Handley Page Victor. Стратегический бомбардировщик. (Англия)
Handley Page Victor — английский реактивный стратегический бомбардировщик.
Работы над тяжелым бомбардировщиком Handley Page Victor начались еще в 1945 году. В феврале 1946 года был готов эскизный проект бомбардировщика, получившего фирменное обозначение H.P. 80. Однако, в связи с пересмотром руководством ВВС тактико-технических требований, в следующем году проект подвергся существенной переработке. Изменения коснулись прежде всего крыла, которому придали серповидную форму. Теория серповидных крыльев была разработана немецкими авиаспециалистами фирм Арадо и Блом и Фосс. Такое крыло давало ряд существенных преимуществ и позволяло в его толстую корневую часть поместить четыре двигателя. В соответствии с расчетами самолет должен был иметь рекордные для своего времени характеристики: крейсерскую скорость полета 925 км/ч, дальность полета с бомбовой нагрузкой в 4,5 т – 5630 км.
Летом 1948 года последовал заказ на постройку двух опытных самолетов. В середине 1952 год фирма получила заказ от Министерства авиации на строительство первой серии из 25 машин Victor B. Mk.1. Это официальное название бомбардировщик получил 2 января 1953 года.
Handley Page Victor. Стратегический бомбардировщик. (Англия)
Первый из двух опытных образцов бомбардировщика совершил полет, который продлился 17 минут, 24 декабря 1952 года, а второй – 11 сентября 1954 года. Летом 1953 года, во время коронационных торжеств, самолет впервые показали широкой публике. В том же году машина приняла участие в авиасалоне в Фаранборо.
Начавшиеся испытания очень скоро выявили ряд недостатков машины. Не удалось подтвердить и расчетные характеристики. Началась лихорадочная работа по совершенствованию «Виктора». 5 февраля 1954 года в горизонтальном полете на высоте 13716 м была достигнута скорость М=0.925. Но 14 июля 1954 года при выполнении полета на малой высоте произошла катастрофа первого опытного образца. Это событие замедлило ход работ.
Официальные испытания самолета удалось продолжить только в марте 1955 года. К тому времени конструктора фирмы сумели устранить практически все дефекты и недостатки. 1 февраля следующего года в воздух поднялся первый серийный бомбардировщик. Он несколько отличался от опытных машин. На 1,02 м был удлинен фюзеляж. Увеличилась высота киля. Его конструкция была усилена (из-за разрушения узла крепления киля произошла катастрофа). На самолет установили ТРД фирмы Амстронг-Сиддли «Сапфир» 7 с тягой 4990 кгс. Цена одного серийного бомбардировщика достигла 400000 фунтов стерлингов.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со средерасположенным крылом. Фюзеляж круглого сечения состоит из трех основных частей. В передней расположена гермокабина экипажа и отсек оборудования. Сиденья летчиков снабжены катапультой. Остальные члены экипажа в аварийной ситуации покидали самолет через боковую дверь. В корневой части серповидного крыла расположены четыре ТРД. Хвостовое оперение – Т-образной формы. Основные стойки шасси с четырехколесными тележками убирались в центроплан.
Handley Page Victor. Стратегический бомбардировщик. (Англия)
В средней части фюзеляжа расположен отсек вооружения. В нем могла размещаться одна ядерная бомба массой 4540 кг или различное сочетание обычных авиабомб общей массой до 10000 кг.
Victor B Mk1 был вполне удачной машиной и не уступал по характеристикам (кроме дальности полета) лучшим советским и американским стратегическим бомбардировщикам 3М и B-52B. Столь высоких характеристик англичанам удалось достичь благодаря хорошей аэродинамике и мощным двигателям Бристоль «Сапфир» 7 Mk.200. На самолет установили самое современное оборудование. Так, например, навигационно-бомбардировочная система H2S обеспечивала точность выхода на цель в пределах 450 м. Однако, этот самолет не имел оборонительного вооружения, что делало его беззащитным от атак истребителей ПВО.
Первые девять серийных самолетов поступили в1957 году в 232-ю группу подготовки летного состава, где было организовано переучивание пилотов, ранее летавших на других типах бомбардировщиков. В 1958 году на «Викторы» полностью перевооружили первую эскадрилью 3-ей бомбардировочной группы Королевских ВВС. Первоначальный заказ увеличился до 50 единиц. При этом было оговорено, что последние 24 машины должны быть построены в варианте Mk1A. Эти самолеты отличались более совершенным и разнообразным оборудованием РЭП.
К этому времени геополитическая ситуация в мире изменилась. Британской империи больше не существовало. Изменились и задачи для английских стратегических бомбардировщиков, главной целью которых стало нанесение ядерных ударов по городам СССР. Планировалось, что экипажи должны, в случае необходимости, осуществить сброс с больших высот ядерных и термоядерных бомб на объекты, расположенные на Европейской части Советского Союза.
Быстрое возрастание боевых возможностей истребителей-перехватчиков и зенитно-ракетных комплексов советских войск ПВО вынудило английских специалистов искать пути повышения эффективности «Виктора».
Handley Page Victor. Стратегический бомбардировщик. (Англия)
Специалисты фирмы разработали программу последовательной модернизации бомбардировщика, предусматривавшую проведение работ в два этапа. На первом этапе планировалось оснастить самолет новыми турбореактивными двигателями «Сапфир» ASSa 9, а на втором – предполагалось разработать более совершенную модификацию машины H. P. 104. Но по ряду причин этот вариант был отвергнут. Было принято компромиссное решение. Так появился вариант – Victor B Mk2. Он должен был стать носителем крылатой ракеты «Блю Стил» Mk1 с дальностью пуска до 320 км, которую с марта 1956 г. разрабатывало отделение систем вооружения фирмы Авро. На вооружение эта ракета поступила в 1960 году. Других путей совершенствования самолета с наименьшими затратами просто и не было.
Ракета подвешивалась в полуутопленном положении в бомбоотсеке. Пуск ее осуществлялся с высоты 15240 м. Через четыре секунды после сброса включался реактивный двигатель и ракета со скоростью М=2,5 устремлялась к цели. Система управления обеспечивала точность стрельбы 92 м, что было лучше точности бомбометания (640 м). В перспективе «Блю Стил» должна была уступить свое место американской баллистической ракете воздушного базирования AGM-87A «Скай Болт». Эта двухступенчатая твердотопливная ракета со стартовой массой 5100 кг должна была иметь дальность полета 1600 км и ядерную головную часть мощностью в 2 Мт. Но в 1962 году американцы по этой ракете работы свернули.
Виктор стал последним V-бомбардировщиком снятым с вооружения — это произошло 15 октября 1993 года. В качестве заправшика он был заменен на Vickers VC10 и Lockheed L-1011 TriStar. Avro Vulcan использовался в качестве стратегического ядерного бомбардировщика до 1982 года, когда его сменил значительно меньший по размерам Panavia Tornado.
Handley Page Victor. Стратегический бомбардировщик. (Англия)
Характеристики:
- Экипаж: 5 человек;
- Длина: 34,5 м;
- Размах крыла: 33,3 м;
- Высота: 9,2 м;
- Площадь крыла: 220,0 м;
- Масса нормальная взлетная: 72 540 кг;
- Масса максимальная взлетная: 86 260 кг;
- Двигатели: Армстронг Сиддли «Сапфир» A.S.Sa.7 (4×5000 кгс);
- Максимальная скорость: 925 км/ч;
- Дальность полета: 7000 км;
- Перегоночная дальность: 10 000 км;
- Практический потолок: 15 500 м;
- Тяговооруженность: 0,27.
Варианты вооружения:
- 1 УР «Блю Стил»;
- 1 бомба «Грэнд Слэм» (9 979 кг);
- 2 бомбы «Толлбой» (5500 кг);
- 4 бомбы калибра 4500 кг;
- до 35 бомб калибра 450 кг.