NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)

NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)

NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)

NAeL Minas Gerais - легкий авианосец ВМС Бразилии, бывший английский «Вендженс» типа «Колоссус», купленный у Великобритании 14 декабря 1956 года. Построен компанией Swan Hunter в 1942-1945 годах, в 1952 передан в аренду Австралии, в 1955 году с вступлением в строй австралийского авианосца «Мельбурн» был возвращен Великобритании.

14 декабря 1956 года продан Бразилии за 9 млн долл. Переименован в «Минас-Жерайс» в честь одного из штатов Бразилии. В июне 1957 - декабре 1960 года прошел реконструкцию стоимостью 27 млн долл. в Роттердаме (Нидерланды) на верфи Verolme (нем.)русск. Dock. В процессе реконструкции получил новое вооружение, паровую катапульту, угловую полетную палубу (8.5°), новую надстройку и американское электронное оборудование.

18 октября 1960 года авианосец прибыл в Великобританию, где провел летные испытания пилотами 700-й эскадрильи Королевских ВВС (27 посадок трубовинтовых самолетов Gannet и 34 посадки реактивных Sea Hawk). После успешных испытаний авианосец отбыл в Бразилию, где 6 декабря 1960 года был введен в состав флота и стал флагманским кораблем ВМС Бразилии.

Первыми летательными аппаратами, базировавшимися на авианосец были два вертолета Westland Whirlwind SRS.2 английской постройки и три торпедоносца «Avenger» времен Второй мировой войны, подаренных США. Два из этих самолетов ранее находились в составе морской авиации Нидерландов, один - в составе авиации французских ВМС. Во время перелета в Бразилию один из самолетов упал в море.

24 февраля 1963 года приказом начальника Генерального штаба (циркуляр 007/63) были созданы морские воздушные силы (Força Aérea Naval, ForAeNav) в составе авианосца «Минас-Жерайс» и 1-й авианосной авиагруппы (1o. Grupo Aéreo Embarcado), которая подразделялась на 1-ю эскадрилью противолодочных самолетов (1o. Esquadrão de Aviões Anti-Submarinos), 1-ю эскадрилью противолодочных вертолетов (1o. Esquadrão de Helicópteros Anti-Submarinos) и 1-ю разведывательную эскадрилью (1o. Esquadrão de Aviação de Caça).

24 февраля 1965 года была создана 1-я истребительно-штурмовая эскадрилья (1º Esquadrão de Aviões de Interceptação e Ataque, VF-1). К авианосцу была приписана эскадрилья самолетов P-16 Tracker ВВС Бразилии. С этого времени в бразильской морской авиации существовало своеобразное разделение функций: вертолеты находились в ведении флота и пилотировались морскими летчиками, самолеты - в ведении военно-воздушных сил. Это решение было принято в связи с конфликтом между ВМС и ВВС из-за контроля над авиацией и зафиксировано указом правительства 55.627 от 26 января 1965 года.

NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)

NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)

В течение всей своей службы в бразильском флоте использовался как противолодочный авианосец. Авиагруппа состояла из 8 противолодочных самолетов S-2 «Трекер», 4 противолодочных вертолета (SH-34J, а затем SH-3 «Си Кинг») и 4-5 многоцелевых вертолетов.

В 1976-1980 годах авианосец прошел модернизацию. Состав авиагруппы не изменился.

В течение всего периода службы «Минас-Жерайс» участвовал в десантных операциях, во время которых на него базировались вертолеты UH-14 Super Cougar и UH-12/13 Squirrel морской пехоты. Во время англо-аргентинского конфликта за Фолклендские острова для обеспечения ПВО флота было решено приобрести самолеты A-4 «Скайхок». Однако в связи с запретом для ВМФ использовать самолеты и недостатком средств эти планы были отложены почти на 20 лет.

В декабре 1987 года во время учений DRAGON XXIII на авианосце произошла поломка катапульты. С этого момента и до 1996 года «Минас-Жерайс» действовал только как вертолетоносец.

В январе 1988 года авианосец принял участие в учениях TROPICALEX I.

С октября 1991 года по 1993 год авианосец прошел модернизацию, во время которой были установлены два навигационных радара, радиолокационная система посадки Scanter-MIL и БИУС SICONTA Mk-1 бразильской разработки. В сентябре 1994 года на корабле были установлены приобретенные во Франции три ЗРК SADRAL с инфракрасным наведением, которые заменили устаревшие зенитные автоматы «Бофорс». В это же время в США были приобретены 9 противолодочных вертолетов SH-3 «Си Кинг».

