Buccaneer 1
Blackburn Buccaneer — английский двухместный палубный штурмовик.
В июле 1955 года ВМС Великобритании выдали фирме «Blackburn Aircraft Limited», в дальнейшем, после ряда преобразований, вошедшей в состав фирмы «Bae», заказ на проектирование тяжелого двухместного палубного штурмовика Blackburn NA.39. Самолет предназначался для действий с малых высот и должен был иметь вместительный грузоотсек для размещения «спецбоеприпаса», обычных свободнопадающих бомб или морских мин. В качестве приоритетных целей для новой машины назывались важные объекты в приморских районах СССР, береговая инфраструктура советского флота, а также новейшие советские артиллерийские крейсера типа «Свердлов», появление которых весьма встревожило английских моряков.
Buccaneer 2
Особенностью проекта Blackburn NA.39 стала мощная система управления пограничным слоем, в сочетании с крыльевой механизацией значительно улучшающая взлетно-посадочные характеристики и позволяющая самолетам базироваться не только на тяжелых кораблях типа «Арк Ройал», но и на более легких авианосцах типа «Сентаур» (усовершенствованный проект «Колосус», четыре корабля этого типа, заложенные в 1944-45 гг). Штурмовик было решено оснастить двумя двигателями Havilland Gyron Junior DGJ.1 (2 х 3170 кгс).
Первый полет опытного самолета S.Mk.1, получившего чисто морское имя «Buccaneer» состоялся 30 апреля 1958 года. Первый предсерийный штурмовик Buccaneer S.1 с ТРДэ Havilland Gyron Junior DGJ.1, выкрашенный в «противоатомный» белый цвет, снижающий вероятность поражения световым излучением ядерного взрыва, взлетел 23 января 1962 года. На вооружение строевых эскадрилий британского флота Buccaneer S.1 начали поступать в июле 1962 года. На борт авианосца «Арк Ройал» новые штурмовики перебазировались в феврале 1963-го. Всего флоту было передано 40 самолетов Buccaneer S.1 (в том числе 20 предсерийных машин). Королевские ВМС получили уникальный боевой самолет, превосходивший все зарубежные аналоги по скорости у земли (М=0,85) с полной боевой нагрузкой (четыре ФАБ массой по 450 кг или одна ядерная бомба, размещенные в грузоотсеке). Штурмовик мог сбрасывать бомбовое вооружение как с горизонтального полета, так и со сложных видов маневра.
17 мая 1963 года состоялся первый полет усовершенствованного варианта самолета - Buccaneer S.2 - с более экономичными и мощными двухконтурными двигателями Rolls-Royce Spey. Кроме того, модернизированные штурмовики оснащались съемной штангой топливоприемника системы дозаправки в полете. Было усовершенствовано, также, БРЭО. Усиленное крыло самолетов Buccaneer S.2 позволило увеличить общую массу боевой нагрузки до 7300 кг. Английский флот приобрел 84 подобных самолетов, поставки которых начались в 1964 году и завершились в 1968 году.
До конца 1960-х годов Buccaneer S.2 оставались основным авиационным ударным средством британских ВМС. Часть самолетов использовалась в качестве заправщиков (для этого под крылом подвешивался контейнер «Флайт рефьюлинг» Мк.20 с заправочным агрегатом, однако большая дальность полета штурмовика позволяла ему выполнять длительные полеты и без дозаправки. Так, один из Buccaneer S.2, взлетев с борта авианосца «Викториес» в Ирландском море, совершил посадку в Гибралтаре, преодолев 3700 км.
Во второй половине 1960-х годов в комплект вооружения самолетов были введены американские ракеты «Булпап» с радиокомандным наведением (две или четыре УР подвешивались под крылом), велись работы и над более совершенной британской самонаводящейся ПКР «Martel». Однако 1966 год стал роковым для английского флота. Британское правительство под бременем непосильных оборонных расходов приняло решение о полной ликвидации авианосцев. Прекращались работы над ударными авианосцами нового проекта CVA-01.
Вскоре большая часть поставленных ВМС к тому времени Buccaneer S.2 была передана военно-воздушным силам. 70 бывших палубных штурмовиков Buccaneer S.2, модифицированных в «сухопутный» вариант Buccaneer S.2A, поступили на вооружение ВВС в 1969-1972 гг. Кроме того, в 1968-1977 гг. ВВС заказали дополнительную партию из 43 штурмовиков Buccaneer S.2B. В состав их вооружения включили новейшие управляемые ракеты «Martel» с телевизионным наведением, предназначенные для поражения морских и наземных целей. В дальнейшем все самолеты Buccaneer S.2A также доработали до уровня Buccaneer S.2B.
Buccaneer 3
Единственной зарубежной страной, закупившей Buccaneer S.2, стала ЮАР, которая в 1966-1967 гг. приобрела 16 штурмовиков. Самолеты, являющиеся модификацией Buccaneer S.2, предназначались, в первую очередь, для нанесения ударов по морским целям в Индийском и Атлантическом океанах. Применительно к условиям африканского климата в их конструкцию были внесены некоторые изменения. Так, для базирования на авиабазе Ватерклуф, находящейся на севере (т.е. ближе к экватору), на довольно большой высоте над уровнем моря, самолеты оснастили двумя пороховыми стартовыми ускорителями BS 605, расположенными по обе стороны от тормозного гака. Хотя дальность полета Buccaneer S.2 вполне удовлетворяла ВВС и ВМС ЮАР, самолеты все же имели комплект оборудования для дозаправки в воздухе.
Серийное производство Buccaneer S.2 завершилось в 1974 году после постройки двух опытных, 18 предсерийных и 182 серийных самолетов (в том числе 16 экспортных). Buccaneer S.2, остававшиеся в составе английских ВМС до конца 1970-х годов (они базировались уже не на кораблях, а не береговых аэродромах), были доработаны в варианты Buccaneer S.2C и Buccaneer S.2D (последние имели на вооружении ракеты «Мартел»), 42 самолета из состава Королевских ВВС в 1987-1989 гг. прошли частичную модернизацию, в ходе которой было доработано их БРЭО. 28 марта 1991 года, сразу после окончания боевых действий в районе Персидского залива, последние Buccaneer S.2 были сняты с вооружения английских военно-воздушных сил. Четыре из них передали в авиационные музеи и для установки на постаменты, а один - фирме Атлас для использования в качестве летающей лаборатории.
Конструкция Buccaneer S.2. Самолет нормальной аэродинамической схемы со среднерасположенным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Планер оптимизирован для полетов на малых высотах, максимальная эксплуатационная перегрузка составляет 7 при массе 17 500 кг, расчетный ресурс - 1000 ч полета на малых высотах. В конструкции планера применены в основном алюминиевые сплавы DTD.5020 и 746, большое число силовых элементов (лонжероны центроплана, рамы гондол двигателей и т. д.) изготовлены из стали; масса планера около 6000 кг.
Крыло с трехлонжеронным центропланом и двухлонжеронными консолями с переменной стреловидностью по передней кромке; консоли крыла складываются по осям, расположенным на 50% полуразмаха. Обшивка крыла выполнена из монолитных фрезерованных панелей, изготовленных из плит толщиной 76 мм из сплава DTD.5020, лонжероны и нервюры выполнены из поковок, носок крыла изготовлен из сплава «Нимоник 75», законцовки крыла и элеронов - из стеклопластика. Стреловидность крыла по линии 1/4 хорд 40° v корня, 38° 16' в средней части и 30° 12' на концах, угол поперечного V нулевой, угол установки 2,5°, хорда крыла у корня/на концах 4,14/2,44 м, относительное удлинение - 3,55.
Buccaneer 4
Фюзеляж типа полумонокок, спроектирован по правилу площадей и выполнен в основном из алюминиевого сплава DTD.746. Кабина экипажа герметизированная двухместная, с тандемным расположением катапультируемых кресел, обеспечивающих покидание самолета на стоянке. Фонарь сдвижной. Хвостовой конус состоит из двух расщепляющихся створок, образующих воздушные тормоза при отклонении в стороны.
Стабилизатор (размах 4,34 м, площадь 7,02 м2) цельноповоротный; закреплен на концевой части киля, которая на шарнирном узле поворачивается вместе со стабилизатором; стабилизатор имеет балансировочные поверхности (2,06 м2), которые отклоняются только при отклонении элеронов. Киль (6,37 м2) с форкилем и рулем направления (1,00 м2).
Для улучшения взлетно-посадочных характеристик используется система управления пограничным слоем (УПС) с выдувом воздуха через щели на верхней поверхности носка крыла, на нижней поверхности носка стабилизатора, а также перед закрылками (общая площадь 2,16 м2) и зависающими элеронами (5,09 м2). Сжатый воздух отбирается в систему УПС от компрессоров двигателей. Система УПС автоматически включается при отклонении закрылков и элеронов на 10°, ее применение уменьшает скорость захода на посадку на 28-30 км/ч. Максимальный коэффициент подъемной силы при убранной механизации 0,96, при отклоненной механизации без УПС 1,3, при отклоненной механизации с УПС - 2.
Шасси - трехопорное, с одноколесными стойками. Передняя стойка управляемая в пределах ±48°, убирается назад, основные опоры - в гондолы двигателей. Пневматики колес бескамерные. Тормоза колес дисковые, с автоматами торможения. Колея шасси - 3,62 м, база - 6,30 м. Под хвостовой частью фюзеляжа имеется тормозной гак.
Силовая установка. Два ТРДД Rolls-Royce Spey Mk.101 (2 х 5035 кгс). Двигатели расположены в гондолах по бокам фюзеляжа и имеют овальные воздухозаборники. Топливо размещается в восьми баках в верхней центральной части фюзеляжа, имеющих общую емкость 7092 л. Самолет может нести дополнительный запас топлива в подвесном баке в отсеке вооружения (2000 л), в сбрасываемом баке под створкой отсека вооружения (1932 л) и двух сбрасываемых баках (по 1136 л или 1955 л) на внутренних подкрыльных пилонах. В носовой части фюзеляжа перед кабиной может устанавливаться съемная топливоприемная штанга для дозаправки в полете. Самолет может использоваться в качестве топливозаправщика (с максимальным запасом топлива 12 797 л) при установке контейнера Мк.20В/С с топливозаправочным оборудованием на правом подкрыльном пилоне.
Система управления полетом бустерная с гидравлическим приводом стабилизатора и руля направления и с электроприводом элеронов и балансировочных поверхностей стабилизатора. Имеются система автоматической стабилизации относительно трех осей и автопилот управления стабилизатором и элеронами, обеспечивающий полет на малых высотах и программированные маневры. Гидравлическая система состоит из основной системы (рабочее давление 281 кгс/ см2), обеспечивающей привод шасси, закрылков, воздушных и колесных тормозов, управление носовым колесом, створками отсека вооружения, механизмом складывания крыла и тормозным гаком, а также вспомогательной системы (232 кгс/см2) для привода поверхностей управления.
Buccaneer 5
Имеется система электроснабжения переменным током (200 В, 400 Гц) с двумя генераторами мощностью по 30 кВ А), постоянным током (28 В) - с двумя выпрямителями по 4,5 кВт. На борту установлена аварийная аккумуляторная батарея, обеспечивающая питание бортовых систем в течение 20 мин. Целевое оборудование включает обзорно-прицельную БРЛС «Блю Пэтриот», доплеровскую навигационную систему и стандартное связное и пилотажно- навигационное оборудование. На подкрыльном пилоне может устанавливаться контейнер с лазерным целеуказателем AN/AVQ-23 Pave Spike. На модернизированных в 1980-х годах самолетах доработаны БРЛС, приемник предупреждения о радиолокационном облучении и аппаратура радиоэлектронной разведки. Установлены усовершенствованная ЙНС Ферранти FIN 1063, автомат сбрасывания дипольных отражателей и ИК-ловушек Тракор AN/ALE-40 и новое связное оборудование. В отсеке вооружения может быть установлен контейнер с фотокамерами или другое разведывательное оборудование.
Вооружение. Максимальная расчетная боевая нагрузка в отсеке вооружения составляет 1800 кг, на четырех подкрыльевых узлах 5500 кг, т. е. суммарная максимальная боевая нагрузка равна 7300 кг. В отсеке вооружения с вращающейся створкой могут быть подвешены четыре бомбы Мк.10 калибром 450 кг. Типовое вооружение на внешних подкрыльных узлах включает свободнопадающие бомбы калибром до 450 кг, КАБ «Пейв Уэй»II с лазерным наведением, контейнеры НАР, до четырех ракет «Булпап» трех противокорабельных УР AS-37 Martel (на четвертом узле внешней подвески устанавливается контейнер с системой наведения) или «Sea Eagle». Самолеты Buccaneer S.50 ВВС ЮАР оснащались ядерной бомбой мощностью 3 Кт, разметавшейся в грузоотсеке, французскими УР класса «воздух-поверхность» AS-30 с радиокомандным наведением, а также КАБ с лазерным полуактивным самонаведением южноафриканского производства.
Характеристики:
- Экипаж: 2 человека;
- Длина: 19,33 м;
- Размах крыла: 13,41 м;
- Высота: 4,97 м;
- Площадь крыла: 47,82 м²;
- Масса пустого: 14 000 кг;
- Масса снаряженного: 28 000 кг;
- Двигатели: Роллс-Ройс «Спей» Mk.101 (2×49 кН);
- Максимальная скорость у земли: 1040 км/ч;
- Дальность полета: 3700 км;
- Практический потолок: 12 200 м;
- Удельная нагрузка на крыло: 587,6 кг/м²;
- Тяговооруженность: 0,36;
- Боевая нагрузка: до 5400 кг во внутреннем бомбовом отсеке и на 4 подкрыльевых узлах.