NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)
NAeL Minas Gerais - легкий авианосец ВМС Бразилии, бывший английский «Вендженс» типа «Колоссус», купленный у Великобритании 14 декабря 1956 года. Построен компанией Swan Hunter в 1942-1945 годах, в 1952 передан в аренду Австралии, в 1955 году с вступлением в строй австралийского авианосца «Мельбурн» был возвращен Великобритании.
14 декабря 1956 года продан Бразилии за 9 млн долл. Переименован в «Минас-Жерайс» в честь одного из штатов Бразилии. В июне 1957 - декабре 1960 года прошел реконструкцию стоимостью 27 млн долл. в Роттердаме (Нидерланды) на верфи Verolme (нем.)русск. Dock. В процессе реконструкции получил новое вооружение, паровую катапульту, угловую полетную палубу (8.5°), новую надстройку и американское электронное оборудование.
18 октября 1960 года авианосец прибыл в Великобританию, где провел летные испытания пилотами 700-й эскадрильи Королевских ВВС (27 посадок трубовинтовых самолетов Gannet и 34 посадки реактивных Sea Hawk). После успешных испытаний авианосец отбыл в Бразилию, где 6 декабря 1960 года был введен в состав флота и стал флагманским кораблем ВМС Бразилии.
Первыми летательными аппаратами, базировавшимися на авианосец были два вертолета Westland Whirlwind SRS.2 английской постройки и три торпедоносца «Avenger» времен Второй мировой войны, подаренных США. Два из этих самолетов ранее находились в составе морской авиации Нидерландов, один - в составе авиации французских ВМС. Во время перелета в Бразилию один из самолетов упал в море.
24 февраля 1963 года приказом начальника Генерального штаба (циркуляр 007/63) были созданы морские воздушные силы (Força Aérea Naval, ForAeNav) в составе авианосца «Минас-Жерайс» и 1-й авианосной авиагруппы (1o. Grupo Aéreo Embarcado), которая подразделялась на 1-ю эскадрилью противолодочных самолетов (1o. Esquadrão de Aviões Anti-Submarinos), 1-ю эскадрилью противолодочных вертолетов (1o. Esquadrão de Helicópteros Anti-Submarinos) и 1-ю разведывательную эскадрилью (1o. Esquadrão de Aviação de Caça).
24 февраля 1965 года была создана 1-я истребительно-штурмовая эскадрилья (1º Esquadrão de Aviões de Interceptação e Ataque, VF-1). К авианосцу была приписана эскадрилья самолетов P-16 Tracker ВВС Бразилии. С этого времени в бразильской морской авиации существовало своеобразное разделение функций: вертолеты находились в ведении флота и пилотировались морскими летчиками, самолеты - в ведении военно-воздушных сил. Это решение было принято в связи с конфликтом между ВМС и ВВС из-за контроля над авиацией и зафиксировано указом правительства 55.627 от 26 января 1965 года.
NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)
В течение всей своей службы в бразильском флоте использовался как противолодочный авианосец. Авиагруппа состояла из 8 противолодочных самолетов S-2 «Трекер», 4 противолодочных вертолета (SH-34J, а затем SH-3 «Си Кинг») и 4-5 многоцелевых вертолетов.
В 1976-1980 годах авианосец прошел модернизацию. Состав авиагруппы не изменился.
В течение всего периода службы «Минас-Жерайс» участвовал в десантных операциях, во время которых на него базировались вертолеты UH-14 Super Cougar и UH-12/13 Squirrel морской пехоты. Во время англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова для обеспечения ПВО флота было решено приобрести самолеты A-4 «Скайхок». Однако в связи с запретом для ВМФ использовать самолеты и недостатком средств эти планы были отложены почти на 20 лет.
В декабре 1987 года во время учений DRAGON XXIII на авианосце произошла поломка катапульты. С этого момента и до 1996 года «Минас-Жерайс» действовал только как вертолетоносец.
В январе 1988 года авианосец принял участие в учениях TROPICALEX I.
С октября 1991 года по 1993 год авианосец прошел модернизацию, во время которой были установлены два навигационных радара, радиолокационная система посадки Scanter-MIL и БИУС SICONTA Mk-1 бразильской разработки. В сентябре 1994 года на корабле были установлены приобретенные во Франции три ЗРК SADRAL с инфракрасным наведением, которые заменили устаревшие зенитные автоматы «Бофорс». В это же время в США были приобретены 9 противолодочных вертолетов SH-3 «Си Кинг».
