Ил-80. Воздушный командный пункт. (СССР-Россия)
Ил-80 (Ил-86ВзПУ, изделие «65с», по классификации НАТО: Maxdome) — воздушный командный пункт, разработанный в конце 1980-х годов в КБ Ильюшина на базе пассажирского самолета Ил-86.
Первый полет совершил 29 мая 1985 года с аэродрома Придача под управлением Станислава Близнюка.
Самолет предназначен для управления Вооруженными силами в случае вооруженного конфликта с применением ядерного оружия. При создании Ил-80 были приняты меры по снижению воздействия поражающих факторов ядерного взрыва: например, отсутствие иллюминаторов, минимальное количество люков.
Визуально от своего прототипа Ил-80 отличается наличием в носовой части фюзеляжа крупного накладного отсека, в который помещено различное радиоэлектронное оборудование. Отсутствуют иллюминаторы, на крыле дополнительные пилоны с электрооборудованием. Часть самолетов имеет штангу для дозаправки в воздухе. В хвостовой части установлена выпускная тросовая антенна ОНЧ длиной около 8 км, которая применяется для связи с подводными лодками.
Всего было выпущено 4 таких самолета (б/н СССР-86146, -47,-48,-49). Все они находились в эксплуатации в Отдельной авиационной эскадрилье управления и ретрансляции 8 Авиационной дивизии особого назначения, с 1997 года переданы в сформированную 3 Авиационную эскадрилью в/ч 15650 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ).
9 мая 2010 года самолет с бортовым номером 86147 (93645) принял участие в воздушной части парада в честь 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне в Москве.
Этот же самолет принял участие в проходе во время празднования столетия ВВС РФ в Жуковском 12 августа 2012 года.
Ил-80. Воздушный командный пункт. (СССР-Россия)
Характеристики:
- Размах крыла, м: 48,06
- Длина самолета,м: 59,54
- Высота самолета,м: 15,81
- Площадь крыла,м: 320
- Масса, кг: взлетная 208000
- Тип двигателя: 4 ТВД Кузнецов НК-86. Тяга, кгс 4 х 13000
- Максимальная крейсерская скорость, км/ч: 850
- Практическая дальность, км: 3600
- Экипаж, чел 5