Су-24. Фронтовой бомбардировщик. (СССР-Россия)

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

Су-24 (изделие Т-6, по кодификации НАТО: Fencer — «Фехтовальщик») — советский/российский фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, предназначенный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

По состоянию на 2011 год средний возраст Су-24, состоящих на вооружении ВВС России, составлял 25—27 лет. Первоначально планировалось заменить 60—70 % самолётного парка Су-24 новейшим Су-34, а остальные — модернизировать до варианта Су-24М2. Однако после ряда катастроф было принято решение списать все Су-24 к 2020 году. Также в феврале 2012 года объявлено о снятии бомбардировщиков Су-24 с вооружения ВС Республики Беларусь. До 2015 года будет утилизировано 103 Су-24 ВВС РФ.

Первоначально, после принятия на вооружение истребителя Су-7Б, предполагалось создание модификации всепогодного самолета для уничтожения малоразмерных целей, но разработка на базе Су-7, с выполнением требований ТТТ было невозможно, поэтому ОКБ Сухого начало разработку самолета под шифром С-6, самолета с треугольным крылом и двигателями Р21Ф-300 и тандемным расположением экипажа.

В 1963 году был построен натурный образец, через год проект был изменен на шифр Т-58М- модификацию Су-15, изменилась концепция самолета, теперь по требованию ТТТ, предполагалось создание низковысотного бомбардировщика с укороченным взлетом/посадкой (требовался сверхзвуковой низковысотный полет с преодолением ПВО).

С 1965 года, расположение экипажа изменилось, вместо тандема летчики располагались рядом, из-за больших объемов РЛС Орион, двигатели-Р-27Ф-300, для обеспечения короткого взлета/посадки установлены дополнительные 4 РД36-35.

24 августа 1965 года самолет получил шифр Т-6, 2 июля 1967 года Ильюшин совершил первый полет штурмовика.

В октябре 1967 года, были установлены более мощные АЛ-21Ф, это позволило избавиться от 4 РД36-35.

Проработки варианта Т-6 с крылом изменяемой стреловидно­сти начались в 1967 году под руковод­ством О.С. Самойловича. На всех стадиях работы самое непосредственное участие в проектировании принимал П.О. Сухой. Впервые в СССР предусмотрели установ­ку пилонов для подвески внешней нагруз­ки на подвижных частях крыла. Первый опытный Т-6-2И с новым крылом поднял в воздух 17 января 1970 года B.C. Илью­шин. Т-6 получил официальное обозначе­ние Су-24.

Принято считать, что советский Су-24 проектировался в конце 1960-х — начале 1970-х годов с боль­шой оглядкой на американский F-111, хотя говорить о полном копировании в данном случае не слишком уместно.

17 января 1970 года Су-24 совершил первый полёт. ГСИ были проведены с января 1970-го по июль 1974-го. Су-24 принят на вооружение 4 февраля 1975 года. В ходе тестовых полетов возникали титановые пожары самолета, т.к. двигатель был сделан из сплавов титана, и при возгорании лопаток в компрессоре, возникало быстрое разрушение самолета в воздухе.

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

На базе самолета созданы модификации разведчика и постановщика помех. Су-24М/МР/МП/М2 оборудованы системой дозаправки в воздухе.

Испытания Су-24 проведены в более чем 2000 полётов. ГСИ Су-24М проведены с декабря 1976-го по май 1981 года. Постановлением правительства от 22 июня 1983 года самолет Су-24М был принят на вооружение.

Выпускался на НАПО и КнААПО. Серийное производство всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 этих машин.

Модернизированный Су-24М2 совершил первый полёт в 2001 году. Предварительный этап испытаний начат в 2004 году. В 2006 году модернизированный самолёт находился на завершающей стадии испытаний. В 2007 году первые 2 Су-24М2 были переданы в Липецкий центр боевого применения. Поставка всех заказанных Су-24М2 первой партии для ВВС России была завершена в декабре 2009 года.

