Dassault Mirage 2000. Истребитель. (Франция)
Истребитель-перехватчик Mirage 2000 предназначен для перехвата воздушных целей и завоевания превосходства в воздухе; используется также для осуществления ударных операций и ведения разведки. Истребитель-перехватчик Mirage компания Dassault-Breguet создавала, насколько возможно, легким и маленьким, чтобы обеспечить в боевом снаряженном состоянии при использовании одного турбовентиляторного двигателя SNECMA М53-5 тяговооруженность, равную 1. На самолете Mirage 2000 вернулись к треугольному крылу семейства самолетов Mirage III, а для увеличения маневренности снабдили аппарат электродистанционной системой управления полетом (fly-by-wire), которая позволяет растянуть линию центра масс к хвостовой части более, чем на самолетах традиционной схемы. Это приводит к уменьшению собственной устойчивости (без использования автостабилизации).
Самолет Mirage 2000 имеет крыло большей площади для уменьшения удельной нагрузки на крыло и обеспечения лучших летных характеристик на малых скоростях, а также для увеличения скорости разворота на больших высотах. Кроме того, совместное использование автоматических предкрылков и элевонов придало крылу изменяющуюся кривизну, что еще больше повысило летные характеристики и управляемость на малых скоростях. В остальном общая конфигурация самолета Mirage 2000 сходна с конфигурацией предшественника Mirage III.
Dassault Mirage 2000. Истребитель. (Франция)
Было построено 5 опытных экземпляров. Первый опытный самолет совершил полет по полной программе 10 марта 1978 г., а пятый - вариант 2-местного тренировочного (боевого) самолета Mirage 2000B - 11 октября 1980 г. Первый серийный Mirage 2000C поднялся в воздух 20 ноября 1982 г. Первые поставки самолета ВВС Франции начались в 1983 г., а в 1984 г. было объявлено, что самолет приступил к несению службы. К 1990 г. поступили заказы от семи потребителей более чем на 440 самолетов «Мираж».
Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» с низкорасположенным треугольным крылом и одним двигателем с форсированной тягой. Крыло многолонжеронное с зализами, обеспечивающими плавное сопряжение с фюзеляжем, профиль несимметричный с переменной по размаху относительной толщиной. Фюзеляж типа полумонокок, выполненный по правилу площадей, изготовлен в основном из металлических сплавов.
Система управления полетом активная электродистанционная, с четырехканальной схемой резервирования в контурах продольного и поперечного управления и трехканальной схемой резервирования в контуре путевого управления. Автопилот SFENA 605 обеспечивает искусственную устойчивость самолета на некоторых режимах. Продольное и поперечное управление осуществляется с помощью элеронов, путевое управление - руля направления.
Dassault Mirage 2000. Истребитель. (Франция)
Основные варианты:
- Mirage 2000B — двухместный учебно-тренировочный (боевой) вариант, сохранивший практически все функциональные возможности. Вместо фиксированной пушки устанавливались внешние пушечные гондолы. Первый серийный самолет поднялся в воздух 7 октября 1983 г.
- Mirage 2000С — одноместный истребитель-перехватчик.
- Mirage 2000D — это обозначение предназначалось для двухместного варианта самолета Mirage 2000E, а сейчас используется для прежнего Mirage 2000N. приспособленного для обычных атакующих действий и не оснащенного ракетой класса «воздух-поверхность» ASMP. Повышенная боевая эффективность обусловливается лазерной системой наведения. Поставки тридцати девяти самолетов 2000D для ВВС Франции планировалось завершить в 2000 г.
- Mirage 2000E — экспортная версия самолета Mirage 2000C. Поставки начались в сентябре 1984 г., к 1990 г. экспортировано 126 самолетов.
- Mirage 2000N (N означает «ядерное вооружение»), впервые поднявшийся в воздух 3 февраля 1983 г., является двухместной всепогодной версией с большим радиусом действия для доставки на малых высотах и больших скоростях обычного или ядерного тактического оружия и нанесения упреждающего удара. Хотя самолет в целом схож с моделью Mirage 2000B, конструкция его планера усилена. Новая система вооружения включает в себя радар ESD ANTILOPE V для навигации и отслеживания поверхности земли; спаренную инерционную систему навигации SAGEM; радарный альтиметр TRT; автопилот; вертикальную камеру OMERA; аппаратуру засекречивания связи CSF фирмы «Томсон» и электронную шифровальную машину ЕСМ фирмы «Дассо». Оснащенный двигателем SNECMA М53-Р2, первый самолет Mirage 2000N был поставлен ВВС Франции в январе 1987 г. Три эскадрильи этих самолетов оснащены ракетами Air-Sol Moyenne Portee (ASMP) класса «воздух-поверхность» с ядерной боеголовкой.
- Mirage 2000S (S означает «ударный») - является двухместным экспортным вариантом самолета 2000D, оснащенным системой дозаправки в воздухе.
- Mirage 2000-5 - спроектированный в 1986 г. по технологии «стелс» на базе варианта самолета-невидимки Mirage 2000-3 с кабиной самолета «Рафаль» (прототип совершил полет в мае 1988 г.); оснащен доплеровской РЛС, аппаратурой засекречивания связи CSF фирмы «Томсон», многоцелевой РЛС RDY класса «смотрю вниз - стреляю вниз», управляющей современными ракетами класса «воздух-воздух» «Мика», и двигателем М53-Р2.
На самолетах Mirage 2000C, 2000Е и 2000-5 в нижней части фюзеляжа под воздухозаборниками установлены 2 пушки DEFA 554 (30 мм, 1800 выстр./мин, по 125 снарядов), а на 2000В, D, N и S пушек нет. Имеются девять узлов подвески вооружения, включающего бомбы, ракеты, подвесные гондолы с разведывательным оборудованием, ракетные или пушечные подвесные контейнеры, топливные баки суммарной массой до 6300 кг.
Типовая нагрузка истребителя Mirage 2000C при перехвате включает две УР Матра «Супер» 530D или 530F (при РЛС RDM) на внутренних подкрыльных узлах и две УР Матра 550 «Мажик» или «Мажик» 2 на внешних подкрыльевых узлах. В ударной конфигурации самолет может нести до 18 бомб массой 250 кг или бетонобойных бомб «Томсон-Брандт» ВАР 100; до 16 бетонобойных бомб «Дюрандаль», 1-2 бомбы с ЛСН Матра BGL массой 1000 кг, 5-6 кассетных бомб Матра «Белуга», 2 УР Аэроспасьяль AS30L с лазерным наведением, противорадиолокационные УР Матра АРМАТ или противокорабельные УР Аэроспасьяль АМ39 «Экзосет»; 4 контейнера Матра LR F4 НАР (18x68 мм); контейнер Дассо-Бреге СС630 с двумя пушками калибра 30 мм. Mirage 2000N вооружен ракетой ASMP с ядерной БЧ мощностью 150 кг.
Самолеты Mirage 2000 при достаточно высокой стоимости уступают по характеристикам лучшим американским или российским боевым самолетам.
В 1991 г. во время войны в зоне Персидского залива были развернуты 10 самолетов Mirage 2000 ВВС Франции. Они выполняли задачи ПВО и осуществляли патрулирование над территорией Саудовской Аравии.
Dassault Mirage 2000. Истребитель. (Франция)
Характеристики (Mirage 2000C):
- Экипаж: 1 пилот;
- Длина: 14,36 м;
- Размах крыла: 9,13 м;
- Высота: 5,14 м;
- Площадь крыла: 41,0 м²;
- Удлинение крыла: 2,0;
- Стреловидность по передней кромке: 58°;
- База шасси: 5,0 м;
- Колея шасси: 3,5 м;
- Масса пустого: 7500 кг;
- Нормальная взлётная масса: 14 000 кг;
- Максимальная взлётная масса: 17 000 кг;
- Максимальная посадочная масса: 16 700 кг;
- Масса топлива во внутренних баках: 3160 кг (+ 4140 кг в ПТБ);
- Объём топливных баков: 4000 л;
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ SNECMA M53-P2;
- Бесфорсажная тяга: 1 × 64,3 кН;
- Форсажная тяга: 1 × 95,1 кН;
- Максимальная скорость: у земли - M=1,2; на высоте - M=2,2;
- Крейсерская скорость: 885 км/ч;
- Посадочная скорость: 144 км/ч;
- Скорость сваливания: 185 км/ч;
- Практическая дальность: 1852 км;
- Перегоночная дальность: 3333 км (с ПТБ);
- Практический потолок: 16 460 м;
- Скороподъёмность: 284 м/с;
- Нагрузка на крыло: 414,6 кг/м²;
- Тяговооружённость: 0,57 (при максимальной взлётной массе);
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9,0/-3,2 g;
- Стрелково-пушечное вооружение: 2 × 30 мм пушки DEFA 554 с 125 патронов на пушку;
- Точки подвески: 9 (5 под фюзеляжем, 4 под крылом);
- Боевая нагрузка: 6200 кг;
- Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля» - 1 × ASMP (у Мираж 2000N), 2 × AS.30L или АМ.39 или Armat, APACHE или SCALP (у Мираж 2000D); ракеты «воздух-воздух» - 2 × Super 530 и/или 2-4 × R550 Magic или MICA (у Мираж 2000-5).
- Неуправляемые ракеты: 4 блока MBDA LR F4 с 18 × 68 мм ракетами;
- Бомбы различные, среди них: корректируемые - 1-2 × 990 кг MBDA BGL, GBU-24 или GBU-12; свободнопадающие - 16 × 219 кг MBDA Durandal, 5-6 × 305 кг кассетные MBDA Belouga или TDA BM 400, Mk20 и/или Mk82;
- Подвесные артиллерийские установки: Dassault CC 630 с 2 × 30 мм пушками с 600 патр.;
- Подвесные топливные баки: 1 × 1300 л под фюзеляжем и 2 × 1700 л или 2000 л под крылом.