Airbus A400M. Военно-транспортный самолет. (ЕС)
Airbus A400M — четырехмоторный турбовинтовой военно-транспортный самолет, выпускаемый Airbus Military. Первый экземпляр A400M был продемонстрирован 26 июня 2008 года в г. Севилья. По состоянию на март 2013 года заказано 174 самолета, в том числе для ВВС Германии — 53, Франции — 50, Испании — 27, Великобритании — 22. Кроме того, заказаны самолеты для ВВС Турции, Бельгии, Люксембурга и Малайзии. Airbus планирует производить 30 самолетов в год.
Композитный пропеллер A400М, имеющий восемь лопастей и диаметр 5,34 метра, является одним из самых больших в мире. Он был специально разработан для мощных двигателей A400М в 11 000 л.с.
Соглашение по созданию единого европейского военно-транспортного самолета было подписано в 1982 году, но из-за разногласий между компаниями и странами-участницами проекта он был отложен.
В 2003 году Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург подписали совместное соглашение о закупке у компании EADS 212 самолетов А400М. Позже Италия вышла из проекта, и число заказанных самолетов сократилось до 180.
Стоимость проекта составила 20 миллиардов евро, однако концерн запросил у семи европейских государств-покупателей A400M еще 5 миллиардов евро на завершение его разработки.
Первый полет был запланирован на январь 2008 года, а ввод в эксплуатацию — на 2009 год. Впоследствии дата первого полета была перенесена на июль 2008 года, а затем на сентябрь. В сентябре разработчик объявил о задержке первого полета на неопределенное время до завершения доработки двигателей. В конечном итоге первый полет состоялся 11 декабря 2009 года.
По замыслу разработчиков, самолет А400М будет обеспечивать переброску войск и грузов, их десантирование парашютным или посадочным способом в любых метеоусловиях и ночью с использованием неподготовленных ВПП, в том числе грунтовых и иметь относительно низкую стоимость жизненного цикла. Кроме того, этот ВТС должен выполнять полеты на высокой дозвуковой скорости на малых высотах в составе группы, иметь бронированные кабину экипажа и жизненно важные системы, а также четыре подкрыльевых пилона для установки на них подвесных агрегатов заправки или контейнеров системы РЭБ. По оценке его создателей, срок службы новой машины составит не менее 30 лет, а диапазон эксплуатационных температур ± 50 °C. Комплексы и системы бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) планируется объединить мультиплексной шиной распределения данных стандарта 1553 В.
Новый самолет будет представлять собой широкофюзеляжный моноплан с высокорасположенным крылом, Т-образным хвостовым оперением и грузовой рампой в задней части фюзеляжа. В конструкции предполагается широко использовать композиционные материалы, а также узлы и агрегаты модульного типа.
В состав силовой установки машины намечается включить четыре турбовинтовых двигателя мощностью не менее 13 000 л. с. каждый. В качестве основного варианта рассматривается перспективный двигатель Ml 38 совместной разработки фирм SNECMA (Франция), MTU (ФРГ), «Фиат авиа» (Италия) и ITP (Испания), выполненный на базе газогенератора двухконтурного турбореактивного двигателя М88, которым оснащен тактический истребитель «Рафаль». В начале 2000 года данные компании приняли решение о создании нового предприятия — TIP (Turboprop International), основной задачей которого будет разработка и производство двигателей Ml 38 для самолета А-400М. Считается, что это позволит достигнуть заданных ТТХ самолета.
Предполагаемый состав БРЭО самолета будет включать современные радиолокационную станцию, высокоточную навигационную систему, перспективные средства отображения информации в кабине, в том числе цветные многофункциональные индикаторы и аппаратуру отображения информации на лобовом стекле, а также систему встроенного контроля, что, по мнению разработчиков, может существенно снизить нагрузку на экипаж и сократить его до двух человек.
Airbus A400M. Военно-транспортный самолет. (ЕС)
Объем грузового отсека будет около 340 м³, что почти в 2 раза больше, чем у существующих самолетов аналогичного назначения. Это позволит размещать все основные образцы вооружения без предварительной разборки, включая вертолеты АН-64, «Тигр», А. 129, «Пума» HNH-90, артиллерийские орудия, в том числе 203-мм гаубицы M110 (САУ), реактивные системы залпового огня и бронетранспортеры. При этом он должен быть оснащен грузовой рампой, на которой возможна установка грузов и техники массой не менее 6 т.
По расчетам разработчиков, перспективный самолет будет обладать высокой боевой эффективностью и улучшенными эксплуатационными характеристиками по сравнению с существующими ВТС тактического назначения. Благодаря своим взлетно-посадочным характеристикам и усовершенствованной конструкции шасси он будет способен выполнять взлет (посадку) с неподготовленных грунтовых площадок длиной до 900 м, а также совершать маневры с малым радиусом разворота.
На базе А-400М планируется создать вариант транспортно-заправочного самолета с двумя или тремя точками заправки. Считается что, имея на борту 45 т отдаваемого топлива он сможет обеспечить патрулирование в течение 3 ч на удалении около 930 км от аэродрома базирования.
Общая стоимость программы разработки ВТС А-400М около 6 млрд долларов. По оценкам зарубежных экспертов, ВВС западноевропейских стран необходимо более 250 новых машин (ФРГ — 75, Франция- 62, Великобритания-до 50, Италия-32, Турция-20, Бельгия-12 и Португалия- 9) при стоимости 60 — 70 млн долларов.
В связи с сокращением оборонного бюджета Франция и ФРГ на период с 1997 по 2002 год, отказались от государственного финансирования программы. Вместе с тем они не возражают против создания самолета за счет средств фирм-разработчиков, которые в дальнейшем будут им возмещены. Для выбора оптимальных решений по приобретению для своих ВВС новых машин, специалисты западноевропейского союза провели анализ состояния разработки перспективных ВТС в США, России и на Украине с целью определения возможности и целесообразности их закупки.
В обобщенном докладе отмечалось, что перспективные ВТС С-17А (США), Ан-70 (Украина, Россия) и его экспортный вариант — Ан-7Х значительно превосходят самолет А-400М по ряду тактико-технических показателей, в частности по критерию «полезная нагрузка/дальность полета», и полностью отвечают европейским стандартам, было также отмечено, что разработка ВТС Ан-70 опережает проект А-400М не менее чем на десять лет. В то же время их закупка для ВВС западноевропейских стран признана нежелательной и обоснована необходимость проведения дальнейших работ по данной программе. Основными доводами в пользу этого являются сравнительно высокая стоимость американских машин, а также необходимость сохранения и дальнейшего развития потенциала европейской аэрокосмической промышленности и выхода на международный рынок с самолетами собственной разработки.
В этих целях основные фирмы — участницы программы на базе компании «Aérospatiale» создали промышленное объединение «Airbus Military», включающее около 30 проц. ее производственных мощностей. Основной его задачей является проведение работ по обеспечению подготовки производства и постройки опытного образца самолета. Финансирование этой фазы (около 500 млн долларов) осуществляют непосредственно фирмы — участницы создания нового ВТС. Объединение высказало готовность финансировать французскую часть программы (1,3 млрд долларов) при получении твердых гарантий заказа французскими ВВС с последующей оплатой не менее 52 машин. Специалисты фирмы считают, что первый полет нового самолета может состояться в 2004 году, а поставки ВТС в строевые части начнутся в 2006-м.
26 июня 2008 года в городе Сан Пабло неподалеку от Севильи, на авиазаводе испанской компании CASA, входящей в состав EADS, состоялась церемония выкатки первого прототипа среднего военно-транспортного самолета А400М. Этот самолет разрабатывается с 2003 г., его компоненты производятся в Германии, Франции, ЮАР, Турции и Великобритании, а окончательная сборка осуществляется в Испании. На данный момент EADS имеет заказы на 192 А400М, а в перспективе собирается построить до 400 машин. Летные испытания А400М планируется начать уже в текущем году, а на вооружение он будет принят в 2010 году. На торжестве в Сан Пабло присутствовали король Испании Хуан Карлос I и другие VIP-персоны
Отказы от заказов
В мае 2003 года Франция, Германия, Италия, Испания, Великобритания, Турция, Бельгия и Люксембург подписали совместное соглашение о закупке в компании EADS 212 самолетов А400М. Позднее Италия вышла из проекта, и количество самолетов, которые нужно сделать, сократилось до 180.
18 июля 2005 года ВВС Чили подписало меморандум о взаимопонимании в отношении трех самолетов, которые будут поставлены между 2018 и 2022. Но вскоре заказ был отменен.
В декабре 2004 года, Южная Африка объявила о намерении приобрести восемь A400Ms на общую сумму около € 800 млн, при присоединении страны к Airbus Military в качестве промышленного партнера. Поставки ожидались с 2010 до 2012 года. Затем на 3 апреля 2009 года ВВС Южной Африки заявили, что начнут рассмотрение альтернатив A400M ввиду задержек производства и роста расходов. 5 ноября 2009 года правительство объявило об отмене заказа ссылаясь, что увеличились расходы и задержки в доставке.
Airbus A400M. Военно-транспортный самолет. (ЕС)
Характеристики:
- Грузоподъемность: 37 000 кг;
- Размах крыла: 42,40 м;
- Длина самолета: 45,10 м;
- Высота самолета: 14,70 м;
- Площадь крыла: 221,5 м²;
- Масса пустого самолета: 76 500 кг;
- Масса максимальная взлетная: 141 000 кг;
- Внутреннее топливо: 50 500 кг;
- Тип двигателя: 4 ТВД Europrop International TP400-D6;
- Мощность: 4 х 11000 л.с.;
- Крейсерская скорость: 555 км/ч (М = 0.68 – 0.72);
- Перегоночная дальность: 8700 км;
- Практическая дальность: 7870 км;
- Дальность с максимальной загрузкой: 3300 км;
- Максимальная высота полета: 12200 м;
- Экипаж: 2—4 чел;
- Полезная нагрузка: 120 десантников или солдат или 66 носилок с сопровождающими или 37000 кг груза или 41000 кг топлива, варианты загрузки: 2 вертолета RAH-2 Tiger или AH-64 Apache, или 1 вертолет Cougar, NH90, или 1 транспортное бронированное средство типа GTK, или 6 машин типа Land Rover, или 1 ракетная установка Roland, или два 5-тонных грузовика с 2-мя 105-мм пушками, или 1 40-футовый контейнер ISO, или 1 мобильный кран.