Chieftain. Основной Боевой танк. (Англия)

Chieftain. Основной Боевой танк. (Англия)

Chieftain. Основной Боевой танк. (Англия)

Chieftain (англ. - «вождь») — основной боевой танк производства Великобритании, состоявший на вооружении армии Соединённого Королевства в 60-х и 70-х годах XX века. Сочетая в себе высокую огневую мощь с мощным бронированием, «Чифтен» считался специалистами одним из сильнейших западных танков того времени. На этой машине также впервые было установлено полулежачее кресло водителя — конструкция, позволившая значительно снизить высоту танка.

Танки «Чифтен» явились логическим продолжением линии танков «Центурион», хорошо зарекомендовавших себя в различных военных конфликтах. Вторая мировая война привела к серьёзным изменениям в британской военной доктрине. В частности, после столкновений с хорошо защищёнными немецкими танками англичане поняли, что нельзя пренебрегать огневой мощью и бронированием в угоду маневренности. Еще раз это было подтверждено в ходе Корейской войны где хорошо вооруженные и бронированные английские танки с успехом применялись во многих операциях.

Компания «Лейланд», вовлечённая в производство танка «Центурион», учла эти выводы при разработке прототипов дизайна нового танка, которые были затем отправлены в Военное министерство Великобритании. В 1959 году был выпущен первый прототип, с 1960 проводились испытания машин, а в 1966 году начался их серийный выпуск. Танк «Чифтен» был разработан так, чтобы быть настолько защищённой машиной, насколько это только возможно. Огневая мощь также была поставлена во главу угла: на танке была установлена мощная нарезная 120-мм пушка; пушек с большим калибром на танках других западных стран в то время не было. На первых предсерийных машинах выявилась недостаточная скорость и маневренность, что являлось следствием мощного бронирования в сочетании с ограниченными возможностями многотопливного двигателя L60, что было самым существенным недостатком новой машины. Изменения, внесённые в конструкцию двигателя, позволили довести мощность в начале до 650 л.с., что привело к увеличению скорости и маневренности до требуемого уровня и первые серийные танки стали поступать в войска под индексом Mk.2, позднее в 1971 и 1976 годах двигатели вновь заменялись на еще более мощные — 750 л.с. и 810 л.с. соответственно. Так же на части выпускаемых танков с начала 1980-х устанавливался дизельный двигатель «Роллс-Ройс Кондор» мощностью 1200 л.с. Помимо установки новых двигателей танк постоянно модернизировался с заменой на новейшие образцы систем управления ведения огнем, наблюдения, радиосвязи и тд.

Chieftain. Основной Боевой танк. (Англия)

Chieftain. Основной Боевой танк. (Англия)

Модификации:

  • Mk 1 — учебный танк.
  • Mk 2 — первый серийный образец, двигатель Mk.IV мощностью 650 л.с.
  • Mk 3 — установка лазерного дальномера, новые инфракрасные приборы, а также командирская башенка.
  • Mk 5 — двигатель мощностью 750 (551 Kw) электронный баллистический вычислитель, бесподсветочные приборы ночного видения.
  • Mk 6, Mk 7, Mk 8 — ранние модели, доведённые до уровня Mk 5.
  • Mk9, Mk10, Mk11, Mk12 - переоборудование всех предыдущих серий Mk 6, Mk 7, Mk 8, Mk 5 соответственно, новой системой управления огнем и встроенной системой выверки прицела наводчика, установка дополнительной броневой защиты «Стиллбрю».
  • Шир-1 танки планировавшиеся для поставки Ирану с новой трансмиссией и двигателем, но в результате задержки доводки, поставлены были только танки Mk 3 и Mk 5P последние модернизированные Mk 5 с усиленной противоминной защитой, новой системой управления трансмиссией, увеличенными топливными баками и др.
  • Шир-2 глубокая модернизация танка, новая башня с броней «Чобхем», новая трансмиссия, гидропневматическая подвеска, новый дизельный двигатель мощностью 1200 л.с., усовершенствованная система управления огнем. Изготовлено 7 опытных машин.
  • Халид наименование танков Шир-1 планировавшихся для Ирана, но в результате революции и разрыва контракта новым правительством Ирана, поставленных в Иорданию, установлена новая гидромеханическая трансмиссия и дизельный двигатель «Ролс-Ройс Кондор» мощностью 1200 л.с., новая система управления огнем.
  • «Чифтен-900» — опытный образец.

Танк имеет классическую компоновку: отделение управления — в передней части, боевое — в средней, МТО — в корме. Корпус сварной, из литых и катаных деталей. На броню приходится примерно 53% массы танка. Верхняя лобовая деталь корпуса имеет толщину 120 мм, борта — 50 мм, кормовой лист — 25,4 мм, днище — 16 мм. Башня литая, толщина её лобовой части — 195 мм, крыши — 45 мм. Броневые листы установлены с рациональными углами наклона, что ещё более повысило защищенность танка. Лобовая деталь корпуса имеет наклон 72° к вертикали, бортовые листы установлены под углами 10°, угол наклона лобовой части башни — 60°. Амбразура под пушку выполнена шириной 225 мм, за счёт чего удалось свести к минимуму ослабленную зону в лобовой части башни. Форма корпуса и башни «Чифтена» является наиболее удачной среди всех западных танков 1960 — 1970-х гг. Башня трехместная, вращающаяся, в ней установлено основное и вспомогательное вооружение, в качестве основного оружия использована, специально разработанная 120-мм танковая пушка L11 длиной 55 калибров. Углы наведения орудия в вертикальной плоскости составляют на «Чифтене» от -10° до +20°. На пушке установлены теплозащитный кожух и эжектор для продувки канала ствола после выстрела. Ствол изготовлен из высококачественной стали методом электрошлакового переплава и рассчитан на 550 выстрелов. 120-мм пушка L11 имеет раздельное заряжание. На конце ствола смонтирован прикрытый броневым чехлом коллиматор. Боекомплект — 64 выстрела. Максимальная скорость разворота башни 22 град./с, наведения орудия в вертикальной плоскости — 5 град./с. Приводы наведения — электрические. В башне смонтированы 2 пулемёта, один зенитный с дистанционным управлением, угол возвышения до 90°. По бортам в передней части башни смонтированы два шестиствольных 66-мм дымовых гранатомёта. В кормовой нише башни установлены две радиостанции. Танк оснащён системой защиты от ОМП и системой пожаротушения.

Как и другие его европейские конкуренты, «Чифтен» широко экспортировался в другие государства, в основном в страны Ближнего Востока. В отличие от своего предшественника, танка «Центурион», «Чифтен» не был принят на вооружение другими государствами блока НАТО и Содружества наций.

«Чифтен» зарекомендовал себя как удачно скомпонованный и надёжный в бою танк. Ещё одно важное его преимущество заключалось в том, что танк обладал достаточным техническим заделом, позволяющим не только постоянно модернизировать его путём установки новых технических компонентов, но и подстраивать машину под требования местных театров военных действий. Танки «Чифтен» постоянно модернизировались до начала 1990-х годов, когда им на замену пришли танки «Челленджер», конструкция которых во многом была создана под влиянием дизайна «Чифтена». Последняя версия танка, использовавшаяся британской армией вплоть до 1995 года, включала в себя новую броню «стиллбрю», улучшенную систему управления огнём и термическую систему наблюдения у наводчика.

Танки «Чифтен» поставлялись по меньшей мере в шесть стран, в их числе Иран, Кувейт, Оман и Иордания.

В 1960-х годах было также достигнуто соглашение о продаже серии машин Израилю. Израильтяне, после долгого изучения танков всех возможных вариантов, остановили свой выбор на танках "Чифтен", сочтя его оптимальной машиной для реальных боевых действий, но после введения эмбарго после Шестидневной войны, в 1969 году оно было отменено. Однако сам факт выбора этого танка, постоянно воюющей страной, говорит о его боевых возможностях. Самая большая партия машин была продана в Иран: перед революцией 1979 года туда поступило около 1000 машин модификаций: Mk 3 и Mk 5(P). События 1979 года прекратили дальнейшие поставки. Основным военным конфликтом, в котором применялись «Чифтены», стала ирано-иракская война, длившаяся с 1980 по 1988 год. К концу 1980 года Ирак захватил трофеями 31 танк «Чифтен». В начале 1981 года приняли участие в крупнейшем танковом сражении войны возле Дизфуля. 300 иранских «Чифтенов» и «Паттонов» сразились с 300 иракскими Т-62. Иранская атака была отбита. По данным Ирака, в трех дневных боях иранцы потеряли 214 танков. Иран же признал потерю только 88 машин. Ирак потерял 45 танков Т-62. В ходе этих боев иранцы убедились, что 115-мм подкалиберные снаряды пушки У-5ТС, свободно пробивают лобовую броню «Чифтенов». Так же было выяснено что 120-мм орудие "Чифтена" гарантированно поражает все имеющиеся танки советского производства состоящие на вооружение Ирака, включая последний принятый на вооружение танк Т-72. К концу войны у Ирана осталось всего лишь немногим более 60 «Чифтенов». Примечательно, что у Ирака этих танков к концу войны было больше чем у Ирана, всего в ходе войны было захвачено до 300 этих танков. В 1989 году Ирак, испытывая трудности с ремонтом и техническим обслуживанием танков английского производства, продал Иордании 120 захваченных в войне «Чифтенов», включая 30 машин в полностью исправном состоянии.

«Чифтены» применялись во время кувейтско-иракской войны в 1990 году. Кувейт имел около 150 танков этого типа, так во время «Битвы за мосты» в южном пригороде Кувейт-Сити, части танковой дивизии Ирака, оснащённые танками Т-72 и БМП, вошли в Кувейт-Сити и столкнулись с 35-ой танковой бригадой Кувейта имевшей на вооружении 14 танков «Чифтен», одним из немногих подразделений Кувейтской армии оказавших организованное сопротивление. Наступление иракских сил на этом участке было не надолго остановлено. Было подбито и уничтожено 25 иракских Т-72 и 15 Т-55/Т-62. Кувейт потерял в ходе войны 136 танков «Чифтен» все брошенными отступающими кувейтскими войсками, 14 танков 35-й бригады отошли без потерь в Саудовскую Аравию.

Перед операцией «Буря в пустыне» количество танков «Чифтен» у изгнанной кувейтской армии на территории Саудовской Аравии было увеличено до 80 машин, за счёт срочных поставок из Великобритании они вошли в Ирак в составе Многонациональных сил. У Ирака перед операцией имелось гораздо больше этих танков: 200—300 машин различных модификаций, ни одного факта их применения зафиксировано не было.

Chieftain. Основной Боевой танк. (Англия)

Chieftain. Основной Боевой танк. (Англия)

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 55;
  • Компоновочная схема: классическая;
  • Экипаж, чел.: 4;
  • Годы производства: 1965—1983;
  • Годы эксплуатации: 1966-1995;
  • Количество выпущенных, шт.: 2265;
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 10 800;
  • Ширина корпуса, мм: 3500;
  • Высота, мм: 2640;
  • Клиренс, мм: 510;
  • Тип брони: стальная литая и катаная. Лоб корпуса (середина), мм/град. 120 / 72°. Лоб корпуса (низ), мм/град. 76 / 45°. Борт корпуса (верх), мм/град. 50 / 30°. Борт корпуса (низ), мм/град. 38 / 10° + 13 / 0°. Корма корпуса (верх), мм/град. 35 / 6°. Корма корпуса (низ), мм/град. 25 / 62°. Днище, мм 16. Крыша корпуса, мм 20—35. Лоб башни, мм/град. 195 / 60°. Борт башни, мм/град. 120—196 / 25—35°. Корма башни, мм/град. 35. Крыша башни, мм 45 / 80—90°.
  • Калибр и марка пушки: 120-мм L11A5;
  • Тип пушки: нарезная;
  • Длина ствола, калибров: 55;
  • Боекомплект пушки: 64;
  • Прицелы: монокулярный перископический (основной) и телескопический оптический (дублирующий) у наводчика, бинокулярный перископический оптический у командира;
  • Пулемёты: 1 × 12,7-мм L21A1, 1 × 7,62-мм L8A1, 1 × 7,62-мм L37A1;
  • Тип двигателя: L60;
  • Мощность двигателя, л. с.: 750;
  • Скорость по шоссе, км/ч: 48;
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 30;
  • Запас хода по шоссе, км: 300;
  • Удельная мощность, л. с./т: 13,63;
  • Тип подвески: шестикатковая, пружинно-балансирная типа Хорстман;
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,9;
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30;
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,9;
  • Преодолеваемый ров, м: 3,15;
  • Преодолеваемый брод, м: 1 (4,5 с ОПВТ).

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы