Rockwell B-1 "Lancer". Стратегический бомбардировщик. (США)
Rockwell B-1 Lancer - американский сверхзвуковой стратегический бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности. Разработан в 1970-80-х годах компанией Rockwell International. Состоит на вооружении Военно-воздушных сил США с 27 июля 1985 года. Создавался в качестве носителя ядерного оружия для замены B-52, однако в начале 1990-х началось переоборудование самолётов B-1 для оснащения их обычными вооружениями. В окончательной версии бомбардировщика (B-1B) реализована концепция маловысотного прорыва ПВО посредством полета на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности.
Для формирования облика B-1 еще в 1965 году была проведена серия исследовательских программ по следующим основным требованиям: высокая выживаемость парка бомбардировщиков в случае нанесения врагом первого удара, длительный дозвуковой крейсерский полет на большую дальность, глубокое проникновение в воздушное пространство противника. Проблем у разработчиков было предостаточно, но они смогли добиться уникальных характеристик начальной выживаемости B-1, по отдельным показателям превосходящего B-52 в 2-3 раза. Состязаться с B-1 в этом отношении был способен FB-111, однако он не имел требуемой дальности полета. Поэтому в качестве оружия ответного удара среди американских авиационных систем у B-1 не было равных.
Rockwell B-1 "Lancer". Стратегический бомбардировщик. (США)
К тому же выбором основных проектных решений (крыло изменяемой стреловидности и форсированные двигатели) в концепции самолета удалось согласовать требования к выживаемости на земле и при прорыве ПВО.
B-1 фактически был вне конкуренции, и 2 октября 1981 г президент США Рейган объявил о решении построить 100 самолетов в усовершенствованном варианте B-1B. Первый из них поднялся в воздух 18 октября 1984 г. Для его производства было разработано примерно 18000 рабочих чертежей, запасные части для каждого самолета включают не менее 460500 деталей.
4 июля и 17 сентября 1987 года на самолете B-1B были установлены 36 мировых рекордов скорости и дальности в полетах с нагрузкой 30000 кг по замкнутым маршрутам протяженностью в первом случае 2000 км, во втором – 5000 км. В августе 1993 г в рамках учений два B-1B совершили кругосветный перелет с одной промежуточной посадкой.
Rockwell B-1 "Lancer". Стратегический бомбардировщик. (США)
Но существовал и ряд технических проблем. Прежде всего неудовлетворительная работа оборонительной системы. В связи с этим ВВС США в 1992 г. приняли решение провести трехэтапную, рассчитанную на 10 лет, программу усовершенствования парка B-1B. Предполагается улучшить систему предупреждения о РЛ облучении, повысить характеристики бортовых станций постановки помех при полете на средних и больших высотах.
По свидетельству заслуженного военного летчика России П.С. Дейнекина B-1B уступает нашему Ту-160 по ряду характеристик, максимальная грузоподъемность и скорость, дальность, но пилотажные качества обеих машин примерно одинаковы. Генерал отметил и достоинства американской машины, на которой он сам совершил полет это большие возможности бомбардировщика по перегрузкам, кренам, диапазону высот, хорошая эргономика, высокое качество приборов в кабине.
Вооружение: три внутренних отсека вмещают до 84 бомб Мк.82 калибра 227 кг (500 фунтов) или 24 бомбы Мк.84 калибра 907 кг (2000 фунтов); либо до восьми крылатых ракет AGM-86B, запускаемых в воздухе, 24 ракеты ближнего действия AGM-69, 12 атомных неуправляемых бомб B-28 или B-43, или 24 бомбы B-61 или B-83; подобное вооружение может также размещаться на восьми внешних подвесках под фюзеляжем.
Rockwell B-1 "Lancer". Стратегический бомбардировщик. (США)
Характеристики:
| ТТХ B-1 различных модификаций | 
|   | B-1A | B-1B | 
| Технические характеристики | 
| Экипаж | 
4  (командир, пилот, оператор вооружения и оператор оборонительных систем) | 
| Длина, м | 
46 | 
44,81 | 
Размах крыла, м  (при минимальном / максимальном угле стреловидности) | 
41,67 / 23,84 | 
| Высота, м | 
10,24 | 
| Площадь крыла, м² | 
181,2 | 
| Коэффициент удлинения крыла | 
9,6 / 3,14 | 
| Коэффициент сужения крыла | 
3,5 / — | 
| Угол стреловидности по передней кромке | 
15° / 67,5° | 
| Профиль крыла | 
NA69-190-2 | 
| База шасси, м | 
17,53 | 
| Колея шасси, м | 
4,42 | 
| Масса пустого, кг | 
64 860 | 
86 180 | 
| Максимальная взлётная масса, кг | 
176 800 | 
216 365 | 
| Силовая установка | 
4 × ТРДДФ F101-GE-100 | 
4 × ТРДДФ F101-GE-102 | 
| Бесфорсажная тяга, кН | 
4 × 75,6 | 
4 × 64,9 | 
| Форсажная тяга, кН | 
4 × 132,8 | 
4 × 136,9 | 
| Лётные характеристики | 
| Максимальная скорость, км/ч | 
2300 (М=2,22) | 
1328 (М=1,25) (на 15 240 м)  1160 (М=0,92) (на 61-152 м) | 
Практическая дальность, км  (без дозаправки) | 
9817 | 
12000 | 
| Практический потолок, м | 
18 900 | 
18 290 | 
Нагрузка на крыло, кг/м² (расч.)  (При максимальной взлётной массе) | 
975,7 | 
1194,1 | 
Тяговооружённость (расч.)  (При максимальной взлётной массе на/без форсажа) | 
0,306 / 0,174 | 
0,258 / 0,122 | 
| Вооружение | 
| Боевая нагрузка, кг | 
34 020 | 
56 700  (34 000 + 22 700 на внешних подвесках) | 
| Ракеты «воздух-поверхность» | 
24+8 × AGM-69  (внутр. + внеш.) | 
16 × AGM-129  24 × AGM-86  24 × AGM-158 | 
| Авиабомбы | 
  | 
24 × B61 или B63  84 × Mk 82  24 × Mk 84  30 × CBU-87/89/97  30 × CBU-103/104/105  24 × GBU-31  15 × GBU-38  84 × мины Mk 62  8 × мин Mk 65 |