Ил-28. Фронтовой бомбардировщик. (СССР)
Ил-28 — первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик, носитель тактического ядерного оружия.
Разработка фронтового бомбардировщика Ил-28 началась в ОКБ-240 под руководством С.В. Ильюшина в 1947 году в инициативном порядке (постановление правительства появилось только 12 июня 1948 года). Ведущим инженером по самолёту был назначен В. Бугайский. Рабочие чертежи разрабатывал Г.В. Новожилов. В 1948 году был изготовлен прототип с 2 ТРД "Нин-1". С целью удаления двигателей от земли было решено установить их в мотогондолах под крылом без пилонов (как это было на опытном бомбардировщике Ил-22). Прототип впервые поднялся в небо 8 июля 1948 года (лётчик-испытатель В.К. Коккинаки). 30 декабря 1948 года начались заводские испытания с двигателями РД-45Ф. В мае 1949 года самолёт обсуждался на совещании у И.В. Сталина. Ильюшину было предложено увеличить скорость самолёта путём установки более мощных двигателей ВК-1, что и было в срочном порядке сделано. 14 мая было принято решение о серийном производстве, которое началось в этом же году сразу на трёх заводах: №30 в Москве, №64 в Воронеже и №166 в Омске. Позже к ним присоединился завод №39 в Иркутске. 1 мая 1950 года в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк Ил-28 (командовал полком Герой Советского Союза подполковник А.А. Анпилов).
Ил-28. Фронтовой бомбардировщик. (СССР)
Ил-28 представляет собой свободнонесущий высокоплан с прямым трапециевидным крылом и стреловидным однокилевым оперением. Крыло скомпановано из скоростных профилей СР-5с, разработанных в ЦАГИ. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок, выполнен из дюралюмина Д-16Т. Силовая установка состоит из 2 ТРД ВК-1А конструкции В.Я.Климова. Шасси трёхопорное, с носовой стойкой. Экипах размещается в герметизированных кабинах. Места экипажа бронированные. В аварийной ситуации кресла командира экипажа и штурмана катапультируются вверх, стрелок покидал самолёт через нижний люк. Управление самолётом бесбустерное, тросовое. Бомбы (обычные калибром 50-3000 кг и атомные) располагаются внутри фюзеляжа в бомбоотсеке под центропланом (бомбы сбрасывал штурман с помощью оптического прицела ОПБ-5, напрямую связанным с автопилотом). Оборонительное вооружение состоит из кормовой двухпушечной установки Ил-К6 с 2 пушками НР-23 (боекомплект 450 снарядов), ещё 2 пушки (по 100 снарядов) устанавливались неподвижно по бортам носовой части фюзеляжа. Для сокращения разбега (до 560 м) могли применяться твердотопливные ускорители ПСР-1500-15 тягой 1600 кгс. Для обеспечения возможности действовать в любых метеоусловиях самолёт оборудовался эффективной антиобледенительной системой (Ил-28 оказался единственным самолётом, который промозглым днём 9 марта 1953 года в условиях низкой облачности со снегом и дождём мог лететь над Красной площадью, отдавая последние почести Сталину).
В первую очередь новыми самолётами оснащались полки фронтовой авиации западных округов. С лета 1951 года Ил-28 стал поступать в авиацию ВМФ (позже переоборудованы в торпедоносцы). 42 самолёта в 60-е годы базировалось на Кубе (вполне могли нанести удар по территории США). Первое боевое применение Ил-28 относится к 1956 году (подавление вооружённого мятежа в Венгрии). Самолёт участвовал во многих локальных конфликтах: Суэцкий кризис (1956), восстание в Тибете (1959), гражданская война в Йемене (1962), шестидневная война (1967), гражданская война в Нигерии (1967-1970), война во Вьетнаме (с 1968), гражданская война в Лаосе и Индо-Пакистанский конфликт (1971), бои в Иракском курдистане (1974), война в Афганистане (1979-1989). 27 декабря 1968 года с бомбардировщика H-5 (китайский Ил-28) была сброшена первая китайская атомная бомба.
Ил-28. Фронтовой бомбардировщик. (СССР)
В начале 60-х годов под влиянием ракетно-ядерной доктрины и с благословения Н.С.Хрущёва началось массовое сокращение дальней и фронтовой бомбардировочной авиации. Тысячи исправных и боеспособных самолётов (400 только в авиации КТОФ) было порезано автогеном, разбито и раздавлено танками. Но уничтожить все Ил-28 так и не удалось. Когда в 70-е годы началось возрождение штурмовой авиации, сохранившиеся бомбардировщики Ил-28 силами ремонтных предприятий стали переоборудовать в штурмовики (существовало, по крайней мере, 2 полка, вооружённых Ил-28Ш). Много самолётов попало в лётные училища. Использовались Ил-28 и в качестве буксировщиков мишеней (звено или эскадрилья в каждом военном округе). Последние Ил-28 советских ВВС оставались в эксплуатации до второй половины 80-х годов.
Ил-28 был лучшим фронтовым реактивным бомбардировщиком первого поколения и входит в число самых удачных самолётов мира. Всего в СССР в 1949-1955 годах были изготовлены 6316 самолётов Ил-28 различных модификаций. По лицензии самолёт выпускался в Китае и ЧССР. Он поставлялся на экспорт во многие страны мира (в том числе и Китаем). До сих пор Ил-28 стоит на вооружении ВВС и ВМС Алжира, Афганистана, Болгарии, Вьетнама, Венгрии, Египта, Индонезии, Ирака, Йемена, Китая, КНДР, Марокко, Нигерии, Польши, Румынии, Сирии, Словакии, Сомали, Финляндии, Чехии.
Ил-28. Фронтовой бомбардировщик. (СССР)
Характеристики:
- Экипаж: 3 человека;
- Длина: 17,60 м;
- Размах крыла: 21,50 м;
- Высота: 6,70 м;
- Площадь крыла: 60,8 м²;
- Масса пустого: 12 890 кг;
- Масса снаряженного: 18 400 кг;
- Максимальная взлетная масса: 23 200 кг;
- Двигатели: 2 × ТРД ВК-1А;
- Тяга: 2 × 26,5 кН (2700 кгс);
- Максимальная скорость: 906 км/ч;
- Крейсерская скорость: 700 км/ч;
- Практическая дальность: 2 370 км;
- Перегоночная дальность: 2 460 км;
- Практический потолок: 12 500 м;
- Скороподъёмность: 15 м/с;
- Длина разбега: 965 м;
- Длина пробега: 1700 м;
- Нагрузка на крыло: 291 кг/м²;
- Тяговооружённость: 0,31;
- Пушечное вооружение: 2 × 23 мм пушки НР-23 вдоль бортов внизу носовой части, по 100 снарядов на ствол, 2 × 23 мм пушки НР-23 в кормовой оборонительной турели Ил-К6, по 225 снарядов на ствол;
- Бомбовая нагрузка во внутреннем бомбоотсеке: нормальная - 1000 кг, максимальная - 3000 кг.