Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Ми-8 — советский и российский многоцелевой вертолет. Разработан в ОКБ имени М. Л. Миля в начале 1960-х годов и предназначен для перевозки личного состава и грузов (колесной техники, инженерных средств и др.), десантирования подразделений морской пехоты с вооружением, огневой поддержки морского десанта, эвакуации раненых и больных, а также проведения различных работ в условиях труднодоступной для других видов транспорта местности с посадкой на неподготовленные площадки ограниченных размеров и авианесущие корабли.

Разработка началась в мае 1960 г. для замены поршневого Ми-4. Первый опытный вертолет с одним турбовальным газотурбинным двигателем с четырех-лопастным несущим винтом совершил первый полет в июне 1961 г. Второй опытный вертолет с двумя двигателями и пятилопастным несущим винтом поднялся впервые в воздух в августе 1962 г. К 1991 г. построено примерно 2400 вертолетов для стран СНГ и около 2800 на экспорт.

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Разработаны следующие модификации:

  • Ми-8П — пассажирский вертолет на 28 мест. Оснащен двигателями ГТД ТВ2-117А мощностью по 1267 кВт/1700 л.с. Пассажирская кабина имеет длину 6,36 м, ширину 2,34 м, высоту 1,80 м.
  • Ми-8 ПС «Салон» — вертолет повышенной комфортности на 9-11 человек.
  • Ми-8Т — десантно-транспортный вертолет на 24 десантника с вооружением (в санитарном варианте 12 раненых на носилках с одним сопровождающим). Установлены двигатели ГТД ТВЗ-117МТ мощностью по 1454 кВт/1950 л.с. Вертолет предназначен и для транспортировки грузов массой 4000 кг в кабине или 3000 кг на внешней подвеске. Грузовая кабина: длина 5,34 м, ширина 2,34 м, высота 1,80 м. В военном варианте снабжен пилонами для подвески вооружения.
  • Ми-8ТВ — десантно-транспортный вертолет. Установлены усиленные ферменные пилоны с четырьмя держателями для блоков по тридцать две НАР калибра 57 мм и подвижной пулеметной установкой калибра 12,7 мм в носовой части фюзеляжа. Вертолет может нести и другое вооружение: блоки по тридцать две НАР, ПТУР АТ-2 с полуавтоматическим управлением, ПТУР АТ-3 с ручным управлением и др.
  • Ми-8МТ — модернизированный десантно-транспортный вертолет. Оснащен двигателями повышенной мощности ГТД ТВЗ-117МТ мощностью по 1454 кВт/1950 л.с. с пылезащитными устройствами и вспомогательной силовой установкой АИ-9В и рулевым винтом, установленным слева, для повышения эффективности. Имеет станцию инфракрасных помех «Липа», экраны выхлопных устройств для подавления теплового излучения двигателей и контейнеры с ложными целями, пулемет (калибр 12,7 или 7,62 мм) в носовой подвижной установке, держатели по бокам фюзеляжа для установки до шести блоков НАР с размещением сверху на направляющих рельсах до шести ПТУР. На пилонах подвешиваются также пулеметные контейнеры, в блистерах и боковых проемах десантного отделения могут находиться пулеметы и гранатометы. Вертолет является переходной моделью к усовершенствованному вертолету Ми-17.
  • Ми-8ПП — вертолет постановщик активных помех. Оснащен специальным контейнерным радиоэлектронным оборудованием и дипольными антеннами. Мог использоваться для ведения РЭБ. ретрансляции и др.
  • Ми-8ТГ — модификация вертолета Ми-8Т с двигателями ГТД ТВ2-117ТГ мощностью по 1103 кВт/1500 л.с., работающими на авиационном сконденсированном топливе.
  • Ми-8РХР — вертолет радиационной и химической разведки.
  • Ми-9 — вертолет для обеспечения связи. Оснащен специальным оборудованием и дополнительными антеннами на хвостовой балке.
  • Ми-8МТВ-2 и Ми-8МТВ-3 — поздние модификации военно-транспортных вертолетов версии МТ. Предназначены для применения в десантно-транспортном, санитарном, спасательном и ударном вариантах. Это одни из наиболее тяжеловооруженных вертолетов в мире. В варианте МТВ-2 вертолет мог оснащаться четырьмя блоками Б8В20-А по двадцать НАР С-8, возможна подвеска авиабомб калибра 50- 500 кг на балочных держателях БДЗ-57КРВМ: в носовой части фюзеляжа может быть размещена подвижная установка с пулеметом калибра12,7 мм, в проемах сдвижных дверей — до 8 шкворневых установок с пулеметами калибра 7.62 мм, а на внешних держателях — 4 пушечных контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л калибра 23 мм. Для защиты от ракет с ИК ГСН установлены кассеты АСО-2В с ИК-ложными целями ППИ-26-1. На кабину экипажа вертолета навешены бронеплиты, закрывающие пол, переднюю и заднюю часть отсека.
  • Ми-8АМТШ — модификация варианта МТ. Вертолет оснащен сверхзвуковыми ПТУР «Штурм».
  • Ми-8ВзПУ — воздушный пункт управления.

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Ми-8 создан по классической одновинтовой схеме, с пятилопастным трехшарнирным несущим и трехлопастным рулевым винтами. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Шасси трехопорное, неубирающееся, с самоориентирующейся фиксируемой в полете передней стойкой. Экипаж (командир, штурман, бортовой техник) размещается в отдельной кабине, расположенной в носовой части фюзеляжа. Кабина экипажа бронирована.

Бортовое радиоэлектронное оборудование обеспечивает решение навигационных, пилотажных и прицельных (вооруженные варианты) задач, а также связь со взаимодействующими войсками. Оно включает курсовую систему, комплекс пилотажно-навигационных приборов, аппаратуру радиосвязи. Бортовое оборудование позволяет применять вертолеты днем и ночью, в простых метеоусловиях. Оно предусматривает командные УКВ-радиостанции Р-860 и Р-828. связные КВ-радиостанции Р-842 и «Карат», самолетное переговорное устройство СПУ-7, четырехканальный автопилот АП-34Б для автоматической стабилизации вертолета по тангажу, крену, курсу и высоте полета, комплект приборов для обеспечения полетов в сложных метеоусловиях днем и ночью (2 авиагоризонта АГБ-ЗК, 2 указателя частоты вращения несущего винта, комбинированная курсовая система ГМК-1А. автоматический радиокомпас АРК-9 или АРК-У2, радиовысотомер РВ-3).

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Вооружение включает носовой и кормовой 7,62-мм пулеметы ПКТ, шесть бортовых балочных держателей для блоков с неуправляемыми авиационными ракетами С-5 и С-8, бомб калибра до 500 кг, пушечных контейнеров УПК-23-250, универсальных вертолетных гондол ГУВ. В окнах грузовой кабины смонтированы шкворневые установки под личное оружие десантников.

Десантно-транспортное оборудование позволяет загружать несамоходную легкую технику и вооружение с помощью лебедок, а также поднимать в режиме висения с поверхности суши (воды) спасаемых с помощью бортовой стрелы (грузоподъемность 200 кг).

Колесная техника, различные грузы, больные и раненые на носилках загружаются по специальным трапам через люк со створками, расположенный в задней части грузовой кабины. Для крепления под фюзеляжем и перевозки крупногабаритных грузов на вертолете устанавливается шарнирно-маятниковая подвеска грузоподъемностью до 2500 кг.

Вертолеты широко использовались в боевых операциях а Афганистане и Чечне.

Ми-8 эксплуатируется во многих странах мира, таких как Алжир, Ангола, Афганистан, Бангладеш, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Гайана, Гвинея-Бисау, Египет. Заир, Индия, Ирак, Йемен, Китай, Конго, Куба, Лаос, Ливия, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Монголия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Польша, Румыния, Северная Корея, Сирия, страны СНГ, Судан, Турция, Уганда, Финляндия, Чехия, Словакия, Эфиопия и Югославия.

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Ми-8. Многоцелевой вертолет. (СССР-Россия)

Характеристики различных модификаций:

  В-8 Ми-8П Ми-8Т Ми-8МТ
(Ми-17)
Ми-18 Ми-8МТВ-1
(Ми-17-1В)
Ми-8АМТ
(Ми-171)
Ми-172 Ми-8МСБ
Год постройки 1961 1965 1965 1975 1980 1987 1991 1991 2014
Экипаж 3 человека 3 человека 3 человека 3 человека 3 человека 3 человека 3 человека 3 человека  
Число пассажиров (десантников) 18 человек 28 человек 24 человека 24 человека 30 человек 24 человека 27 человек 26 человек  
Длина (с вращ. винтами)   25,31 м 25,31 м 25,31 м 25,31 м 25,31 м 25,31 м 25,31 м 25,31 м
Высота (с вращ. рулевым винтом)   5,54 м 5,54 м 5,54 м 5,54 м 5,54 м 5,54 м 5,54 м 5,54 м
Диаметр несущего винта 21 м 21,3 м 21,3 м 21,3 м 21,3 м 21,3 м 21,3 м 21,3 м 21,3 м
Масса пустого 5726 кг 7000 кг 6934 кг 7200 кг 7550 кг 7381 кг 6913 кг 7514 кг  
Нормальная взлетная масса 11 570 кг 11 100 кг 11 100 кг 11 500 кг 11 100 кг 11 100 кг 11 878 кг  
Максимальная взлетная масса 12 000 кг 12 000 кг 13 000 кг 13 000 кг 13 000 кг 13 000 кг н/д 12500 кг
Двигатели 1 × АИ-24В 2 × ТВ2-117 2 × ТВ2-117 2 × ТВ3-117МТ 2 × ТВ3-117МТ 2 × ТВ3-117ВМ 2 × ТВ3-117ВМ 2 × ТВ3-117ВМ 2 × ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е
Мощность двигателей (на взлетном режиме) 1 × 1900 л. с. 2 × 1500 л. с. 2 × 1500 л. с. 2 × 1900 л. с. 2 × 1900 л. с. 2 × 2000 л. с. 2 × 2000 л. с. 2 × 2000 л. с. 2 × 1500 л. с.
Максимальная скорость 250 км/ч 260 км/ч 250 км/ч 270 км/ч 250 км/ч 250 км/ч 250 км/ч 260 км/ч
Крейсерская скорость 225 км/ч 225 км/ч 220 км/ч 240 км/ч 240 км/ч 230 км/ч 230 км/ч 225 км/ч
Динамический потолок 4200 м 4500 м 5000 м 5550 м 6000 м 6000 м 6000 м 9150 м
Практическая дальность н/д 425 км 480 км 520 км 580 км 590 км 570 км 715 км 600 км

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы