M44. САУ. (США)
M44 — американская самоходная артиллерийская установка. Относится к классу самоходных гаубиц.
Самоходная установка M44 была создана фирмой «Массей Харрис» на базе агрегатов легкого танка M41 «Уокер Бульдог». Она являлась самой большой и тяжелой машиной семейства этого танка — ее боевая масса равнялась 28 т и предназначалась для замены 155-мм самоходной гаубицы M41, выпускавшейся с 1945 года. Серийное производство M44 началось с 1951 года. На самоходной гаубице M44 была принята компоновка с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Для охлаждения трансмиссии и двигателя в верхнем лобовом листе и на крыше корпуса были предусмотрены специальные жалюзи, через которые воздух попадал к агрегатам силовой группы.
M44 вооружалась 155-мм гаубицей и 12,7-мм зенитным пулеметом, который монтировался слева в задней части боевого отделения на простой турели, обеспечивавшей круговой обстрел.
Открытое сверху боевое отделение располагалось в кормовой части корпуса и было защищено противопульной броней. Задняя стенка боевого отделения откидывалась и служила площадкой для боевого расчета, боковые стенки могли сниматься. Все члены экипажа размещались внутри боевого отделения. Сиденье водителя находилось слева сверху, что несколько усложнило органы управления. Сиденье командира машины располагалось справа от орудия. На марше при натянутой брезентовой крыше наблюдение из боевого отделения велось через ветровое стекло.
M44. САУ. (США)
155-мм гаубица M44, снабженная затвором поршневого типа, заряжалась вручную выстрелами раздельного заряжания с помощью пружинно-гидравлического досылателя, который облегчал работу заряжающего, гарантировал полноту досылания и обеспечивал высокую скорострельность, однако гаубица могла заряжаться и без досылателя. Для наведения орудия в цель использовался панорамный прицел и телескопический прицел прямой наводки. Орудийная установка оснащалась гидравлической противооткатной системой с уменьшенной величиной отката, что позволило использовать освободившееся в боевом отделении место для увеличения углов вертикальной и горизонтальной наводки. Угол возвышения гаубицы составлял +65°, склонения -5°, в горизонтальной плоскости наведение орудия осуществлялось в секторе ±30° относительно продольной оси машины.
Максимальная дальность стрельбы при использовании стандартного фугасно-осколочного снаряда составляла 14600 м. Боеукладка позволяла производить несколько выстрелов без изменения положения орудия для доступа к снарядам.
В моторно-трансмиссионном отделении машины установлен карбюраторный шестицилиндровый двигатель воздушного охлаждения с турбонаддувом AOS-895-3 мощностью 367 кВт при 2800 об/мин, который позволял машине двигаться по дорогам с твердым покрытием с максимальной скоростью 56 км/ч.
Для уменьшения удельного давления на грунт и повышения устойчивости ходовая часть машины была удлинена на один опорный каток на борт. Эти катки являлись одновременно направляющими колесами. Кроме того, в кормовой части имелся сошник с гидравлическим механизмом управления. Благодаря повышенной устойчивости САУ могла вести огонь с ходу, а при использовании сошника — и на подъемах в 12—15°.
В 1956 году самоходная гаубица M44 была модернизирована путем установки двигателя с непосредственным впрыском топлива AOSI-895-5 фирмы «Континентал». Модернизированный образец получил наименование M44A1.
По заказу турецкой армии на базе M44 германским консорциумом была разработана самоходная гаубица, получившая обозначение M44T. Вместо прежней артиллерийской части на ней была установлена качающаяся часть 155-мм буксируемой гаубицы FH-70, новый дизельный двигатель, новые топливные баки и электрические системы. Последующие изменения вносились турецкими специалистами в процессе эксплуатации машины.
Серийное производство 155-мм самоходной гаубицы M44 завершено. Машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск Греции, Иордании, Тайваня и Турции (усовершенствованные системы M44T).
M44. САУ. (США)
Характеристики:
- Боевая масса, т: 29,0;
Компоновочная схема: моторное отделение спереди, боевое и управления в рубке сзади;
Экипаж, чел.: 5;
Количество выпущенных, шт.: около 600;
Длина корпуса, мм: 6160;
Ширина корпуса, мм: 3239;
Высота, мм: 3112;
Клиренс, мм: 480;
Тип брони: стальная катаная гомогенная; Лоб корпуса (верх), мм/град. 13 / 52—81°; Лоб корпуса (низ), мм/град. 13 / 40—66°; Борт корпуса, мм/град. 13 / 0°; Корма корпуса, мм/град. 13 / 0°; Днище, мм 10; Маска орудия, мм/град. 13; Борт рубки, мм/град. 13 / 0°; Корма рубки, мм/град. 13 / 0°; Крыша рубки, мм/град. открытая;
Калибр и марка пушки: 155-мм M45;
Тип пушки: гаубица;
Длина ствола, калибров: 23,2;
Боекомплект пушки: 24; Углы ВН, град. −5...+65; Углы ГН, град. ±30;
Дальность стрельбы, км: 15;
Прицелы телескопический: M93, панорамный телескопический M12A7K;
Пулеметы: 1 × 12,7-мм M2HB;
Тип двигателя: оппозитный 6-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения;
Мощность двигателя, л. с.: 500;
Скорость по шоссе, км/ч: 56;
Запас хода по шоссе, км: 120;
Удельная мощность, л. с./т: 15,6;
Тип подвески: индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами;
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,71;
Преодолеваемый подъем, град.: 30;
Преодолеваемая стенка, м: 0,75;
Преодолеваемый ров, м: 1,85;
Преодолеваемый брод, м: 1,05.