Самолёт представляет собой двухдвигательный высокоплан с крылом изменяемой стреловидности. В зависимости от режима полёта передние части крыла (консоли) устанавливаются в одно из четырёх положений: 16° — на взлёте и при посадке, 35° — в крейсерском дозвуковом полёте, 45° — при боевом маневрировании и 69° — при полёте на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. На самолёте трёхстоечное убираемое шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции, кабина двухместная. Лётчик и штурман располагаются рядом, «плечом к плечу», управление двойное. Катапультные кресла типа К-36ДМ.

На самолёте установлены два ТРДФ АЛ-21Ф-3 с тягой на форсаже 2×11500 кгс. Топливная система имеет ёмкость 11 700 литров, плюс возможна подвеска двух дополнительных баков по 3000 л каждый, что увеличивает перегоночную дальность до 2850 км. В носовой части машины имеется убираемая штанга топливоприёмника воздушной заправки по системе «шланг-конус».

Бортовая цифровая прицельно-навигационная система ПНС-24 «Пума» массой 837 кг с РЛС переднего обзора «Орион-А» и РЛС предупреждения о столкновении при низковысотном полёте «Рельеф» обеспечивает автоматический вывод самолёта в заданный район, полёт по запрограммированному маршруту, автоматическое возвращение на свой аэродром и заход на посадку до высоты 40—50 метров. Также имеется режим автоматического низковысотного полёта с огибанием рельефа местности.

Максимальная взлётная масса машины — 39,7 т, максимальная скорость полёта на высоте составляет 1700 км/ч, потолок — 11 500 м.

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

Варианты:

  • Су-24 — базовая модификация
  • Су-24М — модернизированный бомбардировщик, первый полёт совершил в 1976 году. Установлена новая прицельно-навигационная система ПНС-24М «Тигр». Способен в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полет с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Выпущено 770 шт.
  • Су-24МП — постановщик помех, первый полёт совершил в декабре 1979 года. Выпущено 10 самолётов.
  • Су-24МР — самолёт-разведчик, первый полёт совершил в сентябре 1980 года. Выпущено 130 самолётов.
  • Су-24МК — экспортный вариант Су-24М, первый полёт совершил в 1987 году.
  • Су-24М2 — современная модернизация. Установлена новая навигационная система, которая за счёт интеграции данных, поступающих от различных источников, позволяет осуществлять длительный полёт на высотах 30—50 м (кратковременно — 10—30 м). Расширена номенклатура высокоточного оружия, в состав которого теперь входят ракеты Х-31П и Х-59М.

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

Применение:

В Афганской войне (1979—1989) советские Су-24 применялись ограниченно. К боевой работе они привлекались только во время Панджшерской операции 1984 года и вывода советских войск в 1988—1989 годах. Су-24 никогда не базировались на территории Афганистана, действуя с советских авиабаз в Средней Азии. Боевых потерь не было.

Иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе боевых вылетов не совершали и были перегнаны в Иран (присвоивший эти самолёты после завершения войны).

Самолёты, доставшиеся Азербайджану, ограниченно применялись в ходе Карабахской войны.

Узбекские Су-24 участвовали в гражданской войне в Таджикистане, одна машина была сбита.

Наиболее интенсивное боевое применение было у российских самолётов в ходе обеих Чеченских войн. Всего на Северном Кавказе было сбито или разбилось три Су-24, ещё три сгорели на аэродроме при подготовке к боевому вылету.

Также российские Су-24 применялись во время войны в Южной Осетии в 2008 году. В официальных российских сводках потерь Су-24 не упоминались, однако часть экспертов указывала на потерю двух самолётов этого типа. В 2012 году подполковник Владимир Богодухов, получивший за боевые вылеты в Южной Осетии звание Героя России, сообщил в интервью газете «Аргументы и факты», что в ходе войны зенитной ракетой был сбит один Су-24, экипаж самолёта катапультировался и приземлился в расположении российских войск.

