Ка-50 «Черная акула». Ударный вертолет. (СССР-Россия)
Ка-50 (изделие «800», по кодификации НАТО — Hokum A, известен также, как «Черная акула») — советский/российский одноместный ударный вертолет. Представляет собой специально спроектированный комплекс вооружения, аппаратуры управления огнем и средств навигации, предназначенный для борьбы с танками и другими бронированными целями и для огневой поддержки наземных войск.
Разработка вертолета была начата в ОКБ им. Н.И. Камова в декабре 1977 года, первый полет опытного вертолета, имевшего обозначение В-80Ш1 состоялся 17 июня 1982 года, в 1995 вертолет под обозначением Ка-50 был принят на вооружение авиации сухопутных войск России, в настоящее время он производится серийно на авиазаводе в г. Арсеньеве.
Ка-50 «Черная акула». Ударный вертолет. (СССР-Россия)
Вертолет создан по соосной схеме, традиционной для ОКБ им. Н.И. Камова, которая не используется, кроме него, ни на одном боевом вертолете в мире. Реализованная на вертолете Ка-50, эта схема обеспечивает простоту управления вертолетом в ручном и автоматическом режимах, хорошую маневренность, а также повышенную боевую живучесть за счет отсутствия легкоуязвимого рулевого винта с его системами управления и редуктором.
Ка-50 имеет фюзеляж самолетного типа, в носовой части которого находится аппаратура обзорно-поисковой системы и прицельного комплекса. За этим отсеком располагается оборудованная системой катапультирования кабина летчика. Кабина имеет защиту из комбинированной (сталь/углепластик) брони, способной выдерживать попадание в борт нескольких снарядов калибра 23мм. Остекление кабины обеспечивает защиту от попадания пуль. Броней, общая масса которой составляет 350кг, защищены также основные агрегаты вертолета.
За кабиной летчика смонтированы агрегаты топливной, гидравлической и других систем, здесь же находится отсек главного редуктора. К задней части фюзеляжа крепится горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение.
На вертолете установлено крыло с размахом 7,3 м, под консолями которого находятся по два пилона для подвески вооружения.
Вертолет имеет колесное убирающееся в полете трехстоечное шасси с передней стойкой.
Ка-50 «Черная акула». Ударный вертолет. (СССР-Россия)
Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей ТВ3-117ВМА, установленных по бокам в верхней части фюзеляжа. Двигатели снабжены экранно-выхлопными устройствами для снижения инфракрасной заметности вертолета, а также пылезащитными устройствами, снижающими износ лопаток турбокомпрессора. Как и большинство современных вертолетов, силовая установка имеет систему автоматического регулирования, которая в случае выхода из строя одного из двигателей автоматически переводит другой двигатель на повышенный режим работы.
Двигатели силовой установки приводят во вращение два расположенных соосно несущих винта диаметром 14.5м. Лопасти несущих винтов имеют прямоугольную форму в плане и изготовлены из композиционных материалов. Предусмотрен автоматический отстрел лопастей в полете при аварийном катапультировании летчика. Особенностью Ка-50, позволившей сократить число членов экипажа до одного человека, является наличие интегрального прицельно-пилотажно-навигационного комплекса для поиска целей и автоматического наведения на них вооружения, а также для решения задач автоматизированного пилотирования и навигации. Бортовая ЭВМ автоматически принимает целеуказания от другого вертолета, самолета ДРЛО или наземного разведывательного комплекса и по команде летчика выводит полученную информацию на кабинный индикатор тактической обстановки и на индикатор лобового стекла. Наличие на этом индикаторе как пилотажной, так и прицельной информации оказывает существенную помощь летчику при применении оружия. На вертолете используется нашлемная система целеуказания, особенность которой состоит в том, что она использует прицел, смонтированный на шлеме летчика. Сигналы с прицела через самолетное преобразующее устройство поступают на бортовые приемники ракет. Поворачивая голову при слежении за целью, летчик тем самым автоматически ориентирует головки самонаведения ракет в нужном направлении. Благодаря такому способу управления захват цели возможен через 1.5 секунды после наведения на нее прицела.
Ка-50 «Черная акула». Ударный вертолет. (СССР-Россия)
Ка-50 имеет мощное встроенное и подвесное вооружение. К встроенному вооружению относится 30-мм пушка 2А42 с переменным темпом стрельбы (200-300 выстрелов/мин и 500 выстрелов/мин) и селективным боепитанием из двух патронных ящиков, снаряжаемых осколочно-фугасными и бронебойными снарядами. Хотя эта пушка имеет гораздо большую массу и в три раза меньшую скорострельность, чем сопоставимая авиапушка ГШ-30-1, ее несомненным преимуществом является способность поражать легкобронированные цели на дистанции до 3000м. Пушка может отклоняться на 15° по азимуту и на 30° по углу возвышения. Специальный электрогидравлический следящий привод обеспечивает перемещение ствола в горизонтальной и вертикальной плоскостях, выдерживая направление стрельбы. Благодаря этому пушка Ка-50 имеет в четыре раза более высокую точность, чем подвижная пушка того же калибра на АН-64А "Apache". Подвесное вооружение размещается на вертолете на четырех пилонах, которые могут отклоняться вниз на угол до 10°. Здесь могут быть установлены до 12 сверхзвуковых управляемых противотанковых ракет "Вихрь" с лазерной системой наведения с дальностью пуска до 10км и бронепробиваемостью 900мм, в том числе с динамической защитой. Вероятность попадания ракеты в цель типа "танк" составляет 0.9 практически во всем диапазоне боевого применения. Кроме ракет "Вихрь", здесь могут быть подвешены практически все авиационные средства поражения, масса которых не превышает 500кг.
Для защиты вертолета от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения на концах крыла размещены контейнеры с тепловыми ловушками. На вертолете также установлен бортовой комплекс радиоэлектронного противодействия, по своим функциональным показателям не уступающий аналогичному комплексу вертолета "Apache".
Для обеспечения возможности полноценного боевого применения вертолета в ночное время была разработана его модификация Ка-50Н, летные испытания которой были начаты в 1997 году. Эта модификация оснащена современным тепловизионным комплексом.
Конструкция вертолета Ка-50 отличается удобством технического обслуживания. Фюзеляж имеет максимально возможную раскрываемость для обеспечения доступа к агрегатам, системам и оборудованию без применения стремянок.
Ка-50 «Черная акула». Ударный вертолет. (СССР-Россия)
Характеристики:
- Длина фюзеляжа: 14,21 м;
- Высота: 4,93 м;
- Диаметр несущих винтов: 14,50 м;
- Длина с вращ. винтами: 15,96 м;
- Размах крыла: 7,44 м;
- Масса: пустого - 7700 кг, нормальная взлетная масса - 9800 кг, максимальная взлетная масса - 10800 кг, масса полезной нагрузки - 2800 кг, масса топлива - внутренний запас 1487 кг (дополнительно в ПТБ: 1732 кг);
- Тип двигателя: турбовальный модели «ТВ3-117ВМА»;
- Мощность: на чрезвычайном режиме - 2700 л.с., на взлетном режиме - 2400 л.с., на крейсерском режиме - 1750 л.с.;
- Скорость: крейсерская - 265 км/ч, максимальная - 310 км/ч, максимально-допустимая в пологом пикировании - 390 км/ч, максимально-достигнутая в пикировании (испытания) - 460 км/ч;
- Дальность полета: без ПТБ - 520 км, с ПТБ - 1160 км;
- Допустимый угол крена: ±70°;
- Допустимый угол тангажа: ±60°;
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 3 G;
- Встроенное стрелково-пушечное вооружение: 1 х 30-мм 2А42, боезапас 460 патронов (селективное боепитание, переменный темп стрельбы);
- Точек подвески: 4;
- Масса подвески: 2000 кг;
- Подвесное стрелково-пушечное: 2 × 23-мм пушки УПК–23–250 в подвесных контейнерах, боезапас 2 × 500 патронов;
- Неуправляемое ракетное вооружение: НАР С-13 — 2 × 5 шт., НАР С-8 — 4 × 20 шт., тяжелый НУРС С-24;
- Управляемое ракетное вооружение: ПТУР «Вихрь» — 2 × 6 шт., Х-25МЛ;
- Вооружение типа «Воздух-воздух»: Игла-В — 2 × 2 шт. (размещаются не на пилонах), Р-73;
- Бомбовое вооружение: ФАБ-500, -250, -120, -100; КМГУ-2, ЗБ-500; РБК-500, -250.