Nanchang Q-5. Штурмовик. (Китай)
Nanchang Q-5 (код НАТО: Fantan) — китайский штурмовик, представляющий собой глубокую модернизацию Shenyang J-6, китайской лицензионной копии МиГ-19. Q-5 - первый боевой самолет китайской разработки, строившийся серийно. Он является глубокой модернизацией истребителя МиГ-19, выпускавшегося в Китае по советской лицензии под названием J-6. Китайским конструкторам удалось создать недорогой, простой и надежный тактический ударный самолет, опередив своих коллег в США и России, где разработка аналогичных машин - Воут А-7 и МиГ-23Б началась значительно позже.
Проектирование самолета, оптимизированного для нанесения ударов по наземным целям, началось в августе 1958 года в ОКБ завода в Шеньяне, с широким привлечением студентов местного авиационного института. В дальнейшем программа была передана в ОКБ завода в Нанчанге. По сравнению с исходным МиГом китайская машина имела удлиненный фюзеляж с боковыми воздухозаборниками. Такая компоновка улучшала обзор из кабины в направлении вперед-вниз и позволяла разместить в заостренной носовой части дополнительное радиоэлектронное оборудование.
Постройка первого опытного штурмовика (истребителя-бомбардировщика) завершилась в 1961 году, однако экономическая обстановка и политическая нестабильность в Китае привели к приостановке работ, которые удалось возобновить лишь через два года. Первый полет опытного самолета состоялся 4 июня 1965 года.
Серийный выпуск Q-5 начался в конце 1969 г., в период наибольшего обострения советско-китайских отношений. Поставка в строевые части началась в 1970 году (в первую очередь новые самолеты получили авиационные полки, расположенные в северных районах Китая и нацеленные на Советский Союз).
Nanchang Q-5. Штурмовик. (Китай)
Самолет имел грузоотсек длиной приблизительно 4 м, способный вмещать одну бомбу массой 500 кг или две бомбы по 250 кг. Можно предположить, что подобное размещение вооружения свидетельствовало о стремлении конструкторов оптимизировать самолет для доставки тактического ядерного оружия (нельзя забывать, что Q-5 был задуман и начат проектированием еще в период "Великой дружбы" СССР и КНР, когда вопрос о передаче Китаю советской ядерной технологии еще не был снят с повестки дня).
В 1975 году начались работы по проектированию усовершенствованного истребителя-бомбардировщика, Q-5-I, на котором отказались от грузоотсека (советские ядерные бомбы Китаю так и не были переданы, а работы по созданию собственных малогабаритных ядерных боеприпасов затянулись). В то же время удалось увеличить состав вооружения на внешних узлах подвески (число подфюзеляжных узлов подвески возросло до четырех) и боевой радиус действия (за счет удлинения фюзеляжного топливного бака). Самолет имел усовершенствованный вариант двигателя WP6, контейнер тормозного парашюта перенесли с нижней части фюзеляжа под основание киля, были установлены узлы для подвески стартовых пороховых ускорителей, усовершенствовано связное радиооборудование. Первый модернизированный самолет совершил первый полет в конце 1980 года, а 20 октября 1981 года он был сертифицирован.
Часть самолетов Q-5-I для ВМФ Китая могла нести на подфюзеляжных узлах подвески две торпеды или противокорабельных ракеты С-801 (под крылом), способных совершать полет на малой высоте (20 м). Состав БРЭО был дополнен доплеровским измерителем угла скольжения и сноса.
В январе 1985 года был сертифицирован самолет Q-5-IА, предназначенный для ВВС Китая. Он оснащен новым оптическим стрелково-бомбардировочным прицелом, двумя дополнительным подкрыльевыми узлами для бомб калибром до 500 кг и топливными баками увеличенной емкости с системой заправки топливом под давлением. Модификация Q-5-II отличается от самолета Q-5-IA наличием усовершенствованной системы оповещения о радиолокационном облучении.
В середине 1980-х годах совместно с английской фирмой "Флайт Рефьюлинг" исследовалась возможность оснащения самолетов Q-5 системой дозаправки в воздухе (методом "шланг-конус"). В качестве самолета-заправщика рассматривался вариант дальнего бомбардировщика Н-6 (Ту-16). Однако это программа не получила дальнейшего развития.
Построено около 1000 самолетов, в том числе более 100 - на экспорт. Стоимость одного истребителя-бомбардировщика (в экспортном варианте) оценивается в 5 млн долларов.
Nanchang Q-5. Штурмовик. (Китай)
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным крылом, боковыми воздухозаборниками и двумя ТРДФ в хвостовой части фюзеляжа.
Фюзеляж - цельнометаллической конструкции, состоит из передней и задней состыкованных частей. Его форма выполнена в соответствии с правилом площадей. Имеется надфюзеляжный гаргрот. В нижней средней части фюзеляжа расположен воздушный тормоз с гидравлическим приводом. На нижней части фюзеляжа установлены два аэродинамических гребня.
Кабина летчика - герметизированная, имеет частичное противопульное бронирование. Остекление фонаря обеспечивает обзор вперед-вниз на угол 13,5. Летчик размещается в катапультном кресле, обеспечивающим спасение в диапазоне скоростей 250- 850 км/ч.
Крыло - многолонжеронное, с углом стреловидности 52,5 по 1/4 линии хорд, угол поперечного V равен 4. Имеются три узла крепления к фюзеляжу. На полуразмахе вдоль всей хорды крыла установлены аэродинамические гребни. Закрылки выдвижные бесщелевые. Элероны с внутренней балансировкой снабжены гидроприводом и способны отклонятся на угол 18,5 вверх и вниз. На каждом элероне установлены триммеры.
Руль направления имеет ручное управление (без бустера). Триммер руля направления имеет электрическое управление. Стабилизатор- цельноповортный (способен отклонятся на 12,5 вверх и 30 вниз). Под обтекателем в корневой части киля расположен тормозной парашют, который может вводится в полете.
Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Одноколесные стойки оснащены воздушно-масляными амортизаторами. Основные стойки убираются в ниши, расположенные в крыле. Для уменьшения объема ниши колесо носовой неуправляемой стойки располагается в горизонтальном положении. Пневматики основных стоек (размер 830 х 205 мм) оснащены пневматической тормозной системой. На носовой стойке установлена рулежная фара. С левой стороны фюзеляжа перед нишей носовой стойки шасси расположена посадочная фара.
Силовая установка. На самолете Q-5 установлено два ТРДФ WP6 (2 х 3250 кгс) или WP6A (2 х 4600 кгс), размещенные в хвостовой части фюзеляжа. Они оснащены регулируемыми соплами с гидроприводом створок. Боковые нерегулируемые воздухозаборники имеют небольшие отсекатели для отвода пограничного слоя фюзеляжа. Емкость трех передних и двух задних фюзеляжных топливных баков - 3648 л. На двух внутренних и двух внешних подкрыльевых пилонах могут устанавливаться сбрасываемые топливные баки емкостью, соответственно, 760 и 400 л.
Общесамолетные системы. На самолете установлены две независимые гидросистемы с рабочим давлением 210 кгс/с. Основная гидросистема предназначена для уборки и выпуска шасси, отклонения закрылков и воздушного тормоза, управления соплами. Вторая гидросистема обеспечивает управление элеронами, рулем направления, стабилизатором и аварийной системой выпуска шасси.
В электрической системе постоянного тока напряжением 28 В имеются два стартера-генератора мощностью по 6 кВт с приводом от двигателя и два инвертора для питания цепей однофазного (115 В) и трехфазного (36 В) переменного тока с частотой 400 Гц.
Герметизированная кабина оснащена системой кондиционирования воздуха.
Целевое оборудование. На Q-5-I радиостанция метрового диапазона СТ-3; радиокомпас WL-7; низковысотный радиовысотомер WG-4; гирогоризонт LTC-2; система радиоопознавания "свой-чужой" YD-3; приемник сигналов маркерного маяка ХС-6; радиодальномер; оптический стрелково-пушечный прицел SH-1J или ABS1A (обеспечивают бомбометание с горизонтального полета и пикирования, стрельбу из пушек и пуск НАР).
Основным компонентом бортового радиоэлектронного оборудования является РЛС, имеющая дальность обнаружения воздушных целей около 20 км, захвата и сопровождения - 13 км. Помимо радиолокационной станции на самолете установлены радиокомпас, радиовысотомер, аппаратура радиолокационной системы опознавания, связная радиостанция УКВ диапазона, станция предупреждения летчика об облучении РЛС противника и оборудование радиотехнической системы посадки.
Вооружение. Две пушки 23-2К (23 мм, 2 х 100 снарядов) расположены в корневых частях крыла. Имеется 10 узлов внешней подвески. На каждом подфюзеляжном узле могут подвешиваться бомбы массой до 250 кг (китайские боеприпасы 250-2 или 250-3, американские Мк.82 или "Снекай", французские "Дюрандаль"). Бомбовая нагрузка на внутренних подкрыльевых узлах может состоять из бомб калибром до 340 кг (в частности, РБК BL755). Некоторые самолеты ВМФ Китая могут нести на этих узлах ПКР С-801.
Неуправляемое ракетное вооружение включает блоки с 8 НАР 57-1 (57 мм), 7 НАР калибром 68 мм, 7 НАР 90-1 (90 мм) или 4 НАР 130-1 (130 мм).
Самолеты Q-5 последних серий, а также А-5М могут оснащаться УР "воздух-воздух" с ТГС PL-2, PL-2B, PL-5B, AIM-9 "Сайдуиндер" или Матра R.550 "Мажик". Возможна подвеска одной тактической ядерной бомбы мощностью 5-20 кт. Всего имеется более 22 вариантов боевой нагрузки.
Nanchang Q-5. Штурмовик. (Китай)
Варианты для НОАК:
- Q-5 — базовая версия с 6 точками подвески. Всего было построено около 100 Q-5.
- Q-5A — улучшенная версия. Самый массовый вариант. Установлены более мощные двигатели WP-6A. Количество точек подвески увеличилось до 10. Было построено более 600 штурмовиков этой модификации. Некоторые самолёты были модифицированы как носители тактического ядерного оружия.
- Q-5B — ударная противокорабельная версия для ВМС КНР. Представляет из себя торпедоносец, вооружённый 2 торпедами Yu-2. Первый полёт совершил в сентябре 1970 года. Оснащен более мощными двигателями WP-6A.
- Q-5D — улучшена авионика, установлены дисплей и навигационная система
- Q-5I — убран внутренний бомбоотсек. Практическая дальность увеличилась на 26%, боевой радиус — на 35%. Также на 130 м сократились взлётная и посадочные дальности, улучшилась скороподъёмность и максималная скорость.
- Q-5IA — установлен новый оптический стрелково-бомбардировочный прицел, две дополнительные подкрыльевые точки подвески для бомб калибром до 500 кг и топливные баки увеличенной емкости с системой заправки топливом под давлением.
- Q-5II — установлена усовершенствованная система оповещения о радиолокационном облучении
- Q-5III — получил западную авионику, катапультное кресло Martin-Baker Mk PKD10 и способность применять УРВВ AIM-9 Sidewinder. Поставлялся на экспорт под обозначением А-5С.
- Q-5E — способен использовать корректируемый по лазерному лучу бомбы LS-500J, получил систему навигацию на основе GPS
- Q-5F — получил лазерно-телевизионную прицельную систему
- Q-5J — двухместная учебно-боевая версия
- Q-5K Kong Yun — улучшенная двухместная учебно-боевая версия, оснащенная французской авионикой
- Q-5M — улучшенная двухместная учебно-боевая версия, оснащенная итальянской авионикой
Экспортные варианты:
- A-5 — экспортная версия для ВВС КНДР.
- A-5B — экспортная версия Q-5II, способная вести огонь французскими УРВВ Matra R550 Magic. Поставлялясь в Мьянму.
- A-5C — экспортная версия Q-5III, оснащенная западной авионикой и катапультным креслом фирмы Martin-Baker. Самолёт способен вести огонь УРВВ Matra R550 Magic и AIM-9 Sidewinder. Экспортировался в Бангладеш и Пакистан.
- A-5D — экспортная версия Q-5IV, оснащенная западной авионикой и катапультным креслом фирмы Martin-Baker.
- A-5K — экспортная версия Q-5К, оснащенная французской авионикой и катапультным креслом фирмы Martin-Baker. Проект был закрыт в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
- A-5M — экспортная версия Q-5М, оснащенная итальянской авионикой и катапультным креслом фирмы Martin-Baker. Проект был закрыт в связи с событиями на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.
Характеристики:
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 15,65 м
- Размах крыла: 9,84 м
- Высота: 4,33 м
- Площадь крыла: 27,95 м²
- Масса пустого: 6375 кг
- Нормальная взлётная масса: 9468 кг
- Максимальная взлётная масса: 11 830 кг
- Силовая установка: 2 × ТРДФ Liming Wopen-6А (копия РД-9БФ-811)
- Тяга: 2 × 29,42 кН (2 × 36,78 кН на форсаже)
- Максимальная скорость: 1210 км/ч
- Крейсерская скорость: 910 км/ч
- Боевой радиус: 400 км
- Практическая дальность: 2000 км (при полной внутренней заправке)
- Практический потолок: 15 850 м
- Скороподъёмность: 103 м/с
- Тяговооружённость: 0,63
- Стрелково-пушечное: 2 × Type 23-2K (по 100 снарядов на пушку)
- Боевая нагрузка: 2000 кг
- Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя PL-2 или PL-5 или PL-7
- Неуправляемые ракеты: блоки 8 × 57-мм или 7 × 68 мм или 7 × 90мм или 4 × 130-мм
- Бомбы: 100/250/500-кг обычные и кассетные бомбы или Mk 82 или Snakeye или Durandal