МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

МиГ-3 — советский высотный истребитель-перехватчик времен Второй мировой войны.

Прототип И-200, эскизный проект которого был разработан в еще в ОКБ Н.Н. Поликарпова, а технический проект и постройка проводились уже во вновь организованном КБ А.И. Микояна, несмотря на принятие его к серийной постройке, не удовлетворял всем предъявляемым к нему требованиям. Прежде всего, нужно было значительно увеличить дальность его полета. Кроме того, был еще ряд недостатков, главный из которых — концевой срыв потока и штопор при больших углах атаки. Недостаток этот удалось устранить введением предкрылков. В ходе испытаний самолета стал разрабатываться модифицированный тип, проходивший испытания в конце 1940 года.

Конструкторская группа, возглавляемая А. И. Микояном и М. И. Гуревичем, в 1939 году усиленно работала над истребителем для ведения боя на больших высотах. Весной 1940 года был построен опытный экземпляр, и летчикА. Н. Екатов впервые поднялся на нем в воздух. Испытания прошли успешно. Новый истребитель, получивший марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич, первый), был утвержден для серийного производства. Недостатком МиГ-1 была неудовлетворительная статическая продольная устойчивость из-за задней центровки. Самолет легко попадал в штопор и с трудом выходил из него. Утомляемость летчика была больше, чем на других самолетах.

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

Истребитель МиГ-1 представлял собой низкоплан смешанной конструкции. Его фюзеляж в передней части ферменный, сварной из стальных хромансилевых труб с дюралевой обшивкой, хвостовая часть — деревянный монокок, центроплан — дюралевый. Фонарь — формованный из плексигласа, без бронестекла; крышка сдвижная на роликах. Бронеспинка — 9 мм (первоначально 8). Крыло однолонжеронное, консоли крыла (его площадь 17,44 квадратных метров) — деревянные, оперение — дюралевый каркас, обтянутый полотном. Всего было построено 100 самолетов МиГ-1. На некоторых экземплярах крышка фонаря, первоначально плохо открывавшаяся, не ставилась вовсе, и фонарь был открытым. Потом крышку исправили.

Модернизированный вариант истребителя получил наименование МиГ-3. Разработан ОКБ Микояна и Гуревича (ОКБ-155) — одномоторный, одноместный, высотный истребитель-перехватчик ПВО ВВС РККА СССР времен Великой Отечественной войны. Мотор А. А. Микулина АМ-35А взлетной мощностью 1350 лс. В МиГ-3 недостатки МиГ-1 были в основном изжиты, но некоторые его отрицательные свойства преодолеть не удалось. Велика была посадочная скорость — не менее 144 км/ч, недостаточная на небольших высотах маневренность, велик радиус виража, но на высоте более 6 тыс. м он был по маневренности лучше других истребителей. Время виража — 26-27 с. Несмотря на значительный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли несколько превышала 500 км/час, на высоте 7 тыс. м достигала 640 км/час.  Тогда это была наивысшая в мире скорость, достигнутая на серийных самолетах. Это был многообещающий самолет. Однако, с началом войны стало понятно, что основные воздушные бои проходят на малых и средних высотах, на которых маневренность МиГ-3 резко ухудшалась. Вкупе со слабым по сравнению с другими истребителями вооружением это стало основной причиной снятия МиГ-3 с производства в 1942 году.

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

Можно отметить, что ремонтные качества МиГ-3 были исключительными. Хорошо была обеспечена взаимозаменяемость — из двух-трех поврежденных самолетов легко было собрать один целый. На момент принятия на вооружение МиГ-3 был одним из лучших перехватчиков мира.

МиГ-7 — опытная модификация МиГ-3 с двигателем АМ-37, отличавшимся от АМ-35А наличием интеркулера (водо-воздушного радиатора). Был построен один экземпляр. В ходе испытаний выявилась неудовлетворительная продольная устойчивость и плохая работа ВМГ по причине недостаточной производительности старых радиаторов. В связи с этим серийное производство самолета начато не было.

В Великой Отечественной войне МиГ-3 использовался в различных вариантах. Его основные качества — большой потолок (12 тыс. м) и скорость на высотах более 5 тыс. м позволяли советским летчикам успешно вести бои с бомбардировщиками и разведчиками противника. К началу войны истребителей МиГ-3 было в строю значительно больше, чем ЛаГГ-3 и Як-1, и на них было переучено немало летчиков. Однако МиГ-3 был еще недостаточно освоен строевыми летчиками, переучивание большинства их еще не было завершено, и возможности самолетов не всегда использовались. Сравнение с другим массовым истребителем начала войны — И-16, ведущим свою историю с 1933 года, было явно не в пользу МиГа. И-16, самый маленький истребитель Великой Отечественной войны, был чрезвычайно маневренным (даже более, чем Як-1), мотор надежно защищал летчика от лобовой атаки, техническое обслуживание было весьма простым. Но управлять им было непросто, он отзывался на любую дрожь руки. МиГ, напротив, был «тяжелым» в управлении, маломаневренным на малых и средних высотах.

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

Варианты и модификации:

  • МиГ-1 (И-200 № 01, № 02, № 03, изд.61) — предшественник. Первый вылет 5 апреля 1940 г.
  • МиГ-3 (И-200 № 04, изд.61) с мотором АМ-35А — Собственно, МиГ-3. Улучшенная модификация скоростного истребителя И-200 с мотором АМ-35А. Первый вылет состоялся 29 октября 1940 г.
  • МиГ-3уд — серийная модификация, в которой фюзеляж якобы был удлинен до 8,45 м, благодаря чему, как утверждалось, удалось достичь повышения статической продольной устойчивости и небольшого улучшения аэродинамики. Современными исследователями существование такой модификации оспаривается.
  • МиГ-3 с мотором АМ-38 — самолет № 3595 для испытаний
  • МиГ-9 (И-210) — вариант со звездообразным мотором М-82
  • МиГ-9Е (И-211) — варианты со звездообразным мотором М-82Ф
  • МиГ-3У (И-230) с мотором АМ-35А — улучшенный вариант, построенный по Постановлению ГОКО от 26 февраля и приказом НКАП от 27 февраля 1943 г. МиГ-3У (Д-01) совершил первый полет в мае 1943 г. По заказу ПВО построено 6 экземпляров: Д-01, Д-02, Д-03, Д-04, Д-05 и Д-06.

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

Характеристики:

  • Экипаж: 1 пилот;
  • Длина: 8,25 м;
  • Размах крыла: 10,2 м;
  • Высота: 3,325 м;
  • Площадь крыла: 17,44 м²;
  • Профиль крыла: Кларк YH;
  • Коэфициент удлинения крыла: 5,97;
  • Масса пустого: 2699 кг;
  • Нормальная взлетная масса: 3355 кг;
  • с пулеметами под крылом: 3510 кг;
  • Масса топлива во внутренних баках: 463 кг;
  • Объем топливных баков: 640 л;
  • Силовая установка: 1 × жидкостного охлаждения АМ-35А;
  • Мощность двигателей: 1 × 1350 л. с. (1 × 993 кВт (взлетная));
  • Воздушный винт: трехлопастной ВИШ-22Е;
  • Диаметр винта: 3 м;
  • Максимальная скорость: у земли - 495 км/ч, 640 км/ч на 7800 м;
  • Посадочная скорость: 144,5 км/ч;
  • Практическая дальность: 820-857 км на 7860 м;
  • Практический потолок: 11 500 м;
  • Нагрузка на крыло: 192 кг/м²;
  • Тяговооруженность: 284 Вт/кг;
  • Длина разбега: 347 м;
  • Длина пробега: 410 м;
  • Время набора высоты: 5000 м за 6,5 мин, 8000 м за 10,28 мин;
  • Время виража: 25-26 с на 4000 м;
  • Стрелково-пушечное вооружение: 1 × 12,7 мм пулемет БС с 300 патронов, 2 × 7,62 мм пулемета ШКАС с 750 патронов на ствол, 2 × 12,7 мм пулемет БК под крылом (дополнительно). Существовала также пушечная модификация с двумя спаренными 20мм авиапушками ШВАК;
  • Боевая нагрузка: 200 кг;
  • Неуправляемые ракеты: 6 × РС-82;
  • Бомбы: 2 × 50 кг или 100 кг бомбы.

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)

МиГ-3. Истребитель-перехватчик. (СССР)


Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы