Douglas C-47 "Skytrain", "Dakota". Военно-транспортный самолет. (США)
Douglas C-47 "Skytrain" или "Dakota" — американский военно-транспортный самолет. Разработан на основе популярного пассажирского самолета Douglas DC-3.
С появлением коммерческого самолета DC-3, поступившего в эксплуатацию с августа 1936 года, командование USAAC изложило требования для его военно-транспортной модификаций, основываясь на опыте использования аналогичных моделей на базе DC-2. В частности, для увеличения грузоподъемности предполагалось использование более мощных двигателей, усиления задней части фюзеляжа, установка грузовых дверей и укрепление пола кабины для размещения тяжелых грузов.
Douglas C-47 "Skytrain", "Dakota". Военно-транспортный самолет. (США)
В 1940 году армия заключила контракт на поставку первой партии самолетов, получивших обозначение С-47. Конструкция этих машин, даже с учетом указанных выше доработок, почти не отличалась от DC-3. Самолет С-47 представлял собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан с однокиилевым оперением и убираемыми в полете основными стойками шасси. Крыло низкого расположения было снабжено посадочными щитками с гидроприводом и элеронами из легкого сплава с полотняной обшивкой. На передних кромках крыла и хвостового оперения размещались пневматические резиновые антиобледенители. Силовая установка включала два двигателя R-1830-92 “Twin Wasp” с наддувом мощностью по 1050 л.с. на высоте 2285 метров и металлические винты изменяемого шага. Экипаж состоял из 3-х человек: два пилота и радист. В грузовом варианте С-47 мог перевозить 2722 кг полезной нагрузки. Другие варианты предусматривали транспортировку 28 полностью вооруженных парашютистов (на складных сиденьях ковшеобразного типа вдоль бортов кабины) или 18 раненых на носилках и медицинский персонал из трех человек. Под фюзеляжем могли быть установлены узлы крепления и механизм сброса парашютных контейнеров (до 6 штук), имелись также приспособления для транспортировки под фюзеляжем двух трехлопастных винтов.
Douglas C-47 "Skytrain", "Dakota". Военно-транспортный самолет. (США)
Производство было развернуто на новом предприятии в Лонг Бич (Калифорния) с небольшой задержкой, поскольку основные производственные мощности фирмы Douglas уже были загружены заказами по выпуску бомбардировщиков SBD "Dauntless" и А-20. В составе USAAF (и впоследствии USAF) транспортные С-47 стали известны как "Skytrain".
Варианты:
- C-47 – первая серийная модификация рассчитанная на транспортировку 27 десантников. Построено 965 самолетов из которых 12 передали United States Navy под обозначением R4D-1.
- C-47A – серийная модификация с 24-вольтной электросистемой. Построено 5254, включая 238 переданных United States Navy под обозначением R4D-5. На базе этого варианта было собрано несколько фоторазведчиков RC-47A, спасательных самолетов SC-47A (в 1962 году переименованы в НС-47А) и VIP-транспорты VC-47A.
- C-47B – серийная модификация оснащенная двигателями R-1830-90 с турбонагнетателями и дополнительным запасом топлива. Всего было построено 3364 самолета, которые преимущественно использовались на маршрутах Индии, Бирмы и Китая. В это количество также были включены VC-47B.
- C-47D – данное обозначение присваивалось самолетам С-47В, на которых в послевоенный период демонтировали турбонагнетатели.
- С-47Е – серийная модификация с увеличенным транспортным отсеком, позволявшем перевозить 27-28 пассажиров
- AC-47D – вариант огневой поддержки оснащенный тремя 7,62-мм пулеметами Minigun в бортовых окнах.
- XC-47C – единственный прототип на базе С-47 оснащенный поплавками Edo Model 78
- EC-47D – данное обозначение было присвоено 26 самолетам C-47D на которых с 1953 года проводилась калибровка электронных систем.
- NC-47D – один серийный C-47D модифицированный для проведения различных тестов.
- RC-47D – вариант на бае C-47D для фоторазведки и перехвата радисигналов.
- SC-47D – несколько самолетов C-47D модифицированных для нужд Search Air Rescue. В 1962 году переименованы в HC-47D.
- VC-47D – VIP-транспорт на базе C-47D.
- YC-129 – опытный вариант оснащенный двигателями Wright R-1820 мощностью 1425 л.с., также имевший обозначение "Super DC-3" и C-47F. Прототип испытывался сначала в USAF, а впоследствии был передан USN, где обозначение изменили на XR4D-8.
- C-47L/M – специальные варианты переданные в пользование American Legation United States Naval Attache (ALUSNA) и Military Assistance Advisory Group (MAAG).
- EC-47N/P/Q – данное обозначение присваивалось переоборудованным C-47A\D, предназначенным для выполнения функций радиоперехвата и электронной разведки. Самолеты различались типами установленного оборудования, антенн и двигателей.
- C-47R – один С-47М модифицированный для высотных полетов и впоследствии использованный для особых миссий в Эквадоре.
- C-117A – штабные самолеты рассчитанные на 24 места, переоборудовано 16 С-47В.
- VC-117A – три С-117 использовавшиеся как VIP-транспорты.
- SC-117A – один С-117С переделанный в спасательный самолет.
- C-117B/VC-117B – два самолета C-117A и VC-117B без турбонагнетателей.
- CC-129 – данное обозначение было присвоено С-47, которые использовались в составе RCAF в 1970-е гг.
- XCG-17 – экспериментальный планер на базе С-47, рассчитанный на перевозку 40 десантников.
Douglas C-47 "Skytrain", "Dakota". Военно-транспортный самолет. (США)
Отдельно для воздушно-десантных сил был налажен выпуск специального варианта С-53 “Skytrooper”. Этот самолет почти не отличался от серийных С-47, если не учитывать демонтированных двухстворчатых грузовых дверей, которые заменили на одностворчатую. В общей сложности было построено только 380 таких самолетов всех модификаций.
- XC-53A – экспериментальный вариант с противооблединительной системой и закрылками по всему размаху крыла.
- C-53B – модификация для эксплуатации в условиях низких температур, построено 8 самолетов.
- C-53C – модификация с увеличенной дверью, построено 17 самолетов.
- C-53D – модификация на базе С-53С оснащенная 24-вольтной электросистемой, построено 159 самолетов.
Самолеты для нужд US Navy также строились по отдельным контрактам, хотя первыми транспортниками все же поделился USAAC. В основном эти машины использовались на Тихоокеанском ТВД, где соединениям флота требовалась более активная поддержка. В составе морской авиации R4D оставались по меньшей мере до середины 1960-х гг.
- R4D-1 – обозначение самолетов С-47 использовавшихся в составе USN и USMC.
- R4D-3 – обозначение 20 самолетов С-53 использовавшихся в составе USN.
- R4D-5 – обозначение самолетов С-47А использовавшихся в составе USN и USMC. В 1962 году обозначение изменено на C-47H.
- R4D-5L – модификация для использования в Антарктике с оборудованием для работы в условиях низких температур. В 1962 году обозначение изменено на LC-47H.
- R4D-5Q – тренировочная модификация, в 1962 году обозначение изменено на EC-47H.
- R4D-5R – один из R4D-5 с салоном на 21 место использовавшийся как персональный транспорт. В 1962 году обозначение изменено на TC-47H.
- R4D-5S – модификация для тренировок операторов радаров, в 1962 году обозначение изменено на SC-47H.
- R4D-5Z – один из R4D-5 использовавшийся как VIP-транспорт. В 1962 году обозначение изменено на VC-47H.
- R4D-6 – обозначение 157 самолетов С-47В использовавшихся в составе USN. В 1962 году обозначение изменено на C-47J.
- R4D-6L, Q, R, S, Z – модифицированные варианты R4D-5, которым в 1962 году были присвоены новые обозначения LC-47J, EC-47J, TC-47J, SC-47J и VC-47J.
- R4D-7 – обозначение 44 самолетов ТС-47В использовавшихся в составе USN. В 1962 году обозначение изменено на TC-47K.
- R4D-8 – модифицированные R4D-5 и R4D-6 с удлиненным фюзеляжем, крылом и хвостовым оперением. В 1962 году обозначение изменено на C-117D.
- R4D-8L – данное обозначение было присвоено R4D-8 использовавшихся в Антарктике. В 1962 году обозначение изменено на LC-117D.
- R4D-8T – данное обозначение было присвоено R4D-8 переделанным в "летающие танкеры". В 1962 году обозначение изменено на TC-117D.
- R4D-8Z – данное обозначение было присвоено R4D-8 переделанным в штабные самолеты. В 1962 году обозначение изменено на VC-117D.
Множество С-47 было поставлено в Великобританию, которая на протяжении всей 2-й мировой войны так и не смогла создать надежный и современный военно-транспортный самолет собственными силами. В составе RAF прибывшие из США самолеты получили название “Dakota”. Кроме того, конверсией С-47 занималась фирма Airspeed.
- “Dakota” Mk.I – британское обозначение для самолетов С-47 и R4D-1.
- “Dakota” Mk.II – британское обозначение для самолетов С-53.
- “Dakota” Mk.III – британское обозначение для самолетов С-47A.
- “Dakota” Mk.III – британское обозначение для самолетов C-47B.
- Airspeed AS.61 – конверсированный вариант “Dakota” Mk.I.
- Airspeed AS.62 – конверсированный вариант “Dakota” Mk.II.
- Airspeed AS.63 – конверсированный вариант “Dakota” Mk.III.
Douglas C-47 "Skytrain", "Dakota". Военно-транспортный самолет. (США)
За долгие году своей карьеры эти самолеты буквально вошли в историю и стали одним из символов 1940-х гг., наряду с Junkers Ju-52 заняв достойное место в авиастроении. Если говорить о географической составляющий, то проще перечислить страны, где DC-3 и С-47 не летали вообще (если таковые имеются). Более того, даже спустя 30-40 лет после начала серийного производства появлялись варианты тотальной модернизации этих самолетов, от которых фактически оставался только планер, а вся "начинка" и силовая установка полностью заменялись.
Кроме того, на базе DC-3 по лицензии был налажен выпуск самолетов ПС-84 (Ли-2), которые применялись не только как транспортно-пассажирские – в 1942-1944 гг. оборудованные бомбодержателями и пулеметными турелями Ли-2НБ составляли достаточно большую часть советской авиации дальнего действия. В продолжении "бомбардировочной" темы можно вспомнить использование бывших американских С-47 в составе ВВС Египта и Израиля в ходе 1-й арабо-израильской войны. В течении 1948-го года эти самолеты активно привлекались для бомбовых ударов по городам противоборствующих сил. Также DC-3 строились по лицензии в Японии, где была проведена их модернизация. Самолеты получили обозначения L2D2-L2D5, выпускаясь на заводах Showa и Nakajima.
В странах "третьего мира", таких как Мозамбик, Нигер, Никаругау, Сальвадор и многих других, эксплуатация С-47 продолжалась вплоть до середины 1980-х гг. и даже дольше.
Douglas C-47 "Skytrain", "Dakota". Военно-транспортный самолет. (США)
Характеристики:
- Экипаж: 3 человека;
- Варианты нагрузки: 28 снаряженных военнослужащих, 14 носилок с ранеными;
- Длина: 19,43 м;
- Размах крыла: 29,11 м;
- Высота: 5,18 м;
- Площадь крыла: 91,70 м²;
- Масса пустого: 7700 кг;
- Масса максимальная взлетная: 15 000 кг;
- Двигатели: 2 × Пратт-Уитни R-1830 (2×1200 л. с.);
- Крейсерская скорость: 260 км/ч;
- Нормальная дальность полета: 2600 км;
- Максимальная дальность полета: 6100 км;
- Практический потолок: 7300 м.