Rockwell B-1 "Lancer". Стратегический бомбардировщик. (США)
Rockwell B-1 Lancer - американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 27 июля 1985 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями. В окончательной версии бомбардировщика (B-1B) реализована концепция маловысотного прорыва ПВО посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.
Для формирования облика B-1 еще в 1965 году была проведена серия исследовательских программ по следующим основным требованиям: высокая выживаемость парка бомбардировщиков в случае нанесения врагом первого удара, длительный дозвуковой крейсерский полет на большую дальность, глубокое проникновение в воздушное пространство противника. Проблем у разработчиков было предостаточно, но они смогли добиться уникальных характеристик начальной выживаемости B-1, по отдельным показателям превосходящего B-52 в 2-3 раза. Состязаться с B-1 в этом отношении был способен FB-111, однако он не имел требуемой дальности полета. Поэтому в качестве оружия ответного удара среди американских авиационных систем у B-1 не было равных.
Rockwell B-1 "Lancer". Стратегический бомбардировщик. (США)
К тому же выбором основных проектных решений (крыло изменяемой стреловидности и форсированные двигатели) в концепции самолета удалось согласовать требования к выживаемости на земле и при прорыве ПВО.
B-1 фактически был вне конкуренции, и 2 октября 1981 г президент США Рейган объявил о решении построить 100 самолетов в усовершенствованном варианте B-1B. Первый из них поднялся в воздух 18 октября 1984 г. Для его производства было разработано примерно 18000 рабочих чертежей, запасные части для каждого самолета включают не менее 460500 деталей.
4 июля и 17 сентября 1987 года на самолете B-1B были установлены 36 мировых рекордов скорости и дальности в полетах с нагрузкой 30000 кг по замкнутым маршрутам протяженностью в первом случае 2000 км, во втором – 5000 км. В августе 1993 г в рамках учений два B-1B совершили кругосветный перелет с одной промежуточной посадкой.
Rockwell B-1 "Lancer". Стратегический бомбардировщик. (США)
Но существовал и ряд технических проблем. Прежде всего неудовлетворительная работа оборонительной системы. В связи с этим ВВС США в 1992 г. приняли решение провести трехэтапную, рассчитанную на 10 лет, программу усовершенствования парка B-1B. Предполагается улучшить систему предупреждения о РЛ облучении, повысить характеристики бортовых станций постановки помех при полете на средних и больших высотах.
По свидетельству заслуженного военного летчика России П.С. Дейнекина B-1B уступает нашему Ту-160 по ряду характеристик, максимальная грузоподъемность и скорость, дальность, но пилотажные качества обеих машин примерно одинаковы. Генерал отметил и достоинства американской машины, на которой он сам совершил полет это большие возможности бомбардировщика по перегрузкам, кренам, диапазону высот, хорошая эргономика, высокое качество приборов в кабине.
Вооружение: три внутренних отсека вмещают до 84 бомб Мк.82 калибра 227 кг (500 фунтов) или 24 бомбы Мк.84 калибра 907 кг (2000 фунтов); либо до восьми крылатых ракет AGM-86B, запускаемых в воздухе, 24 ракеты ближнего действия AGM-69, 12 атомных неуправляемых бомб B-28 или B-43, или 24 бомбы B-61 или B-83; подобное вооружение может также размещаться на восьми внешних подвесках под фюзеляжем.
Rockwell B-1 "Lancer". Стратегический бомбардировщик. (США)
Характеристики:
ТТХ B-1 различных модификаций |
| B-1A | B-1B |
Технические характеристики |
Экипаж |
4 (командир, пилот, оператор вооружения и оператор оборонительных систем) |
Длина, м |
46 |
44,81 |
Размах крыла, м (при минимальном / максимальном угле стреловидности) |
41,67 / 23,84 |
Высота, м |
10,24 |
Площадь крыла, м² |
181,2 |
Коэффициент удлинения крыла |
9,6 / 3,14 |
Коэффициент сужения крыла |
3,5 / — |
Угол стреловидности по передней кромке |
15° / 67,5° |
Профиль крыла |
NA69-190-2 |
База шасси, м |
17,53 |
Колея шасси, м |
4,42 |
Масса пустого, кг |
64 860 |
86 180 |
Максимальная взлётная масса, кг |
176 800 |
216 365 |
Силовая установка |
4 × ТРДДФ F101-GE-100 |
4 × ТРДДФ F101-GE-102 |
Бесфорсажная тяга, кН |
4 × 75,6 |
4 × 64,9 |
Форсажная тяга, кН |
4 × 132,8 |
4 × 136,9 |
Лётные характеристики |
Максимальная скорость, км/ч |
2300 (М=2,22) |
1328 (М=1,25) (на 15 240 м) 1160 (М=0,92) (на 61-152 м) |
Практическая дальность, км (без дозаправки) |
9817 |
12000 |
Практический потолок, м |
18 900 |
18 290 |
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.) (При максимальной взлётной массе) |
975,7 |
1194,1 |
Тяговооружённость (расч.) (При максимальной взлётной массе на/без форсажа) |
0,306 / 0,174 |
0,258 / 0,122 |
Вооружение |
Боевая нагрузка, кг |
34 020 |
56 700 (34 000 + 22 700 на внешних подвесках) |
Ракеты «воздух-поверхность» |
24+8 × AGM-69 (внутр. + внеш.) |
16 × AGM-129 24 × AGM-86 24 × AGM-158 |
Авиабомбы |
|
24 × B61 или B63 84 × Mk 82 24 × Mk 84 30 × CBU-87/89/97 30 × CBU-103/104/105 24 × GBU-31 15 × GBU-38 84 × мины Mk 62 8 × мин Mk 65 |