Ту-4. Стратегический бомбардировщик. (СССР)
Ту-4 — советский поршневой стратегический бомбардировщик. Разработан в КБ А.Н. Туполева на базе американского дальнего бомбардировщика В-29 «Суперфортресс» и первоначально имел обозначение Б-4.
Поскольку В-29 уже «проявил себя в деле» над Японией, Сталин в конце 1945 г. приказал Туполеву сделать копию. Созданию бомбардировщика придавалось государственное значение. Самолет готовился к сроку окончания работ над первой советской атомной бомбой. К весне 1947-го первую опытную машину построили в Казани на заводе № 22.Ту-4
3 июля того же года экипаж Н.С. Рыбко приступил к ее испытаниям. По мере того, как из цехов завода выходили новые самолеты, их также подключали к испытаниям. В общей сложности в них приняли участие 20 машин первой серии. Для ускорения испытаний, помимо летчиков-испытателей туполевской фирмы, привлекались и заводские летчики-испытатели, и наиболее опытные летчики из полков ДА.
Ту-4. Стратегический бомбардировщик. (СССР)
На самолете Ту-4 № 6 полную программу промышленных и государственных испытаний провел экипаж В.В. Пономаренко из 203-го Гв. тбап, имевший опыт полетов на Пе-8, В-17 и В-24. Сталин лично подписал Акт об окончании испытаний.
Осенью 1946-го для быстрейшего освоения Ту-4 строевыми летчиками там же, в Казани, на базе 890-го тбап 45-й тбад был организован 890-й Брянский отдельный учебно-тренировочный авиаполк (оутап) с непосредственным подчинением штабу ДА.
Серийно самолет производился на казанском заводе № 22 с 1948-го по1952 г. Построено 847 самолетов.
Ту-4. Стратегический бомбардировщик. (СССР)
Ту-4 имел несколько модификаций:
- Ту-4 - дальний бомбардировщик;
- Ту-4А – бомбардировщик – носитель атомного оружия;
- Ту-4 – самолет-заправщик.
18 августа1947 г. 3 новых бомбардировщика были продемонстрированы на воздушном параде в Тушино.
В1949 г. первым боевым полком, освоившим Ту-4, стал 203-й тбап 45-й тбад в Барановичах. Постепенно бомбардировщиками вооружили и другие полки Дальней Авиации. Поспешность его внедрения сказалась на количестве отказов, особенно в первое время с начала эксплуатации. Однако были у него и достоинства (унаследованные от американского «прародителя»): туалеты и места отдыха во время длительных перелетов.
Ту-4. Стратегический бомбардировщик. (СССР)
18 октября1951 г. на полигоне Семипалатинск провели первый сброс атомной бомбы с самолета. В испытаниях был задействован Ту-4А экипажа К.И. Уржунцева. Позже применение ядерного оружие освоили многие экипажи ДА. 14 сентября1954 г. самолеты Ту-4 участвовали в учении с реальным применением атомной бомбы, которое проводилось на полигоне Тоцкое.
Создание поршневого бомбардировщика Ту-4 – носителя атомного оружия - стало экстренной мерой, призванной обеспечить баланс в очень непростых в то время международных отношениях. Очень скоро на смену ему пришли более совершенные реактивные машины. Так или иначе, но роль он свою выполнил, на несколько лет став фактором сдерживания.
По мере поступления в авиачасти Дальней Авиации самолетов Ту-16, Ту-4 постепенно снимался с вооружения. К 1960 году старых бомбардировщиков в полках практически не осталось.
Ту-4. Стратегический бомбардировщик. (СССР)
Характеристики:
- Экипаж: 11 (командир, пилот, штурман, штурман-бомбардир, бортинженер, бортрадист, оператор РЛС, 4 стрелка);
- Длина: 30,179 м;
- Размах крыла: 43,047 м;
- Высота: 8,460 м;
- Площадь крыла: 161,7 м²;
- Коэффициент удлинения крыла: 11,5;
- Коэффициент сужения крыла: 2,36;
- Профиль крыла: RAF-34;
- База шасси: 10,44 м;
- Колея шасси: 8,68 м;
- Масса пустого: 36850 кг;
- Нормальная взлетная масса: 47850 кг;
- Максимальная взлетная масса: 63600 кг;
- Объем топливных баков: 20180 л (+ 3 х 2420 л дополнительных бака в переднем бомбоотсеке);
- Силовая установка: 4 × радиальных 18-цилиндровых воздушного охлаждения АШ-73ТК;
- Мощность двигателей: 4 × 2400 л. с. (4 × 1790 кВт);
- Воздушный винт: четырехлопастной В3-А3 или В3Б-А5;
- Диаметр винта: 5,06 м;
- Максимальная скорость: у земли - 435 км/ч, на высоте - 558 км/ч на 10250 м;
- Посадочная скорость: 160 км/ч;
- Практическая дальность: при максимальной взлетной массе с 3000 кг бомб - 6200 км, при максимальной взлетной массе с 9000 кг бомб - 4100 км;
- Практический потолок: 11200 м;
- Скороподъемность: 4,6 м/с;
- Время набора высоты: 5000 м за 18,2 мин;
- Длина разбега: 960 м;
- Длина пробега: 920 м;
- Стрелково-пушечное вооружение: 4 × 2×20 мм пушки Б-20Е (две установки сверху, две снизу), 3 × 20 мм пушки Б-20Е (в хвосте);
- Общий боезапас: 3150 патронов;
- Боевая нагрузка: 11930 кг (максимальная);
- Управляемые ракеты: 2 × КС-1 (Ту-4К);
- Ядерная бомба: 1 × РДС-3 (Ту-4А);
- Фугасные бомбы: 2 × ФАБ-6000 или 4 × ФАБ-3000, или 8 × ФАБ-1500, или ФАБ-1000, или 14 × ФАБ-500, или 40 × ФАБ-250, или 48 × ФАБ-100 или ФАБ-50.