Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Т-64А (Объект 434) — советский основной боевой танк. Создан в начале 1960-х в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению, серийно выпускался с 1964 года, параллельно со средними танками Т-55, Т-62 и Т-64. Принят на вооружение советской армии в 1969 году под маркой «средний танк Т-64А».

Т-64 имел пушку калибра 115 мм 2A21 (Д-68) и спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ. На нём впервые в мире применили автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов, что позволило сократить экипаж, убрав из него заряжающего. Экипаж танка состоял из трёх человек. На танке впервые был установлен оптический дальномер. Броня танка впервые в мире стала комбинированной, чтобы повысить защищённость от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Ходовая часть снаружи получила защитные поворотные щиты, с той же целью. С танка в связи с нецелесообразностью был убран зенитный пулемёт (поскольку скорости фронтовой авиации существенно выросли, и успешный обстрел летящего на большой скорости самолёта стал маловероятным).

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Дальнейшая модификация танка Т-64А (с 1968 года) получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танков на средние и тяжёлые. Новый танк сочетал в себе качества и тех и других, поэтому стал первым в мире основным боевым танком. Модернизированный вариант данного танка под обозначением Т-64Б (1976 год) стал первым в мире основным боевым танком с ракетно-пушечным вооружением.

Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.

Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.

Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой двигатель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной продувкой, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.

Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.

Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией.

Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. - 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ.

Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность которая достигла 10 выстрелов в минуту.

Был введён гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач. Преодолеваемый брод 1,8 метра при высоте танка 2,19. установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.

Шесть танков с макетом встроенной динамической защиты, два модернизированных танка Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) и один Т-64У (объект 447АМ-1) были показаны на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года. При этом Т-64У с башенным номером «201» находился на «скамье запасных» и по Крещатику не шёл. Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой и антеннообразному датчику ветра на корме башни взамен старого с «ушами», а также по ЗПУ на командирском люке, которая у Т-64БМ2 осталась прежняя, а у Т-64У такая, как на Т-80УД и Т-84.

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.

  • БМПВ-64 — тяжёлая БМП на базе шасси танка Т-64. Выпущена Харьковским БТРЗ;
  • УМР-64 — тяжёлый бронетранспортёр того же завода на базе Т-64;
  • ГПМ-64 — гусеничная пожарная машина на основе Т-64;
  • Т-55-64 — основной боевой танк, гибрид с шасси от Т-64 и башней от Т-55;
  • ПТС-2 — плавающий транспортёр;
  • БАТ-2 — путепрокладчик на базе тягача МТ-Т;
  • МДК-3 — роторный траншейный экскаватор;
  • МТ-Т — тяжёлый многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач.

Модификации Т-64:

  • Т-64А (1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнем, изменена конструкция автомата заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, усилено бронирование башни, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливный двигатель, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.
  • Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).
  • Т-64Б (1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнем, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков.
  • Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б.
  • Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).
  • Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л.с.
  • Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой. Бронирование лба корпуса усилено.
  • Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.
  • Т-64БМ «Булат» (2005 год) — украинская современная модификация. Является результатом модернизации танка Т-64Б.
  • Т-64Е (2010 год) — украинская современная модификация с двигателем 5ТДФЕ мощностью 850 (900) л.с. и ВСУ мощностью 10 кВт. Оснащён модернизированной СУО, ДЗ «Нож-2» («Дуплет»), комплексом управляемого оружия «Комбат» и спаренной зенитной 23-миллиметровой пушкой с дистанционным управлением.
  • Т-64Б1М (2014 год) — украинский упрощённый вариант модернизации танков Т-64Б1, создан на Харьковском бронетанковом заводе. На танке установлена встроенная динамическая защита, усиливающая защиту башни, лобовой части корпуса и борта. В задней части башни установлена ниша для боекомплекта и оборудования.
  • Т-64БМ1М (2014 год) — украинский вариант модернизации Т-64 с динамической защитой «Нож» и забашенной нишей.

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Т-64. Основной Боевой Танк. (CCCР)

Характеристики:

  • Боевая масса, т: 38,5;
  • Компоновочная схема: классическая;
  • Экипаж, чел.: 3;
  • Количество выпущенных, шт.: более 8000;
  • Длина корпуса, мм: 6540;
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 9225;
  • Ширина корпуса, мм: 3415;
  • Высота, мм: 2170;
  • База, мм: 4242;
  • Колея, мм: 3270;
  • Клиренс, мм: 500;
  • Тип брони: комбинированная многослойная. Лоб корпуса, мм/град. 80+105 (СТБ) +20/68°. Борт корпуса, мм/град. 80. Лоб башни, мм/град. 90+150 (алюминиевый сплав) +90;
  • Калибр и марка пушки: 125-мм 2А46-1;
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола, калибров: 51 (6350 мм);
  • Боекомплект пушки: 37;
  • Дальность стрельбы, км: до 10;
  • Прицелы: ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5;
  • Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ, 1 х 12,7-мм НСВТ;
  • Тип двигателя: 5ТДФ;
  • Мощность двигателя, л. с.: 700;
  • Скорость по шоссе, км/ч: 45—50 (предельная — 60,5);
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 35—45;
  • Запас хода по шоссе, км: 500—600 (700 с доп. баками);
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 225—360 (310—450 с доп. баками);
  • Удельная мощность, л. с./т: 18;
  • Тип подвески: независимая торсионная;
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,84;
  • Преодолеваемый подъём, град.: 30;
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,8;
  • Преодолеваемый ров, м: 2,85;
  • Преодолеваемый брод, м: 1 (с 1976 года — 1,8).

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы