Bo.105. Легкий многоцелевой вертолет. (Германия)
В 1961 году фирма Boelkow, входившая в объединение Messerschmitt-Boelkow-Blohm (MBB), начала по собственной инициативе разработку легкого вертолета с двумя ГТД, который смог бы получить широкое применение для гражданских и военных целей. Для вертолета был разработан новый тип несущего винта с жестким креплением лопастей: втулка несущего винта не имела горизонтальных и вертикальных шарниров и была снабжена только осевыми шарнирами подобно втулкам изменяемого шага для воздушных винтов самолетов. Маховое движение лопастей обеспечивалось благодаря их большой упругости, для чего лопасти изготавливались из стеклопластика. Вертолет должен был быть четырех-пятиместным и отличаться простой конструкцией. Решение о полномасштабной разработке было принято в 1964 году при поддержке министерств экономики и обороны, финансировавших на 60% разработку вертолета.
Первый из трех опытных вертолетов Во.105 с двумя ГТД Allison 250-С18 и шарнирным несущим винтом от вертолета Westland "Scout" начал проходить наземные испытания в сентябре 1966 года, однако сразу же был разрушен из-за интенсивного земного резонанса. Доводка конструкции и наземные испытания были продолжены со вторым опытным вертолетом с жестким несущим винтом, который совершил первый полет 16 февраля 1967 года. Первый полет третьего опытного вертолета с двумя ГТД BMW6022 состоялся 20 декабря 1967 года, однако предпочтение было отдано американским ГТД Allison 250, установленным на двух предсерийных вертолетах, которые начали проходить летные испытания в 1969 году и были сертифицированы в ФРГ в 1971 году и в США в 1972 году.
Правительством ФРГ в 1976 году были заказаны для министерства обороны 227 вертолетов Во.105М в разведывательном и связном вариантах VBH и 212 Во.105Р в противотанковом промежуточном варианте РАН-1, поставки которых были начаты соответственно в 1979 и 1980 годах.
Если вас интересует прием металлов, обращайтесь.
Серийное производство вертолетов Во.105 началось в 1975 году и к 1994 году было произведено более 1400 вертолетов, из них примерно 800 гражданских и 600 военных, которые поучили широкое применение и используются в 40 странах. Кроме того, вертолеты Во.105 производились по лицензии с 1975 года на Филиппинах, где фирмой "PADC" было построено 76 вертолетов; в Индонезии, где фирмой "IPTN" было построено 155 вертолетов; в Испании, где фирмой "CASA" было построено 160 вертолетов; в Канаде, где отделением фирмы "МВB Canada" произведено 250 вертолетов, и в Чили, где фирмой "ENAER" было произведено 96 вертолетов.
Для армии ФРГ поставлено 124 разведывательных вертолета Bo.105M / VBH и 219 противотанковых вертолетов Во.105 / РАН-1, поставки которых были завершены в 1984 году. Поставлено 12 вертолетов ВМС Мексики и 24 — армии и ВВС Швеции. По контракту министерству обороны Испании поставлено 70 вертолетов Во.105 СВ, в том числе 18 — для армейской разведки, 14 — для наблюдения, 28 — противотанковых. Цена вертолета Во.105 CBS (по курсу 1992 года) составляла 1.95 млн долларов, вертолета Во.105 LS — 2.2 млн долларов.
Вертолеты Во.105 отличаются высокой маневренностью, на них выполнялись все фигуры высшего пилотажа, включая петлю Нестерова. На вертолетах Во.105 установлен ряд международных рекордов, среди которых рекорд дальности 1714 км в 1974 году.
Bo.105. Легкий многоцелевой вертолет. (Германия)
Модификации:
Bo.105 — прототип. Первый полёт 16 февраля 1967 года.
Bo.105A — первый серийный.
Bo.105ATH — противотанковый. Вооружён ПТУР «Хот». Фирмой CASA изготовлено 28 вертолётов для ВВС Испании.
Bo.105C — гражданский с двигателями «Аллисон 250-C20».
Bo.105CB — военный с двигателями «Аллисон 250-C20».
Bo.105CBS — гражданский с удлинённым на 0,25 м фюзеляжем. Изготовлено 616 вертолётов.
Bo.105CBS-4 «Супер Файв» — модернизированный. Отличается новым несущим винтом. Сертифицирован в 1993 году.
Bo.105GSH — разведчик для ВВС Испании. Вооружён 20-мм пушкой «Рейнметалл». Изготовлено 18 вертолётов.
Bo.105L — с двигателями «Аллисон 250-C28». Первый полёт в 1981 году. Производится с 1983 года по лицензии в Канаде.
Bo.105LOH — вертолёт связи и наблюдения. Фирмой CASA изготовлено 14 вертолётов для ВВС Испании.
Bo.106 — опытный с увеличенной кабиной и более мощными двигателями. Первый полёт состоялся 25 сентября 1973 года.
Bo.115 — модернизированный боевой вертолёт (проект). В 1974 году построен полномасштабный макет.
Bo.115HCH — опытный. Испытывался в 1975 году.
Bo.105. Легкий многоцелевой вертолет. (Германия)
Характеристики (соответствуют модификации MBB 105):
- Экипаж: 1;
- Пассажировместимость: 4 пассажира или 2 носилок;
- Длина: 8,55 м (без несущего винта);
- Диаметр несущего винта: 9,82 м;
- Диаметр рулевого винта: 1,9 м;
- Высота: 2,98 м;
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 76,05 м²;
- Профиль крыла: NACA 23012 (лопасти винта);
- Колея шасси: 2,5 м;
- Масса пустого: 1120 кг;
- Нормальная взлётная масса: 2000 кг;
- Максимальная взлётная масса: 2300 кг;
- Объём топливных баков: 570 л;
- Силовая установка: 2 × турбовальных Allison 250-C20;
- Мощность двигателей: 2 × 400 л. с. (2 × 294 кВт);
- Максимально допустимая скорость: 270 км/ч;
- Максимальная скорость: 232 км/ч;
- Практическая дальность: у земли: 585 км, на высоте: 656 км (на 1525 м)
- Перегоночная дальность: (с дополнительными баками) - у земли: 1030 км, на высоте: 1158 км (на 1525 м);
- Продолжительность полёта: 6 ч 35 мин (с дополнительными баками);
- Практический потолок: 5030 м;
- Статический потолок: с использованием эффекта земли: 2715 м, без использования эффекта земли: 1735 м;
- Скороподъёмность: 6,7 м/с;
- Точки подвески: 2;
- Боевая нагрузка: 456 кг;
- Управляемые ракеты: ракеты «воздух-земля»: 8 × TOW или 6 × HOT;
- Дополнительное вооружение: система НBS 202 с 20 мм пушкой Rheinmetall Mk 20 Rh 202 c 525 патронами, турель Emerson Flexible Turret System с 7,62 мм шестиствольным пулеметом M134 Minigun с 1000 патронами.