В 1995-1996 годах на авианосеце был произведен ремонт катапульты с использованием комплектующих, снятых со списанного однотипного аргентинского авианосца «Вейнтисинко де Майо» (бывший английский авианосец «Венерэбл» типа «Колоссус»). Однако после этого катапульта использовалась редко. Последний взлет самолета P-16 Tracker с палубы «Минас-Жерайс» произошел 9 октября 1996 года. Однако в 1997 году авианосец участвовал в совместных аргентино-бразильских учениях, во время которых на него базировались аргентинские самолеты «Супер Этандар».
В 1997-1998 годах авианосец прошел очередную модернизацию с целью продления срока его службы до 2005 года. Во время этой модернизации авианосец получил возможность работы с недавно приобретенными самолетами A-4 «Скайхок», что значительно усилило его ударные возможности. После долгого перерыва вернулась к активной службе 1-й истребительно-штурмовая эскадрилья VF-1.
13-24 января 2001 года во время учений CATRAPO I впервые в истории бразильского флота были проведены операции реактивных самолетов с борта авианосца. 18 января 2001 года капитан-лейтенант Фернандо Соуза Вилела (Fernando Souza Vilela) совершил первую посадку на самолете A-4 «Скайхок» при помощи аэрофинишера. В тот же день капитан-лейтенант Маркос Антонио Соуза (Marcos Antonio Souza) совершил катапультный взлет на самолете того же типа.
NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)
16 февраля 2001 года на авианосце были проведены последние полеты. В связи с приобретением во Франции авианосца «Фош» типа «Клемансо» (в бразильском флоте получил название A-12 «Сан-Паулу») было решено вывести «Минас-Жерайс» из состава флота. «Минас-Жерайс» был реклассифицирован во вспомогательный вертолетоносец и 16 сентября 2001 года во время торжественной церемонии на военно-морской базе Рио-де-Жанейро выведен из состава ВМС Бразилии.
В 2002 году списанный авианосец был продан с аукциона за 2 млн. долл. гонконгской компании «Jiexin Shipping». Компания планировала поставить его на якорь в Жоушане (Zhoushan) недалеко от Шанхая и превратить в развлекательный центр. Однако эти планы не были осуществлены, и 4 сентября 2003 года «Минас-Жерайс» был продан компании «Arusha shopping». В 2004 году авианосец стоял на военно-морской верфи Рио-де-Жанейро (Naval Dockyard at Rio de Janeiro), на его борту находились 350 человек экипажа, поддерживавшие в работоспособности системы корабля. В это время в Великобритании набирала силу общественная компания за превращение авианосца в музей. Однако эта компания не нашла поддержки правительства Великобритании, и в 2004-2005 годах «Минас-Жерайс» был разрезан на металл в Аланге (Индия).
- Изготовитель: Swan Hunter;
- Строительство начато: 16.11.1942 (HMS Vengeance, R71);
- Спущен на воду: 23.02.1944;
- Введен в эксплуатацию: 15.01.1945 Великобритания, 06.12.1960 Бразилия;
- Выведен из состава флота: 16.10.2001.
Характеристики:
- Водоизмещение: 15 890 т (стандартное), 19 900 т (полное);
- Длина: 192,0 м (корпус), 211,8 м (палуба);
- Ширина: 24,4 м (корпус), 32,0 м (палуба);
- Осадка: 7,3 м;
- Двигатели: 2-вальный ТЗА «Парсонс», 4 котла;
- Мощность: 40 000 л. с. (29,4 МВт);
- Дальность плавания: 12 000 миль (14 уз.), 6200 миль (23 уз.);
- Экипаж: 1000 человек, + 300 человек авиагруппы;
- Вооружение: Артиллерия 2 × 47-мм салютные пушки;
- Зенитная артиллерия: До 1994 г.:2 × 4 - 40-мм «Бофорс», 1 × 2 - 40-мм «Бофорс»;
- Ракетное вооружение: С 1994 г.: 3 ЗРК «Садрал»;
- Авиационная группа: 8 самолетов, 8-9 вертолетов.