Су-33. Палубный истребитель. (Россия)
Су-33 - российский палубный истребитель. Предназначен для противовоздушной обороны корабельного авианосного соединения, обеспечения действий других видов авиации ВМФ, ведения воздушной разведки. Создан на базе истребителя Су-27. Су-33 - первый отечественный корабельный истребитель горизонтального взлета и посадки. В настоящее время это единственный самолет данного типа, имеющийся на вооружении ВМФ России. В 1973 году ОКБ П.О.Сухого предложило для перспективного многоцелевого авианосца, создававшегося по проекту 1160, семейство палубных самолетов «Буран», выполненное на основе истребителя Су-27. Предполагалось разработать одноместный истребитель-перехватчик «Молния-1», двухместный многоцелевой истребитель «Молния-2», двухместный штурмовик «Гроза» с разнообразным ракетно-бомбовым вооружением (в том числе и двумя перспективными аэробаллистическими ракетами Х-12, предназначенными для поражения авианосных ударных групп), а также двухместный разведчик «Вымпел».
Взлет самолетов семейства «Буран» с палубы авианосца должен был выполняться при помощи паровой катапульты с использованием жесткой сцепки передней опоры шасси с челноком катапульты или посредством «уздечки» (тросового соединения крыла с челноком). Однако в силу ряда политических и экономических причин, а также смерти в 1976 году наиболее влиятельных сторонников строительства авианосца - министра обороны А.А.Гречко и министра судостроительной промышленности Б.Е.Бутомы - работы по «большому крейсеру» с самолетами катапультного взлета были прекращены.
Су-33. Палубный истребитель. (Россия)
В 1977 году принимается правительственное решение о строительстве пятого авианесущего корабля (проект 1143.5) с самолетами трамплинного взлета Су-27 и Су-25, а также с СВВП Як-41. В рамках этой программы летом 1981 года министр обороны СССР Д. Ф, Устинов принял совместное предложение МАП и ВВС о проведении экспериментальных работ по укороченому взлету истребителей Су-27 и МиГ-29 с наземного трамплина. В середине 1982 года третий прототип Су-27 - самолет Т10-3, пилотируемый летчиком-испытателем И.Садовниковым, совершил первые взлеты с наземного трамплина, а в 1983 году эта машина, уже оснащенная тормозным гаком, участвовала в отработке методики посадки на палубу с использованием аэрофинишера (летали В.Лугачев и Н.Садовников).
В том же 1983 году в ОКБ им. П.О.Сухого приступили к оценкам возможности использования истребителя Су-27 с палубы авианосца (тогда же был заложен и первый корабль пр. 1143.5). Полномасштабные работы по созданию специализированной палубной модификации Су-27 (Т-10К) развернулись через год под руководством главного конструктора К.Марбашева. Общее руководство программой осуществлял генеральный конструктор МХТ Симонов. Эскизный проект Т-10К был защищен в 1984 году.
Корабельная машина отличалась от Су-27 берегового базирования аэродинамической схемой «продольный интегральный триплан» - сочетанием обычного горизонтального хвостового оперения с передним горизонтальным оперением (ПГО). Предварительные исследования модификации самолета Су-27 подобной схемы были начаты в ОКБ еще в 1977 году ПГО служило для формирования мощных вихревых жгутов, управляющих пограничным слоем, «набухающем» на крыле при движении самолета на больших углах атаки. Однако продувки в аэродинамических трубах различных вариантов ПГО для Су-27, проведенные совместно со специалистами ЦАГИ и СибНИА, выявили тогда наличие ряда проблем с обеспечением управляемости самолета в продольном канале на некоторых углах атаки, что потребовало дополнительных исследований.
Су-33. Палубный истребитель. (Россия)
Весной 1982 года аэродинамиками был, наконец, отработан вариант ПГО, пригодный для установки на самолет Су-27 и в мае 1985 года опытная машина Т10-24 с передним горизонтальным оперением, пилотируемая летчиком-испытателем В.Г.Пугачевым, впервые поднялась в воздух. Ее испытаниями руководил ведущий инженер Г.С.Кузнецов. Полеты подтвердили ожидаемое улучшение взлетно-посадочных характеристик (что было особенно важно для корабельного самолета), а также характеристик устойчивости и управляемости на больших углах атаки. Т10-24 стал «предтечей» палубного истребителя Су-27К (Су-33), а также других модернизированных машин семейства «Су-27» - Су-34, Су-35 и Су-37.
Первый полет опытного самолета корабельного базирования Т10-К1, состоялся 17 августа 1987 г. Машину пилотировал летчик-испытатель В.Г.Пугачев. В том же году был построен второй прототип, Т10К-2. 1 ноября 1989 года этот истребитель, впервые в истории русского флота, выполнил горизонтальную посадку с использованием аэрофинишера на палубу корабля - тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси». В этом историческом полете самолет пилотировал летчик-испытатсль В.Г.Пугачев, а 21 ноября он впервые посадил Т10-2 на палубу крейсера в ночных условиях. В декабре 1991 г. ТАВКР, уже переименованный в «Адмирал Флота Советского Союзе Кузнецов», совершил переход из Севастополя в Североморск, вступив в состав Северного флота России. К кораблю был приписан истребительный авиаполк ВМФ, получивший на вооружение 24 истребителя Су-27К первой серии. В октябре 1994 года Государственные испытания самолета были завершены и он под обозначением Су-33 был принят на вооружение.
Су-33 создан на базе многоцелевого истребителя Су-27. Он является первым в мире серийным самолетом, выполненным по схеме «горизонтальный интегральный триплан», сочетающей нормальное горизонтальное оперение с передним горизонтальным оперением (ПГО), которое установлено в зоне замыкающего шпангоута головной части фюзеляжа. По сравнению с «сухопутным» прототипом вместо флаперонов применен двухсекционный закрылок, способствующий уменьшению посадочной скорости. Приняты меры по увеличению коррозионной стойкости. Конструкция основных элементов планера корабельного истребителя по сравнению с самолетом наземного базирования усилена. Высота килей несколько уменьшена. Консоли крыла и горизонтальное оперение выполнены складывающимися (посредством гидравлического привода, повоpот осуществлястся нa угол 135°), что значительно уменьшает габариты самолета при стоянке на палубе или в ангаре. Для этой же цели носовой радиопрозрачный обтекатель и законцовка центральной балки при стоянке могут откидываться вверх.
Су-33. Палубный истребитель. (Россия)
В отличие от Су-27 консоли цельноповоротного основного rоpизонтального оперения могут отклоняться на всех скоростях полета только совместно (на угол - 7°/+70°). По сравнению с Су-27 на корабельном самолете усилено шасси. Основные опоры оснащены колесами уменьшенного диаметра (1030 х 350 мм), носовая опора имеет два колеса (620 х 180 мм) и может поворачиваться на угон ±60°, что обеспечивает повышенную маневренность самолета на палубе. Давление в пневматиках по сравнению с Су-27 повышено. В кабине самолета установлено усовершенствованное катапультное кресло К-36К, спинка которого наклонена на угол 30°, что позволяет летчику легче выдерживать перегрузки при ведении маневреного воздушного боя.
Два ТРДДФ АЛ-31К (2 х 13300 кгс). Су-33 может оснащаться подвесными топливными баками. Убирающаяся в нерабочем положении Г-образная штанга дозаправки топливом в полете расположена в передней части фюзеляжа, слева от кабины летчика. Роль самолета-заправщика может выполнять другой истребитель Су-33 с подвесным контейнером У ПАЗ (способен передать в воздухе до 6000 кг топлива).
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10К включает систему автоматического управления с автоматом тяги двигателей, обеспечивающую полет с коррекцией координат oт систем спутниковой навигации и дальней радионавигации, возвращение к кораблю и заход на посадку в автоматическом режиме с использованием корабельной системы «Резистор-К-42» (посадка возможна при метеоминимуме 30х400 м, а также полностью автоматический заход на посадочную полосу вплоть до касания). В кабине летчика вместо стандартного для Су-27 индикатора прямой видимости (ИПВ) установлен многофункциональный индикатор на ЭЛТ, на который может быть выведена навигационная, тактическая и прицельная информация, а также информация о состоянии бортовых систем самолета.
Су-33. Палубный истребитель. (Россия)
Вооружение истребителя Су-33 включает пушку ГШ-301 (30 мм, 150 патронов). Су-33 может брать на борт до 12 УР класса «воздух-воздух». Для ведения дальнего ракетного боя могут использоваться ракеты Р-27Р и Р-27Т (соответственно, с радиолокационным полуактивным самонаведением и ТГС), УР увеличенной дальности Р-27ЭР и Р-27ЭТ, а также усовершенствованные ракеты Р-27ЭМ, способные поражать малоразмерные противокорабельные ракеты, летящие на высотах до 3 м, Для ведения ближнего маневренного боя используются ракеты малой дальности с ТГС Р-73. В дальнейшем номенклатура вооружения самолета может быть еще более расширена за счет других систем высокоточного оружия. Для действия по наземным и морским целям самолет может нести свободнопадающие бомбы калибром до 1000 кг и НАР. Под фюзеляжем допускается подвеска контейнера системы дозаправки в воздухе УПАЗ, Общая масса боевой нагрузки на внешних узлах подвески 6500 кг.
Характеристики:
- Экипаж: 1 человек;
- Длина: 21,18 м;
- Размах крыла: 14,7 м со сложенным крылом: 7,40 м с подвешенными ракетами на законцовках: 14,948 м;
- Размах заднего ГО: 9,9 м со сложенными стабилизаторами: 7,40 м;
- Высота: 5,72 м;
- Площадь крыла: 67,84 м²;
- Профиль крыла: П44М;
- Коэффициент удлинения крыла: 3,48;
- Коэффициент сужения крыла: 3,76;
- Угол стреловидности по передней кромке: 42,5°;
- База шасси: 5,87 м;
- Колея шасси: 4,44 м;
- Масса пустого: 19600 кг;
- Масса снаряженного: 20440 кг (2 × Р-27Э + 2 × Р-73);
- Масса нормальная взлетная:с частичной заправкой: 26000 кгс полной заправкой: 29940 кг;
- Масса максимальная взлетная: 33000 кг;
- Масса топлива: 9400 кгосновной вариант заправки: 5350 кг;
- Объем топливных баков: 12100 л;
- Нормальная посадочная масса: 22400 кг;
- Предельная посадочная масса: 26000 кг;
- Двигатель:тип двигателя: турбореактивный двухконтурный с форсажной камероймодель: «АЛ-31Ф серии 3»;
- Тяга:максимальная: 2 × 7670 кгс (74,5 кН); на форсаже: 2 × 12500 кгс (122,6 кН); чрезвычайный режим: 2 × 12800 кгс (125,5 кН); степень двухконтурности: 0,571;
- Vасса двигателя: 1520 кг;
- Максимальная скорость: на высоте: 2300 км/ч (М=2,17); у земли: 1300 км/ч (М=1,09);
- Посадочная скорость: 235—250 км/ч;
- Дальность полета:у земли: 1000 км; на высоте: 3000 км;
- Продолжительность патрулирования на удалении 250 км: 2 ч;
- Практический потолок: 17000 м;
- Нагрузка на крыло: при нормальной взлетной массе: с частичной заправкой: 383 кг/м²; с полной заправкой: 441 кг/м²; при максимальной взлетной массе: 486 кг/м²;
- Тяговооруженность на форсаже: при нормальной взлетной массе: с частичной заправкой: 0,96; с полной заправкой: 0,84; при максимальной взлетной массе: 0,76;
- Длина разбега: 105 м (с трамплином);
- Длина пробега: 90 м (с аэрофинишером);
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: 8,5 g;
- Вооружение пушечное: 1 × 30 мм пушка ГШ-30-1 (боезапас 150 снарядов);
- Боевая нагрузка:максимальная: 6500 кг; вариант В-В: 3200 кг (8 × Р-27Э или 6 × Р-73);
- Узлов подвески вооружения: 10УРВВ: 2 × Р-734-6 × Р-27Р/ЭР2 × Р-27Т/ЭТ;
- УРВП: нет. Х-41 «Москит» (подвешивались только на опытных Т-10К-5 и Т-10К-9);
- Неуправляемые ракеты:80 (4 × 20) × 80 мм С-8; КОМ/С-8БМ в блоках Б-8М1 или 20 (4 × 5) × 122 мм С-13Т в блоках Б-13Л или 4 × 266 мм С-25-ОФМ-ПУ;
- Бомбы: свободнопадающие различного назначения, бомбовые кассеты: 8 × 500 кг (ФАБ-500, РБК-500, ЗБ-500) или 28 × 250 кг (ФАБ-250, РБК-250 и т. д.) или 32 × 100 кг;
- РЛС: РЛПК-27КАнтенна:Тип: Н001К. Диаметр: 1075 мм. Зона обзора: по высоте: ±50° по азимуту: ±60°. Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР = 3 м²: навстречу: 100 кмвдогон: 40 км;
- Количество одновременно сопровождаемых целей: 10;
- ОЭС: ОЭПС-27К. Тип: ОЛС-27К («46Ш»). Зона обзора: по высоте: -15°/+60°, по азимуту: ±60°. Поле обзора: 120×75°Угол обзора: 60×10°, 20×5°, 3×3°. Дальность сопровождения теплоконтрастной воздушной цели: навстречу: 40 км; вдогон: 100 км;
- Диапазон измеряемых дальностей: 6 км;
- Нашлемная система целеуказания:«Щель-3УМ-1».