Lockheed C-130 Hercules. Трансортный самолет. (США)
Lockheed C-130 Hercules – средний военно-транспортный самолет, разработанный компанией Lockheed. Основной военно-транспортный самолет США и стран НАТО.
C-130 — самые распространенные транспортные самолёты средней грузоподъемности, эксплуатирующиеся в 65 странах — строятся фирмой Lockheed более 50 лет. За это время выпущено свыше 2300 военно-транспортных С-130 и гражданских L-100 различных модификаций, в том числе около 1170 для США. В отличие от своих ближайших аналогов — Ан-12 и «Трансаль», «Геркулес» продолжает строиться серийно и пользуется устойчивым спросом на мировом рынке.
Проектирование самолёта началось по заказу ВВС США, которые искали замену устаревшим транспортникам C-119 Flying Boxcar, C-47 Skytrain, и C-46 Commando. По мнению командования ВВС США, сформулированного на опыте Корейской войны, новая машина должна была отвечать изменившимся условиям ведения боевых действий.
Первый полёт С-130 совершил в 1954 году. Вскоре после этого фирма Lockheed получила заказ на серийное производство самолёта. Различные модификации С-130 применялись во всех войнах и военных конфликтах с участием США, начиная с Вьетнамской войны.
В 1963 году С-130 доказал возможность своего использования на флоте, 21 раз выполнив взлёт и посадку на палубе авианосца USS Forrestal (CV-59). Пилот Джеймс Флэтли, управлявший тестовыми посадками на палубу, был награждён Летным Крестом за Отличия и впоследствии дослужился до адмирала.
Во время войны во Вьетнаме С-130 использовались в качестве транспортников, разведчиков и наводчиков для штурмовой авиации, заправщиков и воздушных командных пунктов для тяжёлых стратегических бомбардировщиков при бомбёжках Северного Вьетнама, а также как самолёты непосредственной огневой поддержки наземных войск (вариант АС-130 Spectre).
Во время войны во Вьетнаме американская сторона потеряла 55 C-130, 6 AC-130 и 4 KC-130(большая часть боевые потери).
В Фолклендской войне в 1982 году аргентинские С-130 выполняли ночные полёты, снабжая гарнизоны на островах, а также работали заправщиками для аргентинских «Скайхоков» и «Супер Этандаров», атаковавших английские корабли.
В конце 1980-х годов несколько С-130 были переданы Лесной службе США в качестве летающих водяных танкеров для борьбы с лесными пожарами.
Иран использовал «Геркулесы» в Ирано-иракской войне. В 1984 году один иранский C-130 были сбит иракским истребителем Mirage F1. В 1986 году иракский перехватчик МиГ-25 сбил иранский самолет радио-электронной борьбы EC-130E «Khoofash».
Во время неудавшейся обороны Кувейта от иракской армии в 1990 году, один L-100 был захвачен Ираком в качестве трофея.
24 апреля 1992 года перуанский Су-22 перехватил американский C-130, нарушивший воздушное пространство. Перуанский пилот дал очередь из пушки, вследствие чего тяжело поврежденный американский самолет был вынужден совершить посадку.
30 января 2005 года британский C-130 был сбит иракскими партизанами огнем ЗУ-23.
С-130 – четырехдвигательный турбовинтовой высокоплан. Крыло — двухлонжеронное. Механизация крыла состоит из закрылков Фаулера.
Lockheed C-130 Hercules. Трансортный самолет. (США)
Фюзеляж типа полумонокок изготовлен из алюминиевых и магниевых сплавов. Для получения максимального объема грузовой кабины фюзеляж, круглого сечения, снизу расширили. В кабине экипажа размещаются командир, второй летчик, штурман и бортинженер. Предусмотрено место для оператора погрузочно-разгрузочного оборудования. Имеются места для сменного экипажа и кухня.
В грузовой кабине может размещаться различная тяжелая техника, в частности, прицеп-цистерна или 155-мм гаубица с тягачом, либо до пяти грузовых платформ. В задней части кабины расположены основной грузовой люк размерами 2,77×3,05 м и погрузочно-разгрузочная рампа с гидравлическим приводом. Выброска парашютистов осуществляется через боковую дверь в левом борту за обтекателем шасси. Установлены два аварийных выхода. Кабины экипажа и грузовая — герметические с системой кондиционирования. Длина фюзеляжа самолетов С-130Н-30, L-100-30 и КС-130Т-30 увеличена на 4,57 м. Шасси — трехопорное. Основные стойки убираются в обтекатели по бокам фюзеляжа. Передняя стойка со спаренными колесами имеет механизм поворота.
Lockheed C-130 Hercules. Трансортный самолет. (США)
Варианты:
За все время эксплуатации компания Lockheed выпустила более 60 модификаций С-130 для выполнения огромного спектра задач. Всего было выпущено более 2200 единиц.
Характеристики варианта C-130J:
- Экипаж: 2 пилота
- Пассажировместимость: 72 солдата или 64 парашютиста или 74 раненых на носилках с двумя сопровождающими
- Грузоподъёмность: 18 955 кг (при +2,5g)
- Длина: 29,79 м
- Размах крыла: 40,41 м
- Высота: 11,84 м
- Площадь крыла: 162,12 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 10,1
- Колея шасси: 4,34 м
- Профиль крыла: NACA 64A318 корень крыла, NACA 64A412 законцовки
- Масса пустого: 34 274 кг
- Масса снаряжённого: 53 230 кг (при +2,5g)
- Нормальная взлётная масса: 70 305 кг (при типовой нагрузке)
- Максимальная взлётная масса: 79 380 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 20 819 кг (+ 8 506 кг в ПТБ)
- Объём топливных баков: 25 552 л (+ 2× 5 220 л ПТБ)
- Силовая установка: 4 × ТВД Rolls-Royce AE 2100D3
- Мощность двигателей: 4 × 4 591 л.с. (4 × 3 424 кВт)
- Воздушный винт: шестилопастной Dowty Aerospace R391
- Диаметр винта: 4,11 м
- Полезный объём: 128,9 м³
- Максимально допустимая скорость: 700 км/ч на 3 050 м
- Максимальная скорость: 645 км/ч
- Крейсерская скорость: 628 км/ч
- Скорость сваливания: 185 км/ч
- Практическая дальность: 5 250 км (с грузом массой 18 144 кг)
- Практический потолок: 9 315 м (при полётной массе 66 680 кг)
- Скороподъёмность: 10,7 м/с
- Время набора высоты: 6 100 м за 14 мин.
- Нагрузка на крыло: 433,7 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 194,6 Вт/кг (при нормальной взлётной массе)
- Длина разбега: 1 433 м (до высоты 15 м)
- Длина пробега: 777 м (с высоты 15 м при посадочной массе 58 967 кг)