ADATS. ЗРК. (США)
ADATS (Air Defense Anti-Tank System — зенитная и противотанковая система) — американский самоходный зенитный ракетный комплекс.
Разработка многоцелевого ракетного комплекса АDATS, способного поражать как воздушные, так и наземные цели, была завершена швейцарской фирмой "Oerlikon Contraves" совместно с американской "Martin Marietta" в 1984 году.
Комплекс предназначен для борьбы с высокоскоростными низколетящими самолетами, вертолетами, беспилотными средствами разведки, а также с наземными бронированными целями. Он может использоваться для обороны как мобильных, так и стационарных объектов.
В апреле 1986 года был подписан контракт на производство и поставку вооруженным силам Канады (в период 1988 - 1989 годов) 36 многоцелевых ракетных комплексов АDАТS и 800 ракет к ним. В качестве потенциальных покупателей данного комплекса рассматриваются также США, Нидерланды, Бельгия, Турция и ряд других стран.
В 1987 г. он стал одной из 4 систем ПВО, принявшей участие и признанной победителем в конкурсе, организованном командованием ПВО Сил передового базирования США. Конкурс включал оценку точности обнаружения и сопровождения целей, выполняющих налет по типовым сценариям. Тем не менее на вооружение США по финансовым соображениям было принято только 8 комплексов ADATS.
ADATS. ЗРК. (США)
В состав ракетного комплекса АDATS входят:
- восемь ракет в транспортно-пусковых контейнерах,
- РЛС обнаружения воздушных целей,
- электронно-оптический модуль сопровождения целей и наведения на них ракет,
- ЭВМ и другое необходимое оборудование.
Боевой расчет три человека: командир, оператор и механик-водитель. Модульная конструкция комплекса позволяет монтировать его на гусеничных или колесных машинах различного типа.
Управляемая по лазерному лучу ракета ADATS выполнена по нормальной аэродинамической схеме, имеет твердотопливный двигатель с двумя режимами работы. Благодаря высокой максимальной скорости полета (М = 3) она способна на довольно больших дальностях поражать подвижные цели, видимые в течение короткого промежутка времени. В ракете применена кумулятивно-осколочная боевая часть, способная пробивать броню толщиной до 900 мм. Взрыватели двух типов; неконтактный используется при стрельбе по воздушным целям и контактный - по наземным бронированным. Время перезаряжания всех ракет без применения специальных устройств двумя членами боевого расчета составляет менее 10 минут.
Импульсно-доплеровская РЛС кругового обзора представляет собой усовершенствованный вариант радиолокационной станции LPD-20, разработанной итальянским отделением фирмы "Oerlikon Contraves". Станция может работать на месте и в движении, способна обнаруживать самолеты и вертолеты на дальностях до 24 км, летящие на высотах до 6 км. В зависимости от рельефа местности наземные бронированные цели она обнаруживает на дальности до 6 км. Передатчик РЛС, работающий в диапазоне волн 5,2 - 10,9 ГГц, выполнен на лампе бегущей волны и имеет быструю перестройку частоты. Процессор обеспечивает одновременное сопровождение до шести целей. РЛС объединена с системой опознавания "свой - чужой" и выдает на экран кругового обзора координаты цели (азимут и дальность) и ее принадлежность. В начале 80-х годов в США на Абердинском полигоне проводились оценочные испытания данной станции по обнаружению вертолетов на дальностях 5-18 км при угле места диаграммы направленности антенны от 0 до 1°. Сообщалось, что вертолет UН-1Н "Ирокез", летевший на малых высотах, обнаруживался РЛС в диапазоне дальностей 11-16 км с вероятностью 0,9. Устройства сопровождения обоих типов имеют широкое и узкое поля зрения (телевизионное — 4° и 0,9°, тепловизионное — 9° и 3,2°) и могут использоваться при слежении как за воздушными, так и за наземными целями. Телевизионное устройство, обладающее большой разрешающей способностью, применяется в светлое время суток при благоприятных метеоусловиях, а тепловизионное (диапазон длин волн 8—12 мкм), разработанное на основе системы ночного видения вертолета АН-64А "Apache", — при сопровождении воздушных целей не только в темное время, но и в сложных метеоусловиях.
ADATS. ЗРК. (США)
Электронно-оптический модуль сопровождения смонтирован на вращающейся башне между двумя сборками ракет. Он имеет гиростабилизированную платформу, на которой располагаются тепловизионное устройство, телевизионная камера, лазерная система наведения ракет (по кодированному лучу), лазерный дальномер на кристалле нитриево-алюминиевого граната с примесью неодима, инфракрасные гониометры, предназначенные для определения координат ракеты при работающем двигателе. Модуль позволяет сопровождать цели по углу места -1° до +90° при любом азимуте.
Инфракрасное и телевизионное (пассивные) устройства сопровождения были выбраны вследствие того, что они имеют малую массу, небольшие размеры, обладают высокой помехозащищенностью от средств РЭБ и хорошими характеристиками при сопровождении наземных и низколетящих воздушных целей, снижают вероятность поражения комплекса самонаводящимися противорадиолокационными ракетами. Устройства сопровождения обоих типов имеют широкое и узкое поля зрения (телевизионное — 4° и 0,9°, тепловизионное — 9° и 3,2°) и могут использоваться при слежении как за воздушными, так и за наземными целями. Телевизионное устройство, обладающее большой разрешающей способностью, применяется в светлое время суток при благоприятных метеоусловиях, а тепловизионное инфракрасное (диапазон длин волн 8—12 мкм), разработанное американской фирмой "Martin Marietta" на основе системы ночного видения боевого вертолета АН-64А "Apache",— при сопровождении воздушных целей не только в темное время, но и в сложных метеоусловиях.
Телевизионное устройство, примененное в комплексе ADATS, имеет большую разрешающую способность, чем инфракрасное, и обычно используется в качестве основного прибора сопровождения наземных целей. Его оптические каналы объединены с лазерным дальномером. Пассивные устройства сопровождения могут использоваться также для обнаружения воздушных и наземных целей, когда необходимо повысить скрытность боевого применения комплекса или в условиях сильного радиопротиводействия противника.
ADATS. ЗРК. (США)
Комплекс ADATS на шасси М113М2 авиатранспортабелен самолетом С-130 "Геркулес". Во время многочисленных испытаний, проходивших в различных климатических условиях (от -40°С до +70°С), комплекс ADATS показал устойчивую работу.
Комплекс ADATS может быть интегрирован с другими бронированными шасси или стационарными системами ПВО. Один из последних таких примеров — интегрирование в 1995 г. комплекса ADATS с шасси типа МО WAG Piranha (колесная формула 10x10). Этот вариант комплекса предназначен для противовоздушной обороны аэродромов, электростанций и других важных объектов. Предполагается использовать комплекс ADATS в морском варианте базирования как самостоятельной системы ПВО, так и интегрированной с другими типами противовоздушного вооружения.
Комплекс ADATS с помощью системы С3 (Command, Control and Communication) может объединяться в сетевую структуру, состоящую из шести комплексов. Образуется один тактический узел, связь в котором осуществляется с помощью одной из 2000 закрытых частот. Такой тактический узел позволяет комплексам ADATS иметь связь с другими РЛС и системами вооружения, а также аналогичными тактическими узлами. Один из шести комплексов ADATS считается главным, к его командиру поступает полная информация о координатах нахождения каждого комплекса, а также о текущей тактической обстановке. Кроме того, в состав тактического узла входит одна или несколько обзорных РЛС, обеспечивающих радиолокационной информацией все комплексы. Командир тактического узла руководит боевой работой комплексов, передает им боевые распоряжения по управлению вооружением, производит целераспределение на каждый комплекс по соответствующим каналам связи.
ADATS. ЗРК. (США)
Характеристики:
- Экипаж, чел.: 3;
- Длина корпуса, мм: 4860;
- Ширина корпуса, мм: 2690;
- Высота, мм: 2500;
- Калибр и марка пушки: 1 × 25-мм;
- Тип пушки: нарезная автоматическая;
- Прицелы: оптический визир, РЛС;
- Пулеметы: 1 × 12,7 мм;
- Другое вооружение: 8 ЗУР MIM-146;
- Тип двигателя: 6-цилиндров двухтактный дизель General Motors//Detroit Diesel 6V53;
- Мощность двигателя, л. с.: 212;
- Скорость по шоссе, км/ч: 58;
- Тип подвески: индивидуальная торсионная.