение продолжительного периода даже в жаркий день.
Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)
Серийное производство велось с 1978 по 1990 г. За это время было произведено более 770 самолетов различных модификаций, включая 251 самолет для ВВС Франции, 18 для Эквадора, 40 для Греции, 113 для Ирака, 36 для Иордании, 33 для Кувейта, 38 для Ливии, 50 для Марокко, 15 для Катара, 48 для ЮАР и 73 для Испании.
Варианты:
- Mirage F.1A — вариант ударного истребителя для атаки наземных целей в светлое время суток. Оснащен менее сложным авиационным электронным оборудованием и имеет увеличенный запас топлива. Производился по лицензии компанией «Атлас Эйркрафт» в Южной Африке.
- Mirage F.1B — обозначение двухместного учебно-тренировочного самолета с дублированными (в задней кабине) экраном РЛС и индикацией на лобовом стекле (первый полет 26 мая 1976 г.).
- Mirage F.1C — истребитель-перехватчик, первый серийный экземпляр которого поднялся в воздух 15 февраля 1973 г. Начало поставок ВВС 14 марта 1973 г.
- Mirage F.1C-200 — обозначение 25 самолетов F.1C ВВС Франции после установки штанг топливо-приемников для дозаправки в воздухе.
- Mirage F.1E — вариант, сходный с самолетом F.1C, но с более полными системами навигации и атаки, что сделало его подходящим для полетов в любых погодных условиях. Один самолет F.1E был изготовлен с турбовинтовым двигателем SNECMA М53, но от его создания впоследствии отказались.
- Mirage F.1D — двухместная версия самолета F.1E.
- Mirage F.1R (CR) — вариант тактического разведчика со стандартными фотокамерами, электромагнитными, оптическими и инфракрасными датчиками, с современными инерциальной системой наведения и системой радиолокационной навигации. В ВВС Франции имеет обозначение F.1CR (первый полет 20 ноября 1981 г.).
В 1992-1996 гг. для ВВС Франции переоборудовано 55 перехватчиков F.1C в ударный самолет F.1CT (первый полет состоялся 3 мая 1991 г., первые самолеты F.1CT поставлены в строевую эскадрилью 6 ноября 1992 г.).
На самолетах Mirage F.1 установлена моноимпульсная РЛС Томсон-CSF «Сирано» IV или «Сирано» IVM, осуществляющая поиск, захват и сопровождение воздушных целей на любой высоте и имеющая на 80% больший радиус действия, чем РЛС «Сирано» II, применявшаяся на самолетах «Мираж» III. Стрельба может вестись автоматически при помощи управляющего огнем компьютера или вручную, когда компьютер выдает пилоту разрешение на поражение цели На самолетах F.1CR и F.1CT — РЛС «Сирано» IVMR, которая дополнительно может работать в режиме картографирования местности, обеспечения облета наземных препятствий и измерения дальности до наземных объектов.
Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)
В состав оборудования входит также ИЛС, радионавигационная система LMT TACAN, автопилот SFENA 505, центральный вычислитель воздушных параметров, навигационный индикатор Крузе 63, два УКВ-приемопередатчика, система опознавания государственной принадлежности. Предусмотрена подвеска контейнеров с лазерным целеуказателем, разведывательным и оборудованием РЭБ.
Разведчик F.1CR фактически является первым самолетом ВВС Франции, бортовая аппаратура которого почти полностью цифровая. На нем установлен навигационно-разведывательный комплекс SNAR с БЦВМ 182 и ИНС SAG ЕМ «Улисс» 47. Бортовая РЛС «Сирано» IVMR в комплексе с ИНС позволяет выполнять задачи в сложных метеоусловиях. Разведывательное оборудование включает две фотокамеры, приемник-анализатор ИК-излучения SCM 2400 «Супер Циклоп». ИК-изображения записываются на видеоленту или могут передаваться непосредственно на наземную станцию по микроволновой линии связи с предварительной обработкой на борту самолета. Возможно размещение дополнительного оборудования в подвесных контейнерах. На F.1CT установлены приемники предупреждения о радиолокационном облучении, улучшенная ИНС и навигационный вычислитель.
Самолеты Mirage F.1 вооружены двумя пушками DEFA 553 (калибр 30 мм, по 125 снарядов), самолеты F.1CR и F.1CT - одной. Максимальная расчетная нагрузка на внешних узлах подвески составляет 6300 кг. Эксплуатационная боевая нагрузка 4000 кг. При выполнении задачи перехвата самолет может нести две УР класса «воздух-воздух» средней дальности Матра «Супер» 530 под крылом или две УР ближнего воздушного боя Матра 550 «Мажик», или AIM-9 «Сайдуиндер» на концах крыла. При выполнении ударных операций боевая нагрузка может включать одну УР класса «воздух-поверхность» AS.30, четырнадцать бомб массой 250 кг, восемь бомб массой 450 кг, четыре блока НАР, контейнеры с оружием и баки с напалмом.
Самолеты Mirage F.1 принимали участие в нескольких военных конфликтах, крупнейшие из которых (ирано-иракская война 1980-1988 гг. и война в Персидском заливе в 1991 г.) связаны с действиями ВВС Ирака, обладающего первым по величине парком самолетов Mirage F.1 среди стран-импортеров.
Dassault Mirage F1. Многоцелевой истребитель. (Франция)
Характеристики:
- Экипаж: 1 пилот;
- Длина: 15,23 м;
- Размах крыла: 8,4 м;
- с ракетами на концах крыла: 9,32 м;
- Высота: 4,5 м;
- Площадь крыла: 25,0 м²;
- Стреловидность по передней кромке: 47° 30';
- База шасси: 5,0 м;
- Колея шасси: 2,5 м;
- Масса пустого: 7400 кг;
- Нормальная взлетная масса: 10 900 кг (без подвесок);
- Максимальная взлетная масса: 16 200 кг;
- Масса топлива во внутренних баках: 3350 кг (+ 3580 кг в ПТБ);
- Объем топливных баков: 4300 л;
- Силовая установка: 1 × ТРДФ SNECMA Atar 9K-50;
- Бесфорсажная тяга: 1 × 49,03 кН (5000 кгс);
- Форсажная тяга: 1 × 70,61 кН (7200 кгс);
- Максимальная скорость: у земли: 1470 км/ч (М=1,2); на высоте: 2335 км/ч (М=2,2);
- Крейсерская скорость: 885 км/ч;
- Посадочная скорость: 230 км/ч;
- Боевой радиус: с 14 × 250 кг бомбами по профилю «большая-малая-большая» высота: 425 км; с 1 × АМ.39 и 2 × 1200 л ПТБ по профилю «малая-малая» высота: 700 км;
- Перегоночная дальность: 3300 км;
- Продолжительность полета: 3 ч 45 мин;
- Продолжительность патрулирования: 2 ч 15 мин (с 2 × Matra R530 и 1 × 1200 л ПТБ);
- Практический потолок: 20 000 м;
- Стрелково-пушечное вооружение: 2 × 30 мм пушки DEFA 553 с 125 патронов на орудие;
- Точки подвески: 7 (1 под фюзеляжем с нагрузкой 2100 кг, 2 внутренние под крылом с нагрузкой по 1300 кг, 2 внешние под крылом с нагрузкой по 550 кг, 2 на концах крыла для ракет «В-В») с нагрузкой по 150 кг);
- Боевая нагрузка: 4000 кг;
- Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля»: 1 × AS.37 Martel или AS.30 (или АМ.39 или AS.30L у экспортных самолетов); ракеты «воздух-воздух»: 2 × Super R 530 и 2 × R550 Magic или AIM-9;
- Неуправляемые ракеты: 4 блока Matra с 18 × 68 мм ракетами;
- Бомбы: свободнопадающие (8 × 454 кг фугасных бомб, 14 × 250 кг фугасных бомб, 6 × 600 л баков с напалмом);
- Подвесные топливные баки: 3 × 1200 л.