AMX-10P. БМП. (Франция)
AMX-10P — французская боевая машина пехоты.
В 1965 г по заказу французских вооруженных сил фирма "Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux" приступила к разработке новой боевой машины пехоты, которая должна была прийти на смену БМП AMX VCI, состоявшей на вооружении с 1957 года и уже тогда считавшейся устаревшей. В 1968 году изготовлен первый прототип и проведена серия испытаний, в результате чего в 1972 году новая БМП пошла в серийное производство под обозначением AMX-10P. Производство боевых машин пехоты было доверено фирме GIAT. И уже в 1973 году первые машины стали поступать на вооружение французской армии, где успешно эксплуатируются и поныне. Серийно производилась с 1972 по 1994 год, всего было выпущено около 1750 машин этого типа. Большая часть выпущенных машин предназначалась для Французской Армии, однако впоследствии их число в ней было сокращено, хотя AMX-10P все еще остаются основной БМП французских войск. Значительная часть AMX-10P была поставлена на экспорт, по состоянию на 2007 год они все еще остаются на вооружении ряда стран.
AMX-10P. БМП. (Франция)
Корпус AMX-10P выполнен по классической конструктивной схеме и полностью сварен из алюминиевых броневых плит, которые обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов малого калибра. Лобовая броня корпуса не пробивается пулями калибра 14,5 мм. Существенное увеличение защиты машины достигается установкой навесной брони.
Впереди слева находится отделение управления. Механик-водитель попадает в машину через индивидуальный круглый люк, который открывается вверх. Его боевой пост оснащен тремя одинарными перископами, средний из которых может заменяться на пассивный прибор ночного видения для вождения машины в ночное время. Справа в передней части корпуса находится силовое отделение, имеющее в плане форму латинской булвы L. В передней лобовой плите корпуса устроены жалюзи воздухозабора и выброса воздуха. Выхлопные газы выбрасываются через отверстие в правой стенке корпуса. Дальше располагается боевое отделение с двухместной башней фирмы GIAT «Toucan II». Башня установлена со смещением влево от продольной оси машины. Командир БМП размещается в башне слева, а наводчик — справа. Оба этих члена экипажа занимают свои места в машине через люки, которые открываются с соответствующих сторон.
В кормовой части корпуса AMX-10P находится десантное отделение на восемь солдат с полной выкладкой, оборудованное индивидуальными складными сиденьями. Десант попадает в машину через большую рампу в кормовой стенке, открывающуюся с помощью электрического привода или через два люка в крыше корпуса БМП. Солдаты имеют возможность наблюдать за полем боя через шесть перископов, по два с каждого борта и два в рампе. Около перископов, установленных в корме машины, предусмотрены амбразуры, через которые два солдата десанта могут вести огонь, не покидая БМП.
AMX-10P. БМП. (Франция)
Основное вооружение AMX-10P состоит из 20-мм автоматической пушки M693, установленной снаружи на башне и спаренного с ней 7,62-мм пулемета. Наведение вооружения в обеих плоскостях осуществляется с помощью электрических приводов или вручную. В вертикальной плоскости пушка наводится в пределах от -8" до +50', что позволяет вести борьбу с воздушными и укрытыми целями, а ее скорострельность составляет 700 выстрелов в минуту. Пушка имеет двойную систему заряжания, что позволяет наводчику выбирать тип боеприпаса - осколочно-фугасный или бронебойный в зависимости от характера поражаемой цели. Пушка M693 позволяет вести эффективный огонь на расстоянии до 1500 м до цели. Бронебойный снаряд, имеющий начальную скорость 1300 м/с. на расстоянии до 1500 м пробивает броневую ппиту толщиной 20 мм. Скорострельность пулемета составляет 900 выстрелов в минуту, а дальность его эффективного огня не превышает 1000 м.
Из-за отсутствия системы стабилизации вооружения, эффективность пушки относительно невелика, поразить из нее цель, не останавливаясь практически невозможно. Существенным недостатком вооружения является также невозможность уничтожения бронированных обьектов - танков. Однако справедливости ради следует отметить, что в машине имеются две ручные пусковые установки ПТУР MILAN, но ведение из них эффективного огня возможно только из неподвижной машины. Производитель сообщает, что в зависимости от пожеланий заказчиков пусковые установки ПТУР могут монтироваться на корпусе с обеих сторон башни.
Для ведения огня место наводчика оборудовано универсальным прицелом OB40, имеющим 6-кратное увеличение в дневном канале и 5-кратное в ночном. Прицел позволяет вести наблюдение, обнаруживать и идентифицировать цели. В распоряжении наводчика могут бьль и другие прицелы, например дневной прицел М406 с 2- и 6-кратным увеличением или прицел OB37 с увеличенной контрастностью изображения и 6-кратным увеличением. Командир машины может вести огонь с помощью дневного прицела М371 с 1-и 6-кратным увеличением. Для ведения огня по воздушным целям используется коллиматорный прицел. Кроме того, башня БМП AMX-10P оборудована семью перископами, которые обеспечивают командиру и наводчику круговой обзор поля боя.
AMX-10P. БМП. (Франция)
В качестве силовой установки на БМП AMX-10P используется дизель Hispano-Suiza HS 115. Этот 8-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения развивает мощность 221 кВт при 3000 об/мин., а его удельная мощность составляет 15,2 кВт/г. что позволяет боевой машине двигаться по дороге с твердым покрытием с максимальной скоростью 65 км/ч. В состав трансмиссии входят гидрокинетинеская передача с блокирующей электромагнитной муфтой, механическая коробка скоростей с предварительным выбором передач (четыре вперед и одна назад) и пневматическим управлением, механизм поворота и передаточный вал для водометных движителей. Двигатель вместе с трансмиссией составляет очень компактный агрегат на замену которого в полевых условиях требуется не более двух часов.
Ходовая часть AMX-10P состоит, применительно к одному борту, из пяти обрезиненных опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, трех поддерживающих роликов и гусеницы с резинометаллическими шарнирами и сьемными резиновыми накладками. Опорные катки связаны с торсионными валами через балансиры — такое решение широко применялось почти во всех боевых гусеничных машинах того периода. Для погашения вибрации первые и последние опорные катки оснащались гидравлическими амортизаторами.
БМП AMX-10P является плавающей машиной. Движение по воде обеспечивают два водометных движителя, приводимые в действие от коробки передач через передаточный вал. Водометы установлены в корме мащины по обе стороны от рампы и при преодолении водной преграды позволяют машине развивать скорость 7 км/ч. Помимо водометов БМП оборудована двумя косозубыми помпами (одна в силовом отделении, вторая — в десантном), откачивающими воду, поступающую внутрь корпуса, и волноотражающим щитком. Волноотражающий щиток установлен в передней части корпуса и лежит на его верхней лобовой плите. Во время плавания он поднимается с помощью гидравлического привода, которым управляет механик-водитель.
В состав дополнительного оборудования AMX-10P входят прожектор-искатель РН9А, установленный на башне и спаренный с пушкой, и четыре дымовых гранатомета с электрическим запалом. Гранатометы установлены на корме корпуса, по два с каждого борта. Стандартное оборудование включает систему защиты от оружия массового поражения, систему пожаротушения в силовом отделении и систему подогрева.
Боевая машина пехоты AMX-10P состоит на вооружении армий Франции, Саудовской Аравии, Греции, Катара и Сингапура. На базе БМП AMX-10P был разработан ряд других боевых машин.
AMX-10P. БМП. (Франция)
Характеристики:
- Боевая масса, т: 14,2;
- Компоновочная схема: переднемоторная;
- Экипаж, чел.: 3;
- Десант, чел.: 8;
- Длина корпуса, мм: 5778;
- Ширина корпуса, мм: 2780;
- Высота, мм: 1920, по крыше корпуса, 2570 - габаритная;
- Клиренс, мм: 450;
- Тип брони: алюминиевая катаная из сплава AZ5G (7020)
- Калибр и марка пушки: 20-мм M693 F1;
- Тип пушки: нарезная автоматическая;
- Боекомплект пушки: 325 выстрелов;
- Углы ВН, град.: от -8 до +63;
- Дальность стрельбы, м: 1500 (1000 м по бронированным целям);
- Пулеметы: 1 × 7,62-мм;
- Другое вооружение: ПТРК «Милан», возимый боекомплект 10 ПТУР;
- Тип двигателя: V-образный 8-цилиндровый дизельный;
- Мощность двигателя, л. с.: 280;
- Скорость по шоссе, км/ч: 65;
- Запас хода по шоссе, км: 600;
- Удельная мощность, л. с./т: 21,1;
- Тип подвески: индивидуальная торсионная;
- Преодолеваемая стенка, м: 0,7;
- Преодолеваемый брод, м: плавает.