В 1995-1996 годах на авианосеце был произведен ремонт катапульты с использованием комплектующих, снятых со списанного однотипного аргентинского авианосца «Вейнтисинко де Майо» (бывший английский авианосец «Венерэбл» типа «Колоссус»). Однако после этого катапульта использовалась редко. Последний взлет самолета P-16 Tracker с палубы «Минас-Жерайс» произошел 9 октября 1996 года. Однако в 1997 году авианосец участвовал в совместных аргентино-бразильских учениях, во время которых на него базировались аргентинские самолеты «Супер Этандар».

В 1997-1998 годах авианосец прошел очередную модернизацию с целью продления срока его службы до 2005 года. Во время этой модернизации авианосец получил возможность работы с недавно приобретенными самолетами A-4 «Скайхок», что значительно усилило его ударные возможности. После долгого перерыва вернулась к активной службе 1-й истребительно-штурмовая эскадрилья VF-1.

13-24 января 2001 года во время учений CATRAPO I впервые в истории бразильского флота были проведены операции реактивных самолетов с борта авианосца. 18 января 2001 года капитан-лейтенант Фернандо Соуза Вилела (Fernando Souza Vilela) совершил первую посадку на самолете A-4 «Скайхок» при помощи аэрофинишера. В тот же день капитан-лейтенант Маркос Антонио Соуза (Marcos Antonio Souza) совершил катапультный взлет на самолете того же типа.

NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)

NAeL Minas Gerais. Авианосец. (Бразилия)

16 февраля 2001 года на авианосце были проведены последние полеты. В связи с приобретением во Франции авианосца «Фош» типа «Клемансо» (в бразильском флоте получил название A-12 «Сан-Паулу») было решено вывести «Минас-Жерайс» из состава флота. «Минас-Жерайс» был реклассифицирован во вспомогательный вертолетоносец и 16 сентября 2001 года во время торжественной церемонии на военно-морской базе Рио-де-Жанейро выведен из состава ВМС Бразилии.

В 2002 году списанный авианосец был продан с аукциона за 2 млн. долл. гонконгской компании «Jiexin Shipping». Компания планировала поставить его на якорь в Жоушане (Zhoushan) недалеко от Шанхая и превратить в развлекательный центр. Однако эти планы не были осуществлены, и 4 сентября 2003 года «Минас-Жерайс» был продан компании «Arusha shopping». В 2004 году авианосец стоял на военно-морской верфи Рио-де-Жанейро (Naval Dockyard at Rio de Janeiro), на его борту находились 350 человек экипажа, поддерживавшие в работоспособности системы корабля. В это время в Великобритании набирала силу общественная компания за превращение авианосца в музей. Однако эта компания не нашла поддержки правительства Великобритании, и в 2004-2005 годах «Минас-Жерайс» был разрезан на металл в Аланге (Индия).

  • Изготовитель: Swan Hunter;
  • Строительство начато: 16.11.1942 (HMS Vengeance, R71);
  • Спущен на воду: 23.02.1944;
  • Введен в эксплуатацию: 15.01.1945 Великобритания,  06.12.1960 Бразилия;
  • Выведен из состава флота: 16.10.2001.

Характеристики:

  • Водоизмещение: 15 890 т (стандартное), 19 900 т (полное);
  • Длина: 192,0 м (корпус), 211,8 м (палуба);
  • Ширина: 24,4 м (корпус), 32,0 м (палуба);
  • Осадка: 7,3 м;
  • Двигатели: 2-вальный ТЗА «Парсонс», 4 котла;
  • Мощность: 40 000 л. с. (29,4 МВт);
  • Дальность плавания: 12 000 миль (14 уз.), 6200 миль (23 уз.);
  • Экипаж: 1000 человек, + 300 человек авиагруппы;
  • Вооружение: Артиллерия 2 × 47-мм салютные пушки;
  • Зенитная артиллерия: До 1994 г.:2 × 4 - 40-мм «Бофорс», 1 × 2 - 40-мм «Бофорс»;
  • Ракетное вооружение: С 1994 г.: 3 ЗРК «Садрал»;
  • Авиационная группа: 8 самолетов, 8-9 вертолетов.

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы