Су-25. Штурмовик. (СССР-Россия)
СУ-25 "Грач" бронированный дозвуковой штурмовик (обозначение НАТО - «Frogfoot») остается основным штурмовиком в ВВС России. Опытный экземпляр Т-8 совершил первый полет 22 февраля 1975 г., но перед тем, как попасть в серийное производство, претерпел серьезные изменения. Во время войны в Афганистане эти самолеты совершили около 60000 боевых вылетов, и этот опыт позволил еще более усовершенствовать машину.
Модернизированные Су-25 "Грач" начали выпускать в 1987 г. Этот штурмовик широко применялся и для поддержки федеральных войск во время чеченской кампании. Потребность во всепогодном штурмовике, способном действовать и в ночное время суток, привела к созданию Су-25Т, который к тому же обладает увеличенной дальностью полета и повышенной живучестью. Конструкция этого самолета подобна конструкции двухместного УБС Су-25УБ, однако вместо кабины второго летчика установлен топливный бак, а над ним - отсек для установки дополнительного БРЭО. Первая партия из 20 самолетов Су-25Т была построена в 1990-1991 гг. на авиазаводе в Тбилиси, а затем производство этих самолетов было перенесено в Улан-Удэ.
Су-25. Штурмовик. (СССР-Россия)
Первый самолет российского производства был выпущен в 1995 г.; в дальнейшем был налажен выпуск его усовершенствованной модификации Су-25ТМ (Су-39), которая оснащается БРЛС «Копье-25» в подфюзеляжном контейнере. В настоящее время на вооружении российских ВВС находится около 250 штурмовиков этого класса, причем примерно 80 из них модернизируются в вариант Су-25СМ, некоторые элементы БРЭО которого заимствованы у Су-25ТМ, в частности, БРЛС «Копье», но которая устанавливается в носовой части самолета. По имеющейся информации, эти штурмовики будут входить в состав групп быстрого развертывания, которые формируются в каждом из шести военных округов на территории России.
Эти подразделения будут иметь по четыре Су-25ТМ и по двенадцать Су-25СМ. Также предполагается производить штурмовик Су-25ТМ на экспорт под обозначением Су-25ТК. Эскадрильями штурмовиков этого класса располагают Армения, Азербайджан, Белоруссия, Грузия и Узбекистан. В Туркменистане они выведены в резерв. Экспортные стоят на вооружении Анголы, Болгарии, Чехии, Ирака, Северной Кореи, Перу и Словакии.
Су-25. Штурмовик. (СССР-Россия)
Характеристики:
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 15,36 м (с ПВД)
- Размах крыла: 14,36 м
- Высота: 4,8 м
- Площадь крыла: 30,1 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 6
- Коэффициент сужения крыла: 3,38
- Угол стреловидности по передней кромке: 20°
- Поперечное V крыла: −2,5°
- База шасси: 3,57 м
- Колея шасси: 2,51 м
- Масса пустого: 9 315 кг
- Масса снаряжённого: 11 600 кг
- Нормальная взлётная масса: 14 600 кг
- Максимальная взлётная масса: 17 600 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 3 000 кг
- Масса броневой защиты: 595 кг
- фонарь: 48,5 кг лобовое (бронестекло)
- кабина пилота: 424,9 кг
- топливная и масляная системы: 121,6 кг
- Масса протектора: 160 кг
- Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш
- Тяга: 2 × 4 100 кгс (40,2 кН)
- Максимальная скорость: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
- Крейсерская скорость: 750 км/ч
- Посадочная скорость: 210 км/ч
- Боевой радиус: 300 км
- Практическая дальность: (с норм. боевой нагрузкой) на высоте: без ПТБ: 640 км; с 4× ПТБ-800: 1250 км; у земли: без ПТБ: 495 км; с 4× ПТБ-800: 750 км
- Перегоночная дальность: 1950 км
- Практический потолок: 7000 м
- Максимальная высота боевого применения: 5000 м
- Радиус виража: 680 м (при норм. боевой нагрузке на 1500 м при 555 км/ч)
- Скороподъёмность: 60 м/с (у земли с нагрузкой 1000 кг)
- Нагрузка на крыло: 485 кг/м² (при норм. взлётной массе)
- Тяговооружённость: 0,56 / 0,466 (при норм./макс. взлётной массе)
- Длина разбега: на бетонной ВПП: 550 м; на грунтовой ВПП: 600 м
- Длина пробега: (без тормозного парашюта) - на бетонной ВПП: 600 м; на грунтовой ВПП: 700 м
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: с нормальной боевой нагрузкой: + 6,5g; с максимальной боевой нагрузкой: + 5,2g
- Стрелково-пушечное: двухствольная 30-мм пушка ГШ-30-2 с боезапасом 250 патронов
- Точки подвески: 10
- Боевая нагрузка: нормальная: 1 400 кг (4× ФАБ-250, 2× Р-60, боезапас пушки); максимальная: 4400 кг
- Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух»: 2 × Р-60 (АА-8); ракеты «воздух-поверхность»: 4 × Х-25МЛ или Х-25МЛП или С-25Л или 2 × Х-29Л
- Неуправляемые ракеты: 256 (8 × 32) × 57 мм С-5 в блоках УБ-32 или 160 (8 × 20) × 80 мм С-8 в блоках Б-8 или 40 (8 × 5) × 122 мм С-13 в блоках Б-13 или 8 × 240 мм С-24 или 266 мм С-25
- Бомбы, свободнопадающие и корректируемые различного назначения, бомбовые кассеты: 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500 и т. д.) или 8 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или 8 или 32 × 100 кг или 8 × контейнеров КМГУ-2
- Пушечные контейнеры: 4 × СППУ-22-1 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 с 260 патронов
- Лазерная станция подсвета: «Клен-ПС». Масса: 82 кг. Точность измерения дальности: ± 5 м. Угол отклонения лазера: по высоте: −30°/+6°, по азимуту: ± 12°
- Спутниковая система навигации ГЛОНАСС (для Су-25СМ)