Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

Ан-12 — советский военно-транспортный самолет. Предназначен для парашютного и посадочного десантирования и перевозки войск, вооружения и военной техники, а также эвакуации раненных. Первый полет опытного самолета состоялся в декабре 1957 года. Принят на вооружение в 1959 году. Самолет построен по нормальной аэродинамической схеме с прямым высокорасположенным крылом. Силовая установка состоит из четырех ТВД АИ-20М мощностью по 4250 л.с. Погрузка и выгрузка крупногабаритной техники осуществляется через грузовой люк с рампой в хвостовой части фюзеляжа своим ходом или с помощью лебедок, кран-балки и грузового транспортера. В негерметичной грузовой кабине возможно размещение 58 десантников, 95 солдат или 90 раненных.

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

В состав бортового оборудования входят РЛС панорамного обзора РБП-2, курсовая система КС-СГ, автопилот АП-28Д1, радиотехническая система ближней навигации РСБН-2С. Оборонительное вооружение состоит из кормовой установки с двумя 23-мм авиационными пушками НР-23. Под крылом имеются узлы подвески осветительных бомб. Всего было создано более 40 модификаций, в том числе военно-транспортные самолеты, самолеты РЭП и другие. Самолет находится на вооружении ВВС стран СНГ, Афганистана, Алжира, КНР, Чехии, Словакии, Эфиопии, Индии, Ирака, Иордании, Малайзии, Польши и Югославии и др.

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

Модификации:

  • Ан-12 (изделие «Т») — базовая. На Иркутском авиазаводе в 1959-1962 годах выпущено 154 самолета.
  • Ан-12 «Танкер» — летающая водораспыливающая лаборатория для создания условий искусственного обледенения. Отличался баком для воды на 8000 л в грузовой кабине, водораспыливающим коллектором перед крылом. Переоборудован 1 самолет в 1981 году.
  • Ан-12А (изделие «ТА») — первая серийная модификация. Отличается двигателями АИ-20А, увеличенным до 16600 л запасом топлива. Взлетная масса возросла до 61 т, грузоподъемность — до 20 т. Выпускался на Воронежском авиационном заводе (1961—1965) и Ташкентском авиационном заводе (1961—1972). Изготовлено 155 самолетов.
  • Ан-12Б (изделие «ТБ») — модернизированный. Отличается усиленным центропланом, увеличенным до 19500 л запасом топлива, составом оборудования. Выпускался с 1963 года на Воронежском авиационном заводе и Ташкентском авиационном заводе.
  • «изделие 93Т» — летающая лаборатория для метрологического обслуживания и проверки КЗА на базе Ан-12Б. Переоборудован 1 самолет в 1972 году.
  • Ан-12Б (ЛИАТ) — лаборатория исследования авиационной техники. Предназначен для проведения работ на местах летных происшествий. Переоборудован 1 самолет в 1972 году.
  • Ан-12Б «Кубрик» — самолет для исследования инфракрасного излучения надводных, наземных и воздушных целей. Изготовлен в 1969 году.
  • Ан-12Б-30 — с увеличенной грузоподъемностью до 30 т (проект). Отличался двигателями АИ-20ДК и винтами диаметром 5,1 м. Разработан в 1963 году.
  • Ан-12Б-И — самолет РЭБ. Отличается станцией индивидуального радиоэлектронного противодействия «Фасоль». В 1964 году построено 7 самолетов.
  • Ан-12БЗ-1, Ан-12БЗ-2 — летающие лаборатории для отработки системы дозаправки топливом в воздухе (проект). Разработан в 1969 году.
  • Ан-12БК (изделие «ТБК») — модернизированный. Отличается обновленным бортовым оборудованием и двигателями АИ-20М. Ширина грузовой кабины увеличена до 3,12 м. Выпускался с 1966 года на Ташкентском авиационном заводе.
  • Ан-12БК — коммерческий. Предназначен для гражданской авиации. Отличался отсутствием оборонительного вооружения.
  • Ан-12БК-ВКП «Зебра» — воздушный командный пункт (проект). Оборудован средствами связи и 18 рабочими местами для оперативного и служебного расчета.
  • Ан-12БК-ИС — самолет РЭБ. На борту установлены станции «Фасоль» и «Сирень». В 1970 году изготовлено 45 самолетов. В 1974 году переоборудовано еще 105.
  • Ан-12БКВ — бомбардировщик и постановщик мин. Мог брать на борт 12 т бомб. В 1969 году изготовлено несколько самолетов.
  • Ан-12БКК «Капсула» — самолет-салон командующего ВТА. Оборудован герметичной кабиной-капсулой на 20 человек. В 1975 году переоборудован 1 самолет.
  • Ан-12БКТ — заправщик самолетов фронтовой авиации. Мог одновременно заправлять на земле 2 самолета (объем отдаваемого топлива 19500 л). Разработан в 1972 году.
  • Ан-12БКЦ «Циклон» — лаборатория для исследования метеорологических процессов. В 1979 году переоборудовано 2 Ан-12БК.
  • Ан-12БЛ — самолет, оборудованный противолокационным ракетным комплексом Х-28. В 1970 году переоборудован 1 Ан-12Б.
  • Ан-12БМ — самолет для исследования возможности дальней радиосвязи через спутник «Молния-1». В 1962 году переоборудован 1 Ан-12Б.
  • «изделие 51» — разведчик радиационного заражения атмосферы на базе Ан-12БП. Отличался фильтрогондолами для забора воздуха, дозиметрами ДП-35, лабораторным оборудованием. Выпускался в 1968-1969 годах.
  • Ан-12БСМ — гражданский самолет для перевозки контейнеров. Отличался наличием двух кран-балок и роликовых дорожек. Мог перевозить 8 поддонов ПА-2,5 или 4 ПА-5,6, 8 контейнеров УАК-2,5 или 4 УАК-5А. Разработан в 1973 году.
  • Ан-12БШ, Ан-12БКШ — самолеты для группового обучения штурманов. В грузовой кабине оборудовано 10 рабочих мест. В 1970 году переоборудовано несколько самолетов.
  • Ан-12Д — опытный самолет с увеличенным диаметром фюзеляжа. Разработан в 1965 году. Оснащен двигателями АИ-20ДК с винтами диаметром 5,1 м. Взлетная масса увеличена до 83 т.
  • Ан-12Д УПС — с системой управления пограничным слоем (проект).
  • Ан-12ЛЛ — летающая лаборатория. В разные годы переоборудовано несколько самолетов.
  • Ан-12М — модернизированный. Отличается двигателями АИ-20ДМ мощностью 5180 л. с., винтами АВ-68ДМ. Изготовлен в 1972 году в одном экземпляре.
  • Ан-12М ЛЛ — летающая лаборатория для отработки систем катапультирования. Отличается кормовой поворотной кабиной. Изготовлен в 1975 году.
  • Ан-12П — с подпольными топливными баками. Выпускался с 1963 года. По типу Ан-12П в 1963-1989 годах дорабатывались Ан-12А и Ан-12Б (обозначены соответственно Ан-12АП и Ан-12БП). На самолетах Ан-12БП частично изменено радиооборудование.
  • Ан-12ПЛ — полярный на лыжном неубирающемся шасси. В 1961 году построено 2 самолета.
  • Ан-12ПП, Ан-12Б-ПП, Ан-12БК-ПП, Ан-12БК-ППС — постановщики помех.
  • Ан-12ПС — поисково-спасательный. Имеет на борту спасательный катер «ерш» или «Гагара». Разработан в 1969 году.
  • Ан-12Р — с увеличенной до 25 т грузоподъемностью (проект). Отличался ТРДД Д-36. Разработан в 1962 году.
  • Ан-12РУ — с 2 стартовыми ускорителями ПРД-63 (проект). Разработан в 1962 году.
  • Ан-12СН — самолет специального назначения (проект). Предназначался для перевозки танка Т-54 на расстояние 1500 км. Отличался двигателями АИ-20ДК, дополнительным ТРД РД-9, увеличенной грузовой кабиной, сокращенным составом оборудования. Разработан в 1965 году.
  • Ан-12Т — топливовоз (опытный). Предназначался для перевозки различных видов топлива. Изготовлен в 1961 году.
  • Ан-12ТП-2 — самолет для полярной авиации. Отличается турбогенератором ТГ-16 в левом обтекателе шасси, подпольными топливными баками, средствами астронавигации и дальней радиосвязи, местами отдыха в кабине сопровождения. В сентябре 1961 года участвовал в дальнем перелете Москва-Мирный (26423 км).
  • Ан-12У — с системой управления пограничным слоем (проект). Разработан в 1962 году.
  • Ан-12УД — самолет увеличенной дальности. Разработан в 1960 году. Отличается двумя дополнительными топливными баками общей емкостью 7600 л (от бомбардировщика 3М). При этом запас топлива составил 21870 л.
  • Ан-12УД-3 — увеличенной дальности с тремя дополнительными баками в грузовой кабине.
  • Ан-40 — транспортный самолет укороченного взлета и посадки (проект). Отличался двигателями АИ-30, дополнительными разгонными ТРД РД-36-35. Разработан в 1964 году.
  • Ан-42 — вариант Ан-40 с системой управления вектором тяги (проект).

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

Характеристики:

  • Двигатели: Турбовинтовой двигатель АИ-20М - 4 х 4250 л. с.;
  • Размах крыла, м: 38,015;
  • Длина, м: 33,109;
  • Высота, м: 10,525;
  • Пассажировместимость: 90 солдат или 60 парашютистов;
  • Взлетная масса, т: 61;
  • Максимальная  нагрузка, т: 21;
  • Запас топлива, т: 22,066;
  • Максимальная скорость, км/ч: 660;
  • Крейсерская скорость, км/ч: 570;
  • Эксплуатационный потолок, м: 7200-8600, макс. 10000;
  • Дальность полета перегоночная, км: 5530.

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)

Ан-12. Транспортный самолет. (СССР)


Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы