Ляонин. Авианосец. (Китай), Описание, характеристики.
Ляонин (авианосец) - авианосец Военно-морских сил Китая. Был заложен в 1985 году на верфи в Николаеве для ВМФ СССР под названием «Рига», как второй авианосец проекта 1143.6. 19 июня 1990 года был переименован в «Варяг».
После распада СССР корабль достался Украине и постройка была прекращена в 1992 году. В 1998 году куплен Китаем за 25 миллионов долларов, официально - с целью организации плавучего центра развлечений. Отбуксирован в Китай и достроен как авианосец. 25 сентября 2012 вошел в состав ВМФ НОАК. По состоянию на 2017 год один из двух существующих авианосцев Китая.
ТАВКР проекта 1143.6 разработан в Невском проектно-конструкторском бюро под руководством В. Ф. Аникиева. 21 августа 1985 года зачислен в списки кораблей ВМФ СССР и 6 декабря 1985 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 106), спущен 25 ноября 1988 года. В 1992 году, при 67 % технической готовности, строительство было приостановлено и корабль законсервирован.
Конструкция корабля близка к однотипному «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», большинство отличий заключаются в использованных системах боевого и радиоэлектронного вооружения. По имеющимся данным, пусковые установки противокорабельных ракет П-700 «Гранит» в носовой части авианосца были демонтированы, а палубные шахты для них - заделаны, чтобы освободить место для размещения запасных частей к самолетам и вертолетам корабельной авиагруппы.
Вместо 8 зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Каштан», достроенный в Китайской Народной Республике авианосец несет три 11-ствольных 30-мм зенитных артиллерийских комплекса Type 1130, являющегося своеобразным гибридом систем Goalkeeper и Meroka. Зенитно-ракетное вооружение состоит из трех 18-зарядных пусковых установок зенитных управляемых ракет FL-3000N ближнего радиуса действия, оснащенных инфракрасными головками самонаведения и имеющих дальность стрельбы до 6 километров.
Ляонин. Авианосец. (Китай), Описание, характеристики.
В целом, ракетно-артиллерийское вооружение «Ляонина» является сильно ослабленным по сравнению с первоначальным советским проектом и теперь ориентировано исключительно на ближнюю противовоздушную оборону авианосца, но и в этом качестве существенно уступает базовому проекту (например, боекомплект зенитных управляемых ракет на борту сократился почти в пять раз - с 256 до 54 единиц, а количество 30-мм артиллерийских стволов уменьшилось втрое - с 96 до 33). Впрочем, возможно, за счет данного решения был увеличен запас авиационных горюче-смазочных материалов и/или авиационных боеприпасов на корабле.
В 1993 году по договору между Украиной и РФ строящийся ТАВКР «Варяг» отошел Украине. Еще до раздела Черноморского флота СССР, в начале 1992 года, в Китайскую Народную Республику поступили предложения от Украины о продаже авианосца. Для оценки возможностей на Украину была послана специальная комиссия от ВМФ НОАК.
В апреле 1998 года авианосец был продан китайской компании Chong Lot Travel Agency Ltd за 20 млн долл., как было объявлено, для организации плавучего центра развлечений с казино подобно плавучим развлекательным центрам, переделанным из «Киева» и «Минска». Сюй Цзинпин утверждал, что общие его расходы на сделку были гораздо выше, и он потратил в 1996-1999 годах не менее 120 млн долл. своих и взятых взаймы средств. Несмотря на его продолжительные переговоры с Госсоветом КНР, китайское правительство было согласно вернуть бизнесмену только 20 млн долл., заплаченных на аукционе, а также прочие документально оформленные расходы.
В 2000 году буксир Suhaili прибыл на Черное море, чтобы начать буксировку авианосца. Но Турция, под давлением США отказывалась пропустить его через Босфор в течение 16 месяцев, по официальной версии - прохождение через черноморские проливы столь крупного корпуса, не имеющего собственных двигателей, может повлечь тяжелые навигационные последствия. На протяжении всего этого времени, пока шли переговоры, корабль циркулировал в Черном море. 2 ноября 2001 года турецкие власти наконец дали разрешение на проход, и авианосец под буксировкой Haliva Champion и «Николай Чикер» через пролив перешел в Средиземное море, что заняло почти 6 часов.
3 ноября 2001 года, сразу же по выходе из проливов, буксируемый авианосец попал в сильный шторм, достигающий 9 баллов по шкале Бофорта. Ночью произошел обрыв буксирного троса, и корпус с семью членами экипажа на борту, впоследствии снятыми вертолетом береговой охраны Греции, дрейфовал в Эгейском море до 4 ноября. Плохая погода мешала попыткам буксиров восстановить контроль над кораблем. 6 ноября, при попытке завести на авианосец буксирный трос, погиб матрос Арес Линн с буксира Haliva Champion. Лишь 7 ноября контроль над авианосцем был восстановлен.
Правила движения по Суэцкому каналу воспрещают прохождение кораблей без действующей силовой установки, поэтому «Варяг» был направлен в плавание вокруг Африки через Гибралтар. Два буксира, «Николай Чикер» и Sandy Cape, буксировали корабль со средней скоростью 11 километров в час на протяжении 28200-километрового маршрута, с промежуточными остановками для заправки и пополнения запасов. Корабль прибыл в Китай 3 марта 2002 года и сразу был поставлен на верфь в Даляне.
Общая стоимость корабля для КНР составила 25 миллионов долларов украинскому правительству и 5 миллионов долларов платы за буксировку.
В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке. Сильно заржавевший корпус был очищен пескоструйной обработкой и покрашен. Каталог «Jane’s Fighting Ships» предполагал, что корабль может быть назван «Ши Лан» и получит бортовой номер 83, но эти данные не были подтверждены.
В начале 2008 года корабль получил неофициальное имя «施琅» («Ши Лан»), что позднее было опровергнуто Министерством обороны КНР, и бортовой номер «83». Корабль был поставлен на инспекцию и ремонт в сухой док военно-морской базы Далянь. Планы ВМФ НОАК в отношении авианосца были неопределенными долгое время. Аналитики обсуждали ряд возможностей: ввод в строй или использование как базы для тренировок. В сухом доке была проведена установка двигателей и тяжелого оборудования. На нем были смонтированы новые радары, системы вооружения, перестроена надстройка и заделаны шахты противокорабельных ракет «Гранит».
Ляонин. Авианосец. (Китай), Описание, характеристики.
В мае 2010 года появились первые фотографии истребителя Shenyang J-15, основанного на прототипе Су-33 (опытный советский самолет Т10К был куплен Китаем у Украины), предназначенного для этого и других авианесущих кораблей китайского флота.
В апреле 2011 года Тайвань обвинил Китай в том, что на основе чертежей ТАВКР «Варяг» Пекин намерен начать строительство собственных авианосцев, а работы, ведущиеся с самим кораблем, также свидетельствуют о намерении ввести его в строй ВМС, а не, как было обещано, в качестве плавучего развлекательного центра с казино. Это косвенно подтверждалось тем, что Китай построил полигон для подготовки летчиков палубной авиации, аналогичный комплексу «НИТКА» в Крыму. К началу лета выяснилось, что достройка и модернизация авианосца на верфи в Даляне практически завершена.
8 июня 2011 года начальник Генштаба НОАК генерал Чэнь Биндэ впервые официально подтвердил, что корабль будет введен в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служба учебной и экспериментальной платформой для будущей постройки собственных китайских авианосцев.
10 августа 2011 года корабль впервые вышел на ходовые испытания, продолжавшиеся 4 дня. 15 августа авианосец вернулся в Далянь и покинул порт только 29 ноября того же года. С декабря 2011 по июль 2012 года корабль провел ряд маневров, во время которых, по данным источников, проводились испытания различных систем вооружения и оборудования и взлеты и посадки вертолетов на палубу. Однако в ходе этих испытаний посадка самолетов на палубу не проводилась.
В конце ноября - начале декабря 2011 года авианосец прошел вторую серию ходовых испытаний, которая продолжалась 12 дней. 8 декабря авианосец был сфотографирован в Желтом море (примерно в ста километрах к юго-востоку от китайского порта Далянь) американским разведывательным спутником. Власти Китая не раскрывали деталей задания, которое было поставлено перед кораблем, ограничившись комментарием, что авианосец выведен в море для «соответствующих научных исследований и экспериментов». К маю 2012 года авианосец выполнил шесть ходовых испытаний.
Ранее сообщалось, что по завершении полной программы испытаний авианосец будет передан Даляньскому военно-морскому корабельному институту, став его третьим учебным судном. И будет использоваться в качестве тренажера пилотов и палубных самолетов до ввода в строй авианосцев собственного проекта CV17. При этом, «Ляонин» также будет включен в боевой строй, поскольку Китай, по разным данным, готовится иметь к середине 2020-х годов от четырех до шести авианосных ударных групп, которые будут развернуты в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях.
25 сентября 2012 года в порту Далянь состоялась торжественная церемония принятия в состав Военно-морского флота Народно-освободительной армии Китая авианосца «Ляонин» (кит. 遼寧 - в честь провинции на северо-востоке Китая) с бортовым номером 16. В церемонии приняли участие председатель КНР Ху Цзиньтао и премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао.
Тем не менее к этому моменту корабль еще ни разу не запускал и не принимал на палубу самолеты. Только 4 ноября 2012 года официальный источник НОАК PLA Daily заявил, что истребитель J-15 произвел касание палубы и пробежку по ней с последующим взлетом, а 24 ноября и в газете South China Morning Post появилось сообщение об успешной посадке истребителя J-15 на палубу авианосца - самолетом управлял летчик-испытатель Дай Минмэнь. Таким образом, КНР официально стала новой державой, имеющей морскую палубную авиацию с горизонтальным взлетом и посадкой. 25 ноября было официально объявлено уже о пяти успешных посадках на авианосец истребителей J-15.
7 апреля 2014 года министр обороны США Чак Хэйгел во время своего визита в Китай посетил «Ляонин», тем самым став первым иностранным высокопоставленным чиновником, посетившим авианосец. 22 апреля 2014 было объявлено, что авианосец вскоре встанет в сухой док для планового промежуточного технического ремонта продолжительностью около 6 месяцев, в ходе которого будет отремонтирована силовая установка, проверены системы оружия, при необходимости будут заменены некоторые бортовые системы.
Ляонин. Авианосец. (Китай), Описание, характеристики.
В декабре 2016 года «Ляонин» вышел в Желтое море для отработки действий авиационной группы самолетов-истребителей J-15 по отражению воздушной атаки на авианосец.
25 декабря представители министерства самообороны Японии заявили, что «Ляонин» появился в центральных водах Восточно-Китайского моря, а в 10 часов утра прошел проливом Мияко и вышел в западную часть Тихого океана. В начале января 2017 года авиационная группа с «Ляонина» провела ночную тренировку взлета и посадки в Южно-Китайском море. 12 января 2017 года «Ляонин» прошел Тайваньским проливом и отправился на базу. Данный поход вызвал широкий резонанс на Тайване.
25 июня 2017 года «Ляонин» и эсминцы «Цзинань», «Иньчуань» и эсминец УРО «Янтай» вышли из Циндао для проведения учений.
6 июля 2017 года «Ляонин» прибыл в Гонконг для празднования 20-й годовщины возвращения Гонконга в Китай. С 7 июля в течение 5 дней авианосец был открыт для свободного посещения, однако в некоторых помещениях была запрещена фото- и видеосъемка, а часть помещений осталась закрытой.
- Характеристики:
- Водоизмещение: 59 500 т;
- Длина: 304,5 м;
- Ширина: 38 м (по КВЛ); 75 м (полетная палуба);
- Осадка: 10,5 м;
- Двигатели: ПТУ;
- Мощность: 4 × 50 000 л. с.;
- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч);
- Дальность плавания: 8000 морских миль;
- Экипаж: 1980 человек (520 офицеров);
- Зенитная артиллерия: 3×11×30мм Type 1130;
- Ракетное вооружение: 3×18-зарядных ПУ ЗУР HQ-10;
- Противолодочное вооружение: 2×12-зарядные ПУ ПЛУР неизвестного типа;
- Авиационная группа возможный максимальный состав: 26 истребителей J-15, 6 вертолетов ДРЛО Z-18J, 6 вертолетов ПЛО Z-18F, 2 вертолета ПС Z-9S.