Один ливийский Су-24 был сбит огнём повстанцев во время гражданской войны в Ливии 2011 года.

Используется украинской армией в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины в 2014 году, при этом один из самолетов был поврежден в результате попадания ракеты, выпущенной из ПЗРК, еще один — сбит 20 августа в районе н.п. Новосветловка Луганской области.

Используется сирийскими ВВС в гражданской войне. 23 сентября 2014 года, ракетой Пэтриот сбит СУ-24 вторгшийся на 800 метров в воздушное пространство Израиля.

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

Су-24 — советский/российский фронтовой бомбардировщик.

Характеристики Су-24М:

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 24,594 м (с ПВД)
  • Размах крыла: при угле стреловидности χ=16°: 17,638 м; при угле стреловидности χ=69°: 10,366 м
  • Высота: 6,192 м
  • Площадь крыла: при угле стреловидности χ=16°: 55,16 м²; при угле стреловидности χ=69°: 51 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: при угле стреловидности χ=16°: 5,64; при угле стреловидности χ=69°: 2,107
  • Угол стреловидности по передней кромке: 16°/ 35°/ 45°/ 69°
  • Поперечное V крыла: −4,5°
  • База шасси: 8,51 м
  • Колея шасси: 3,31 м
  • Масса пустого: 22300 кг
  • Масса снаряжённого: 23700 кг
  • Нормальная взлётная масса: 33500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 39700 кг
  • Нормальная посадочная масса: 24500 кг
  • Максимальная посадочная масса: 28000 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 9800 кг
  • Объём топливных баков: 11860 л
  • Силовая установка: 2 × ТРДДФ АЛ-21Ф-З
  • Бесфорсажная тяга: 2 × 7800 кгс (76,5 кН)
  • Форсажная тяга: 2 × 11200 кгс (110 кН)
  • Максимальная скорость: на высоте 200 м: 1400 км/ч (без подвесок); на большой высоте: 1700 км/ч (1,35М)
  • Скорость отрыва: 360—400 км/ч
  • Посадочная скорость: 285—310 км/ч
  • Боевой радиус: 560 км (на высоте 200 м с ПТБ и норм. боевой нагрузкой)
  • Перегоночная дальность: 2850 км (с ПТБ)
  • Практический потолок: 11500 м
  • Нагрузка на крыло: 607 кг/м² (при норм. взлётной массе при χ=16°)
  • Тяговооружённость: 0,67 / 0,56 (при норм./макс. взлётной массе на форсаже)
  • Длина разбега: 1150—1250 м (при норм. взлётной массе)
  • Длина пробега: 950—1000 м (при норм. взлётной массе и с торм. парашютом)
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +6,5G
  • Стрелково-пушечное: 1 х шестиствольная 23-мм пушка ГШ-6-23 с 500 сн.
  • Боевая нагрузка: 7500 кг (максимальная), 8 Узлов подвески вооружения
  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8); ракеты «воздух-земля»: 4 × Х-25МЛ/МР или Х-23, 3 × Х-29Л/Т или Х-59, 6 × С-25Л, 2 × Х-58
  • Неуправляемые ракеты: 192 (6 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или 120 (6 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8М или 30 (6 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13Л или 4 × 240 мм С-24 или 6 × 266 мм С-25
  • Бомбы: свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты. 3 × 1500 кг (ФАБ-1500, КАБ-1500Л/ТК и т. д.) или 7 × 500 кг (КАБ-500Л/КР, ЗБ-500) или 10 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500) или 30 или 16 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250) или 38 × 100 кг (ОФАБ-100) или 7 × контейнеров КМГУ-2
  • Пушечные контейнеры: 3 × СППУ-6 с 23 мм пушкой ГШ-6-23 с 400 сн.
  • Подвесной контейнер «Фантасмагория» для целеуказания ракетам Х-58

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы