A-10 Thunderbolt II. Штурмовик. (США).

a 10 t ii 2

a 10 t ii 2

Самолёты A-10 Thunderbolt II стал первым самолетом ВВС США, специально разработанным для непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск. Это простой, эффективный и живучий двухдвигательный реактивный самолет, который может быть использован против всех наземных целей, в том числе танков и другой бронетехники.
История A-10 началась тогда, когда американские военно-воздушные стали нести большие потери от поставленных нами во Вьетнам установок средств ПВО – малокалиберной зенитной артиллерии и крупнокалиберных пулемётов. В такой ситуации воздушная поддержка наземных войск оказалось весьма затруднительной. И когда американцы представили, что будет, когда атакующим самолётам будут противостоять не голопузые вьетнамцы, а самые настоящие русские зенитчики, у них созрела идея создать бронированный самолёт.
Этап проектирования и строительства опытных образцов закончился сравнительно быстро, и уже 10 мая 1972-го впервые поднялся в воздух штурмовик А-10 фирмы Фэрчайлд-Рипаблик, всего на двадцать дней обогнавший разработку Нортропа А-9.

Проведенные в апреле-мае 1974 года испытания подтвердили, что серийный A-10 намного превосходит A-7D. Только после этого в декабре 1974-го была одобрена программа постройки первой партии из 22 серийных машин. Поставка самолетов ВВС США началась в ноябре 1975 года. Тогда же A-10 и получил свое название Тандерболт-II.
Серийное производство самолетов A-10 отставало от первоначально запланированного уровня. Программа выпуска затянулась на два года, а завершилась в конце 1983 года выпуском 713 штурмовиков вместо планировавшихся 733.

a 10 t ii 5

a 10 t ii 5

A-10 не поставлялся на экспорт. В разное время им интересовались Австралия, Великобритания, Бельгия, ФРГ, Южная Корея и Япония, но американцы не продали его никому.
Конструктивно А-10 представляет собой низкоплан с трапециевидным крылом и двухкилевым вертикальным оперением. Фюзеляж простой конструкции типа полумонокок выполнен в основном из алюминиевых сплавов «2024» и «7075», отличающихся повышенной коррозийной стойкостью к дефолиантам, широко применявшимся во Вьетнаме. Фюзеляж отличается высокой живучестью: он не должен разрушаться при повреждении двух диаметрально противоположных лонжеронов и двух прилегающих к ним панелей обшивки.
Низкорасположенное трехлонжеронное крыло состоит из прямоугольного центроплана, в котором размещены топливные баки, и двух трапециевидных консолей. Простота конструкции крыла достигается применением большого количества одинаковых нервюр, прямых лонжеронов и обшивки, изготовленной методом штамповки. В местах изменения толщины обшивки по размаху крыла используются прямые соединения внахлест. Законцовки крыла отогнуты вниз, что увеличило крейсерскую дальность полета на 8%. Само крыло имеет большую относительную толщину и кривизну, что обеспечивает оптимальную величину подъемной силы на малых скоростях полёта.
Титановая броня полутрадюймовой толщины защищает пилота и критические области системы управления полетом от 37-миллиметровых снарядов, а бронестекло фонаря кабины выдерживает попадание 23-мм снарядов Шилок.

На концах центральной части крыла установлены обтекатели для размещения убирающихся вперед основных стоек шасси. Ниши обтекателей стоек после их уборки щитками не закрываются, и колеса несколько выступают наружу, что делает более безопасной аварийную посадку.
Хвостовое оперение спроектировано таким образом, чтобы при потере одного киля или даже одной из половин стабилизатора самолет мог продолжать полет.
Силовая установка машины состоит из двух ТРДД «Дженерал Электрик» TF34-100. По сравнению с исходным вариантом двигателя TF34-2, установленным на палубном противолодочном самолете S-3A «Викинг», модификация «100» отличается некоторыми стальными деталями вместо титановых и отсутствием подогревателя топлива. Масса двигателя увеличилась всего на 7 кг, зато стоимость уменьшилась на 45000 долларов! Ресурс двигателя составляет 3500 часов. Монтажные работы при его замене занимают 30 минут.

Интересна и нова для боевых машин схема установки двигателей, расположенных в отдельных гондолах по бокам хвостовой части фюзеляжа. К ее достоинствам можно отнести снижение тепловой и радиолокационной заметности двигателей, уменьшение вероятности попадания посторонних предметов в воздухозаборник с ВПП и пороховых газов при стрельбе из пушки. Кроме того, такая компоновочная схема дает возможность обслуживать самолет и подвески вооружения при работающих двигателях и удобство при эксплуатации и замене силовой установки. К тому же центральная часть фюзеляжа остается свободной для расположения топливных баков вблизи центра тяжести самолета, что позволяет обойтись без системы перекачки топлива для обеспечения необходимой центровки.

Выходные устройства двигателей отклонены вверх на 10° от горизонтальной оси. Это уменьшает влияние двигателей на балансировку самолета, а также позволяет осуществлять руление в строю.

a 10 t ii 3

a 10 t ii 3

Первое боевое применение штурмовика A-10 состоялось во время первой войны в Персидском заливе 1991 года. Всего в операции было задействовано 144 самолёта этого типа, выполнивших примерно 8100 боевых вылетов при потере семи самолётов. Однако пушечная система GAU-8/A, вокруг которой и создавался самолет, себя так и не оправдала. Правда, пушечным огнем А-10 сбили два иракских вертолета, но при стрельбе по танкам её снаряды оказались совершенно неэффективными. Тем не менее, по числу уничтоженных танков, Тандерболт превзошел разрекламированный AH-64 Апач.

С авиабаз на территории Италии Тандерболты принимали участие в военной операции НАТО против Союзной Республики Югославии 1999 года. Потерь не было, однако вновь подтвердилась высокая живучесть Тандерболта, когда 2 мая самолёт этого типа совершил аварийную посадку в аэропорту Скопье (Македония) на одном двигателе. Второй двигатель был начисто отстрелен и позднее демонстрировался по югославскому телевидению. Последствия применения A-10 на Балканах дали себе знать в начале 2001 года, когда разгорелся скандал вокруг снарядов с урановым сердечником, используемых авиапушкой GAU-8. Как выяснилось, над Косово Тандерболты выпустили более 30 тысяч этих снарядов, и высказывались предположения, что эти снаряды могут представлять угрозу для здоровья размещённых в Косово миротворцев стран НАТО.
С 2001 года A-10 принимают участие в операции международной коалиции в Афганистане. Некоторое время они базировались на аэродроме Баграм под Кабулом.

В операции «Свобода Ираку» в марте—апреле 2003 года принимали участие в общей сложности 60 штурмовиков A-10. Один самолёт был сбит 7 апреля в районе Багдадского международного аэропорта.

Случайными жертвами Тандерболтов становились н только войски противника, но зачастую и собственные солдаты, а также и мирные жители. Так, в 2003 году A-10 нанёс удар по дому предполагаемого террориста возле Газни. В результате удара погибли подозреваемый и 9 детей, игравших поблизости.

a 10 t ii 1

a 10 t ii 1

Модификации:

  • YA-10A: Первые 2 прототипа.
  • A-10A: одноместный самолёт воздушной поддержки наземных сил. Единственная модификация, выпускавшаяся серийно.
  • OA-10A: «О» — означет Observation. Одноместный самолёт воздушного контроля. По конструкции и бортовому оборудованию отличается от A-10A подвесными модулями с дополнительной электроникой и средствами радиоэлектронного противодействия, предназначен исключительно для взаимодействия с сухопутными войсками и применяется в боевых целях только в исключительных случаях.
  • Night/Adverse Weather A-10 (YA-10B): двухместный прототип для ночной и всепогодной работы. Построена 1 машина. Серийно не производился.
  • A-10C: обновленная модель A-10. Оснащён современным цифровым оборудованием, способен нести высокоточное оружие с лазерной системой наведения. Первые A-10C поступили на вооружение в 2006 году. К 2011 году планируется переоборудовать в эту модификацию все A-10, остающиеся на вооружении. Стоимость программы оценивается в 420 млн долларов.

Характеристики:

  • Экипаж: 1 пилот;
  • Длина: 16,26 м;
  • Размах крыла: 17,53 м;
  • Высота: 4,47 м;
  • Площадь крыла: 47,01 м²;
  • Профиль крыла: NACA 6716 - корень крыла, NACA 6713 - законцовка;
  • Удлинение крыла: 6,54;
  • База шасси: 5,40 м;
  • Колея шасси: 5,25 м;
  • Масса пустого: 9176 кг;
  • Масса снаряжённого: 10 515 кг;
  • Нормальная взлётная масса: 13 628 кг (с 6 × 227 кг бомбами);
  • Максимальная взлётная масса: 21 148 кг;
  • Масса топлива во внутренних баках: 4830 кг;
  • Объём топливных баков: 6200 л;
  • Силовая установка: 2 × ТРДД General Electric TF34-GE-100;
  • Тяга: 2 × 40,32 кН (4112 кгс);
  • Максимально допустимая скорость: 834 км/ч;
  • Максимальная скорость: 722 км/ч у земли;
  • Крейсерская скорость: 555 км/ч у земли;
  • Боевой радиус: непосредственная авиационная поддержка - 463 км, сопровождение - 484 км, воздушная разведка - 803 км;
  • Практическая дальность: 740 км (с максимальной боевой нагрузкой);
  • Перегоночная дальность: 4647 км;
  • Практический потолок: 13 380 м;
  • Скороподъёмность: 30,5 м/с;
  • Нагрузка на крыло: 449,88 кг/м² (максимальная);
  • Тяговооружённость: 0,6 (при нормальной взлётной массе);
  • Длина разбега: 1152 м (с максимальной боевой нагрузкой);
  • Длина пробега: 623 м;
  • Вооружение cтрелково-пушечное: 1 × 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A с 1350 патронами 30×173 мм;
  • Точки подвески: 11 узлов подвески вооружения (8 под крылом, 3 под фюзеляжем - под фюзеляжем вооружение может подвешиваться либо на центральный пилон, либо на пару боковых), центральный подфюзеляжный с нагрузкой 2268 кг, 2 боковых подфюзеляжных и 2 внутренних крыльевых с нагрузкой 1587 кг каждый, 4 средних крыльевых с нагрузкой 1134 кг каждый, 2 внешних крыльевых с нагрузкой 453 кг каждый;
  • Боевая нагрузка: 7257 кг;
  • Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» - 2 × AIM-9, ракеты «воздух-поверхность» - 6 × AGM-65;
  • Неуправляемые ракеты: 4 × блока LAU-61/LAU-68 (с 19× / 7× 70 мм ракетами Hydra 70), 6 × блоков LAU-10 (с 4× 127 мм ракетами Zuni);
  • Бомбы: свободнопадающие фугасные - 24 × 227 кг Mk 82 или 6 × 908 кг Mk 84, зажигательные - 8 × 340 кг BLU-1 или 340 кг BLU-27/B с напалмом, кассетные - 20 × Mk-20 Rockeye II, 20 × 350 кг CBU-52, 20 × 370 кг CBU-71, 10 × CBU-38 или 16 × CBU-70, управляемые - 4 × GBU-8 или GBU-10 или 6 × GBU-12;
  • Подвесные артиллерийские установки: 2 × SUU-23 с 20 мм пушкой GAU-4/A;
  • Подвесные топливные баки: 3 × 2271 л: пара под крылом, один под фюзеляжем.

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы