F-117A Night Hawk. Тактический бомбардировщик. (США)
F-117A Night Hawk - американский одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолёт (бомбардировщик/штурмовик) фирмы Lockheed Martin. Предназначен для скрытого преодоления ПВО противника и уничтожения жизненно важных целей высокоточным оружием. В 1975-1976 гг. на конкурсе секретных проектов экспериментальной технологии «невидимки» (XST — Experimental Stealth Technology) прототип самолета Lockheed F-117 стал победителем. Первый самолет XST, оснащенный ТРД CJ610, впервые подняпся в воздух в декабре 1977 г. Хотя два уменьшенных опытных образца самопета потерпепи катастрофу (1978 и 1980 г.), было принято решение о разработке двух опытных полномасштабных самолетов YF-117A (первый полет 15 июня 1981 г.), после испытания которых последовали 57 серийных самолетов F-117A (первый полет 15 января 1982 г.).
Самолет F-117A Night Hawk был объявлен действующим в 1983 г., но в целях соблюдения секретности взлетал с секретной базы только в ночное время и только в конце 1989 г., когда программу наконец-то рассекретили, самолет стал совершать полеты в дневное время. Первая публичная демонстрация состоялась в апреле 1990 г. Самолет, получивший прозвище «Воблин Гоблин», хотя среди пилотов его называли «Блэк Джет», официально стали называть «Найт Хоук».
Самолет не является истребителем в полном смысле. Его аэродинамические особенности и технические характеристики не могут обеспечить ему превосходства в воздухе. Как и планировапось, самолет создан одноцелевым и предназначен для атаки в ночное время важных целей с высокой точностью.
F-117A Night Hawk. Тактический бомбардировщик. (США)
Внешне самолет отличается многогранностью угловатой конструкции, спроектированной для минимального отражения, а иногда и для поглощения энергии излучения РЛС, что позволило достичь ЭПР в передней и задней полусферах около 0,01 м2. Самолет полностью автономен, не имеет излучений (абсолютно пассивен). Все это позволило назвать его «невидимкой» (дальность обнаружения не более 25 км), однако впоследствии в полном объеме это не подтвердилось (в ходе воздушной войны в Югославии в 1999 г. один самолет был сбит средствами ПВО).
Конструктивно самолет F-117A Night Hawk выполнен из алюминиевых сплавов. На внешних частях деталей с помощью клея на эпоксидной основе крепятся листовые панепи из радиопогпощающих материапов с небольшими зонами, в которые наносится покрытие методом напыления. Задние кромки самолета (на виде в плане) имеют W-образную форму для максимального радиолокационного отражения, консоли крыла съемные, топливные баки встроены в конструкцию крыла. Крыло большой стреловидности (67°) для лучшей аэродинамики плавно сливается с фюзеляжем.
Хвостовое оперение V-образной формы с профилем сдвоенного ромба, оптимизировано для уменьшения значения ЭПР. Конструктивно оно выполнено из композиционных материалов с наклеенными пластинами радиопоглощающих материалов. Шасси трехопорное, с масляно-воздушными амортизаторами. Одноместная кабина оборудована катапультным креслом ACES-2 и закрывается цельным фонарем с пятью стеклами.
Силовая установка включает два бесфорсажных двухзальных двигателя. Запас топпива около 5500 л, расход (при крейсерских скоростях и высотах полета) составляет 1360 кг/ч. Самолет оборудован системой дозаправки топливом в полете, приемник которой расположен за кабиной летчика. Приемное отверстие при ночной дозаправке подсвечивается.
Самолет имеет проводную систему дистанционного управления с четырехкратным резервированием. Это обеспечивает искусственную устойчивость самолета, что дает большую свободу при выборе его формы для уменьшения демаскирующих признаков.
F-117A Night Hawk. Тактический бомбардировщик. (США)
Связные радиостанции и ИНС унифицированы с аналогичными системами других самолетов. Все антенны средств связи, систем РЭП и других систем убираются внутрь самолета либо снимаются. Конструкции радиолокационных отражателей, а также бортовые аэронавигационные огни могут крепиться с помощью винтов на внешних поверхностях отсека двигателей. Во время боевых вылетов они снимаются, пустые крепежные отверстия заполняются радиопоглощающим материалом, наносимым распылением.
Прицельно-навигационная система обеспечивает скрытость атаки наземных целей. Она включает датчик тепповизионной системы FUR, лазерный целеуказатель,который оптически юстируется и устанавливается в утопленной в фюзеляже турели перед кабиной, и высокоточную инерциальную систему. Возможно применение спутниковой системы навигации при условии наличия конформной антенны. ИК-датчики переднего и нижнего обзора смонтированы раздепьно в переднем отсеке непосредственно перед фонарем кабины и на нижней поверхности самолета и прикрыты материалом, пропускающим ИК-излучение. Лазерные устройства целеуказания и сопровождения скомплексированы с ИК-датчиками.
Отсек вооружения размером 4,9x1,83 м закрывается двумя створками с гидравлическим приводом. Нормальная боевая нагрузка включает две бомбы GBU-10/GBU-27 с лазерным наведением массой по 907 кг. Самолет может нести управляемую бомбу GBU-15 с тепповизионной ГСН, УР AIM-130 класса «воздух-поверхность», бетонобойную бомбу BLU-109, кассеты SUU-20 с учебными боеприпасами (в некоторых источниках отмечается, что самолет F-117A может нести УР «Мейверик» AGM-65 или «ХАРМ» AGM-89). Кроме того, для самолета разработано небольшое семейство оружия с повышенной точностью наведения.
Впервые ВВС США применили два самолета F-117A Night Hawk в ходе операции вторжения в Панаму «Джаст Коз» в декабре 1989 г. для бомбардировки казарм национальной гвардии, причем точность бомбометания оказалась невысокой из-за плохих погодных условий и ошибок летчиков. Следующее боевое применение F-117А было осуществлено в ходе боевых действий в Персидском заливе, где участвовало уже 42 самолета. Первый бомбовый удар в операции «Буря в пустыне» 17 января 1991 г. нанесли именно самолеты F-117A. За все время операции F-117A выполнили 1271 вылет и сбросили более 2000 т бомб с лазерным наведением. Результативность боевых вылетов составила 80-95% (во Вьетнаме средняя результативность была 33%) при норме для самолетов обычных типов 50%.
F-117A Night Hawk. Тактический бомбардировщик. (США)
Характеристики:
- Длина самолета: 20,08 м;
- Высота самолета: 3,78 м;
- Размах крыла: 13,2 м;
- Площадь крыла: 73 м²;
- Экипаж: 1 человек;
- Масса: пустого - 13380 кг, нормальная - 21150 кг, максимальная - 23815 кг;
- Боевая нагрузка: 2270 кг (2500 кг при уменьшении запаса топлива);
- Топливо: 5500 кг;
- Нагрузка на крыло: при максимальной взлётной массе - 327 кг/м², при нормальной взлётной массе - 290 кг/м²;
- Фронтальная ЭПР: по некоторым данным 0,025 м² (для моностатической РЛС X-диапазона), по другим 0,1 — 0,01;
- Тип двигателя: 2 х ТРДД General Electric F404-F1D2;
- Тяга максимальная: 2 x 4850 кгс;
- Тяговооруженность: при нормальной взлетной массе - 0,46, при максимальной взлетной массе - 0,41;
- Максимальная скорость: 993 км/ч (М=0,91);
- Крейсерская скорость: 905 км/ч (М=0,83);
- Дальность: 1720 км;
- Боевой радиус: 860 км;
- Практический потолок: 13700 м;
- Максимальная эксп. перегрузка: +6 G.