БРДМ-1. БРДМ. (СССР)
Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) — советская боевая разведывательная машина 1950-х годов, по западной классификации также порой обозначается как бронеавтомобиль. Была создана в 1954—1956 годах в ОКБ ГАЗа для замены лёгкого бронетранспортёра БТР-40 в роли стандартной лёгкой разведывательной, штабной и связной машины Советской Армии. По сравнению со своим предшественником, БРДМ имела повышенную проходимость за счёт применения шасси с двумя дополнительными парами опускаемых колёс и амфибийной способности, а также больший запас хода.
После Второй мировой войны стандартной разведывательной машиной в Советской Армии был легкий бронеавтомобиль БА-64 (созданный в 1942 г.). С конца 1950-х гг. он быстро замещался плавающей разведывательной машиной БРДМ-1 (4x4), которая использовалась также странами Варшавского договора и экспортировалась во многие страны Африки и Ближнего Востока. Она не использовалась Венгрией, т.к. эта страна сама производила подобную машину FUG (или ОТ-65), которая внешне очень похожа, но имеет двигатель сзади. FUG также применяется в Чехословакии и Польше. В большинстве частей вооруженные силы Союза Независимых Государств БРДМ-1 в настоящее время заменен на более совершенные БРДМ-2.
Компоновка БРДМ-1 подобна автомобильной — моторно-трансмисионное отделение спереди, места механика-водителя и командира (отделение управления) в центре и небольшое обитаемое отделение в корме. Единственный вход в машину — через люки в крыше и кормовом листе обитаемого отделения. Между передними и задними колесами с каждой стороны корпуса есть по два дополнительных колеса, которые опускаются водителем на грунт при пересечении канав или при движении по пересеченной местности. Эта особенность позднее перешла и к БРДМ-2. Имеется обязательная централизованная система регулирования давления в шинах, которая позволяет водителю менять давление в шинах в зависимости от дорожных условий: например, шины спущены при движении по песку, а на дороге они полностью надуты. БРДМ-1 полностью амфибийна, по воде перемещается со скоростью 9 км/ч, приводимая одним ВД на задней стороне корпуса. Перед вхождением в воду поднимается волноотбойный щит на передней части корпуса, включаются откачивающие насосы.
Стандартное вооружение БРДМ-1 — один 7,62-мм пулемет СГМБ, установленный на передней части крыши с углами обстрела по горизонтали 90° (по 45° влево и вправо), по вертикали — от минус 6 до +23,5°. Боекомплект — 1070 патронов. Некоторые машины видели с таким же пулеметом сзади и с 12,7-мм пулеметом ДШКМ спереди.
Командная машина БРДМ-У имеет дополнительное оборудование связи, а машина радиологической и химической разведки БРДМ-РХ применяется для определения путей прохода через зараженную местность. В кормовой части корпуса последняя имеет два штатива, содержащих шесты и флажки; при необходимости эти штативы разворачиваются на 90° над кормой машины, что дает возможность устанавливать шесты с флажками на грунт.
БРДМ-1. БРДМ. (СССР)
Характеристики:
- Боевая масса, т: 5,6;
- Компоновочная схема: силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления — в кормовой;
- Экипаж, чел.: 2;
- Десант, чел.: 3;
- Количество выпущенных, шт.: около 10 000, включая машины на базе;
- Длина корпуса, мм: 5700;
- Ширина корпуса, мм: 2250;
- Высота, мм: 1900 по крыше, 2295 по пулемёту;
- База, мм: 2800;
- Колея, мм: 1650;
- Клиренс, мм: 315;
- Тип брони: стальная катаная. Лоб корпуса, мм/град.: 7—11. Борт корпуса, мм/град.: 7. Корма корпуса, мм/град.: 7. Днище, мм: 4. Крыша корпуса, мм: 5. Лоб рубки, мм/град. 11. Борт рубки, мм/град. 7. Корма рубки, мм/град. 7. Крыша рубки, мм/град. 5.
- Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.;
- Тип двигателя: ГАЗ-40П;
- Мощность двигателя, л. с.: 85—90;
- Скорость по шоссе, км/ч: 80;
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25—30 по грунтовой дороге, 9 на плаву;
- Запас хода по шоссе, км: 500;
- Запас хода по пересечённой местности, км: 85 на плаву;
- Удельная мощность, л. с./т: 15,2—16,1;
- Колёсная формула 4×4 (дополнительные колёса подняты), 8×8 (все колёса);
- Тип подвески: независимая на листовых рессорах с гидравлическими амортизаторами;
- Удельное давление на грунт, кг/см²: регулируемое, 0,5—3,0;
- Преодолеваемый подъём, град.: 42;
- Преодолеваемая стенка, м: 0,4;
- Преодолеваемый ров, м: 1,22;
- Преодолеваемый брод, м: плавает.