UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

UH-60 Black Hawk («Черный ястреб») — многоцелевой вертолет. Создан американской компанией Sikorsky. Вертолет находится на вооружении американской армии, где он сменил известный Bell UH-1, являющийся одним из символов войны во Вьетнаме. Новая винтокрылая машина была предназначена для транспортировки 11 военнослужащих в полной экипировке. Опытный экземпляр вертолета поднялся в небо 17 октября 1974 года, а 23 декабря 1976 года вертолет стал победителем объявленного военными конкурса и был запущен в серийное производство. Вертолет выпускается до сих пор. С 1977 года было произведено более 4 тысяч вертолетов UH-60 Black Hawk различных модификаций. Широкой публике вертолет знаком по художественному фильму «Падение «Черного ястреба», в котором рассказывается о событиях в столице Сомали в 1993 году.

Создание вертолета UH-60 началось после того, как американские военные выдали компаниям Boeing-Vertol, Bell, Lockheed и Sikorsky задание на проектирование многоцелевого тактического вертолета, предназначенного для снабжения войск на поле боя и проведения десантных операций. Вертолет создавался в рамках программы UTTAS — Utility Tactical Transport Air System (многоцелевой тактический транспортный вертолет). Новый многоцелевой вертолет должен был заменить транспортный вертолет Boeing-Vertol СН-46 «Sea Knight», находящийся на вооружении КМП, а также многоцелевой армейский вертолет Bell UH-1, находящийся на вооружении армии. В 1971 году военные определились с требованиями к будущей машине: в кабине вертолета необходимо было перевезти стрелковое отделение 11-15 человек; экипаж до 3-х человек; обеспечение возможности транспортирования вертолета без выполнения разборки на самолетах Lockheed С-130 и С-141; оснащение машины двумя двигателями.

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

Первоначальная программа производства включала в себя выпуск 1100 вертолетов, ее планировалось закончить к 1985 году, на тот момент эта программа была самой большой вертолетной программой американской армии. Стоимость всей программы создания вертолета UTTAS, включая этап разработки, приобретения и эксплуатации машин в течение 10 лет, первоначально оценивалась американскими военными в 2,4 млрд. долларов, но затем увеличилась до 6,5 млрд. долларов, а цена за одну машину соответственно выросла с 2 до 5,8 млн. долларов. В 1972 году военные выдали требования к ЛТХ вертолетов UTTAS и технические условия 9 компаниям-производителям.

Из 9 вертолетных компаний, которые представили свои проекты вертолета UTTAS, Пентагон отобрал разработки компаний Sikorsky и Boeing-Vertol, которые должны были предоставить опытные образцы. Согласно контракту предусматривалось строительство партий из 4-х опытных вертолетов от каждой из фирм. Один вертолет предназначался для проведения статических испытаний, еще по 3 машины для проведения летных испытаний. После того, как военные определились бы с компанией-изготовителем, планировалось строительство еще 5 опытных вертолетов, чтобы все 8 машин смогли принять участие в эксплуатационных испытаниях.

В 1973 году вертолет UTTAS, разрабатываемый для военных фирмой Sikorsky, получил обозначение S-70 (внутрифирменное) и армейское — UH-60A. Опытный вертолет — YUH-60 впервые поднялся в небо 17 октября 1974 года. После того как в 1976 году оценочные испытания опытных машин были завершены, американские военные провели сравнительный анализ вертолетов компаний Sikorsky и Boeing-Vertol и остановили свой выбор на вертолете компании Sikorsky. Главными причинами выбора многоцелевого вертолета Sikorsky UH-60A стали меньшие расходы на эксплуатацию в течение 20-летнего расчетного срока и меньшие технические риски.

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

Фюзеляж вертолета типа полумонокок, цельнометаллический, выполнен из легких сплавов. Композитные материалы на основе кевлара и стекловолокна применяются в конструкции кабины экипажа, дверей, обтекателей, фонарей и капота двигателей. Фюзеляж обладает противоударной конструкцией, которая в состоянии выдержать перегрузку в 10g при вертикальном и 20g при фронтальном ударе. Задняя часть фюзеляжа машины плавно переходит в хвостовую балку с имеющей несимметричный профиль и отогнутой вверх концевой балкой, к которой крепятся рулевой винт и стабилизатор. Стабилизатор прямой, управляемый, его размах — 4,37 м. Смена угла установки производится при помощи системы управления, получающей сигналы об угле общего шага, о воздушной скорости, боковом ускорении и угловой скорости. Для удобства транспортировки и во время стоянки предусмотрено складывание хвостовой балки.

Вход в двухместную кабину пилотов производится через 2-е боковые двери, которые являются сбрасываемыми. Сиденья пилотов бронированы. Грузовая кабина вертолета обладает размерами 4,95х 2,21х1,87 м, ее объем составляет 11,6 кубических метра. С обеих сторон грузовой кабины имеются сдвижные двери размерами 1,5х1,75 м. В грузовой кабине вертолета могут без проблем разместиться 11 солдат со своим вооружением или 6 раненых бойцов на носилках.

Шасси вертолета трехопорное, неубирающееся, на каждой опоре имеет по одному колесу. Главные опоры шасси рычажного типа, они оснащены двухкамерными амортизаторами. Установленная на вертолете пневмогидравлическая система амортизации позволяет обеспечить поглощение энергии удара о землю с возникающей перегрузкой в 40g без касания фюзеляжем вертолета земли. База вертолетного шасси — 8,83 м, колея шасси — 2,7 м.

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

Несущий винт вертолета четырехлопастный, крепление лопастей шарнирное. Втулка монолитная, изготавливается из титанового сплава и обладает демпферами и эластомерными подшипниками, которые не требуют смазки. Это в свою очередь позволяет на 60% снизить объем работ по техобслуживанию. Вертолетные лопасти имеют в плане прямоугольную форму, обладают лонжеронами овального сечения, выполненными из титанового сплава и хвостовой частью, в которой используется сотовый наполнитель «номекс». Задняя кромка, а также комлевая части лопастей изготовлены из композитных материалов на основе графита. Лопасти имеют обшивку из стеклопластика, также из этого материала выполнены противовесы, установленные вдоль носка лопасти. Лопасти вертолета спроектированы по принципу безопасно повреждаемой конструкции, благодаря чему они в состоянии выдержать попадание 23-мм артиллерийских снарядов. Лопасти оснащены электрической противообледенительной системой.

Рулевой винт вертолета также четырехлопастный, его диаметр 3,35 м., крепление лопастей бесшарнирное. Вместе с концевой балкой рулевой винт наклонен вбок на угол в 20 градусов, что позволяет увеличить диапазон центровки и создать вертикальную составляющую тяги. Втулка состоит из 2-х расположенных крестообразно балок. В плане лопасти имеют прямоугольную форму, выполнены с использованием композиционного графитоэпоксидного материала, также как и лопасти несущего винта обладают электрической противообледенительной системой.

Силовая установка вертолета включает в свой состав 2 турбовальных ГТД General Electric T700-GE-700, которые расположены в гондолах по обеим сторонам от пилона несущего винта. Максимальная мощность двигателя T700-GE-700 составляла 1285 кВт. Данный двигатель был разработан с учетом требований, которые были получены в ходе опыта эксплуатации вертолетов во Вьетнаме. Топливная система машины состояла из стандартных внутренних топливных баков, емкостью 150 литров, помимо этого дополнительно можно было установить еще один внутренний бак емкостью 440 литров. В вариантах вертолета НН-60 и МН-60 на высокорасположенных крылообразных пилонах могли быть смонтированы сбрасываемые баки вместимостью 870 литров. Максимально возможный запас топлива вертолета равен 3545 литрам.

Система управления вертолетом гидравлическая, бустерная, дублированная. На вертолете имеется вспомогательная силовая установка «Solar» мощностью 67 кВт. Она обеспечивает запуск основных двигателей, а также привод гидросистемы.

Основными элементами навигационной системы машины были инерциальная навигационная система и доплеровский радиолокатор. Изначально была предусмотрена возможность монтажа системы определения местоположения вертолета при помощи спутников. В оборудование, предусмотренное для обороны вертолета, входят автомат рассеивания ИК-отражателей и трассеров, а также приемник радиолокационного облучения ARP-39.

Сегодня без всяких преувеличений можно говорить о том, что «Черный ястреб» — это боевая машина ХХI века, несмотря на то, что ему уже больше 40 лет. В результате разработки данного вертолета на свет появилась универсальная платформа для всех родов войск, которая по совокупности своих характеристик занимает лидирующие позиции в мире. Помимо базовой сухопутной веси UH-60, было разработано 2 противолодочных вертолета SH-60F «Ocean Hawk» и SH-60B «Sea Hawk» (эти вертолеты оснащены опускаемой гидроакустической станцией и магнитометрами). Также был спроектирован вертолет HH-60 «Rescue Hawk», предназначенный для проведения военных поисково-спасательных, а также спецопераций и линейка вертолетов MH-60 «Knighthawk», которая включает в свой состав вертолеты огневой поддержки, палубные вертолеты, санитарные вертолеты, вертолеты для проведения спецопераций и постановщики помех.

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

UH-60 Black Hawk. Многоцелевой вертолет. (США)

В настоящее время вертолет по-прежнему активно поставляется на экспорт. Современные модели вертолета до предела насыщены различным высокотехнологичным оборудованием, что в свою очередь не позволяет длительное время хранить машину вне ангара и предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу. Принятие на вооружение многоцелевого вертолета UH-60, который активно используется всеми родами войск, а также на флоте, позволило существенно сократить затраты на эксплуатацию и упростить обслуживание. В армии он заменил знаменитый UH-1 «Ирокез», а на флоте «СиСпрайт». В настоящее время вертолет успешно дублирует задачи вертолетов огневой поддержки и транспортных машин, а также заменяет тяжелые вертолеты SH-3 «Sea King» и морские тральщики MH-53.

Характеристики:

  • Экипаж: 3 человека (2 пилота, борттехник);
  • Пассажировместимость: 11 солдат или 6 лежачих раненых;
  • Длина: 19,76 м;
  • Длина фюзеляжа: 16,26 м (без штанги дозаправки);
  • Диаметр несущего винта: 16,36 м;
  • Диаметр рулевого винта: 3,35 м;
  • Высота: 5,13 м (с хвостовым винтом);
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 210,15 м²;
  • База шасси: 8,83 м;
  • Колея шасси: 2,705 м;
  • Масса пустого: 5224 кг;
  • Нормальная взлетная масса: 7907 кг;
  • Максимальная взлетная масса: 11113 кг;
  • Масса полезной нагрузки: 1197 кг (внутренняя), на подвеске - 4082 кг;
  • Объем топливных баков: 1361 л + 2 × 700 л дополнительных бака в кабине (+2 × 870 л и 2 × 1703 л ПТБ);
  • Силовая установка: 2 × турбовальных General Electric T700-GE-701C;
  • Мощность двигателей: 2 × 1880 л.с. (2 × 1402 кВт);
  • Максимально допустимая скорость: 361 км/ч;
  • Максимальная скорость: 296 км/ч;
  • Крейсерская скорость: 282 км/ч;
  • Практическая дальность: 584 км;
  • Перегоночная дальность: 2222 км (с ПТБ на подвесках ESSS);
  • Продолжительность патрулирования: 2 ч 6 мин;
  • Практический потолок: 5835 м;
  • Статический потолок: 2330 м;
  • Вертикальная скороподъемность: 7,87 м/с;
  • Нагрузка на диск: 36,7 кг/м² (при нормальной взлетной массе);
  • Тяговооруженность: 328,9 Вт/кг (на трансмиссию при нормальной взлетной массе);
  • Стрелково-пушечное вооружение: в кабине -2 × 7,62 мм шестиствольных пулемета M134 или 2 × 12,7 мм пулемета GAU-19;
  • Точки подвески: 4 (по 2 с каждой стороны на ESSS);
  • Боевая нагрузка: до 4536 кг;
  • Управляемые ракеты: «воздух-поверхность» - до 16 × AGM-114 Hellfire, «воздух-воздух» - FIM-92;
  • Неуправляемые ракеты: 70 мм Hydra 70;
  • Подвесные топливные баки: 2 × 870 л на внешних подвесках, 2 × 1703 л на внутренних подвесках.

Обсудить эту статью на форуме (0 ответов).

Modern Weapon ВКонтакте

Гипермаркет для геймеров №1. Купить игры.

Популярные материалы