КАМАЗ-63968 «Тайфун». Бронированный автомобиль. (Россия)
КАМАЗ-63968 «Тайфун» — российский универсальный бронированный автомобиль-бронетранспортер повышенной защищенности на оригинальном шасси.
В 2010 году в инициативном порядке и за собственные стредства ОАО «КАМАЗ» разработал и изготовил два макетных образца защищенных автомобилей семейства «Тайфун» бескапотной компоновки с двигателем, расположенным за кабиной, с колесной формулой 6×6 и грузоподъемностью 4 т: модульный КамАЗ-63968 и корпусной КамАЗ-63969. 26 октября 2010 года макетный образец КамАЗ-63968 на полностью оригинальном шасси камского производства был представлен Дмитрию Медведеву в ходе его посещения НТЦ «КамАЗа».
У КамАЗ-63968 кузов и кабина представляют отдельные, независимые друг от друга модули, которые можно легко заменить. Например, вместо бронированного кузова для десанта смонтировать кузов-контейнер для специального оборудования или грузовую платформу для перевозки военных грузов.
Автомобиль оснащен двигателем КамАЗ-740.354-450 мощностью 450 л.с. (с возможностью увеличения мощности до 550 л.с.). Крутящий момент передается через шестиступенчатую АКП (ее использование позволяет улучшить управляемость машины в сложных условиях), двухступенчатую раздаточную коробку и ведущие мосты с планетарными редукторами. Применена автоматическая блокировка дифференциалов. Эффективное торможение обеспечивают дисковые тормоза с антиблокировочной и противобуксовочной системами.
Оба макета из-за высокой нагрузки на переднюю часть автомобиля получили два передних управляемых моста и один задний.
КАМАЗ-63968 «Тайфун». Бронированный автомобиль. (Россия)
Одним из требований ТТЗ на ОКР «Тайфун-К» являлось обеспечение защиты обитаемых отделений разрабатываемых изделий от проломов и расколов основной брони при попадании гранат РПГ. Выполнение данного требования осуществлено с помощью дополнительных навесных элементов: матов специальной конструкции с вероятностью защиты не менее 0,75 (к корпусу бронеавтомобилей семейства «Тайфун-К» специальные маты устанавливаются специальными ремнями, позволяющими их быструю установку и демонтаж); стандартных решетчатых экранов для защита окон (при необходимости, предусмотрена установка тех же решеток по всему периметру корпуса).
Вход в бронированный модуль возможен как через откидывающуюся аппарель, так и через аварийную дверь с механическим запором, дополнительно предусмотренную в составе аппарели. Полное опускание аппарели — не более 8 с, закрытие не более 20 с. Конструктивно время закрытия аппарели может быть изменено по требованию заказчика с помощью регулировки дросселей уменьшая-увеличивая подачу гидравлической жидкости в силовой цилиндр. При выходе гидравлики из строя имеется возможность механическим способом открыть аппарель (прямое воздействие на силовой цилиндр, который расположен в заброневом пространстве).
Шины боестойкие — 16.00 R20, со специальными противовзрывными вставками. Реализована автоматическая подкачка шин и изменение уровня давления в шинах (от 1 до 4,5 атм) в зависимости от дорожного покрытия. Колеса — 10.00-20. По словам главного конструктора по защищенным автомобилям НТЦ ОАО «КАМАЗ» Вадима Измагилова «боестойкие колеса позволяют после обстрела уйти автомобилю с поля боя на 50 км.»
По требованию МО модульный автомобиль вмещает 16 человек, а в 3-х местной кабине предусмотрено одно спальное место. И в кабине, и в бронированном модуле установлен кондиционер.
Для большей противоминной стойкости сиденья в бронемодуле крепятся к фальшполу, который подвешен к крыше автомобиля и не соприкасается с днищем. Каждое сиденье имеет ремни безопасности и подголовники (для фиксации головы в случае подрыва). Имеются держатели для личного оружия. Рюкзаки, вещмешки размещаются за сиденьями, также в салоне можно перевозить некоторые грузы, например палатку. При обстреле машины подголовники можно снять и вести огонь через бойницы. На крыше предусмотрены эвакуационные люки, в случае опрокидывания машины. На случай применения оружия массового поражения обеспечение пригодным для дыхания воздухом обеспечивается ФВУ ФВУА-100А. «В салоне может создаваться избыточное давление, что необходимо для преодоления зараженной территории», — добавляет инженер-конструктор НТЦ ОАО «КАМАЗ» Сергей Шапрунов.
На машине установлены 5 видеокамер — 2 спереди, остальные по бокам и сзади, что обеспечивает круговой обзор экипажу в бронемодуле и водителю машины в случае повреждения лобового стекла, зеркал заднего вида или недостаточной видимости через окна кабины. Кроме того, на любой из двух мониторов, расположенных в кабине, может выводиться различная информация по техническому состоянию машины. Возможно выведение изображения на мониторы как с одной камеры, так и со всех сразу. Камеры планировалось бронировать и сделать дублирующими для бо́льшей надежности.
Возможна установка дистанционно управляемого пулеметного модуля, которым посредством пульта и изображения с видеокамер будет управлять стрелок.
КАМАЗ-63968 «Тайфун». Бронированный автомобиль. (Россия)
2 апреля 2013 года вице-премьер России Дмитрий Рогозин провел тест-драйв макета бронеавтомобиля КамАЗ-63968 «Тайфун». Мои личные впечатлени близки к мальчишескому восторгу», — дипломатично заявил Рогозин ожидающим его журналистам, сравнив этот универсальный бронированный автомобиль повышенной защищенности с боевым слоном. В целом Рогозин позитивно отозвался о КАМАЗе: дважды акцентировал внимание на скорости исполнения заказа, сообщив, что предприятие часто своими идеями опережает поручения минобороны, предлагая решения, которые еще только формируются в госзаказе. Однако, похвалив КАМАЗ, Рогозин многозначительно отметил, что крайне важно сохранять конкуренцию идей и талантов.
- Мы старались, чтобы в техзаданиях, которые выдавались нам министерством обороны, содержались параметры, которые хотя бы на ступеньку опережали то, что сегодня есть в войсках НАТО, — отметил гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин. — Этого мы добиваемся, но в том, где у нас есть компетенция. С моей точки зрения, у нас это получилось.
В 2010-2013 годах макетный образец КамАЗ-63968 проходил испытания, в частности были проведены лабораторные работы и ходовые испытания. По результатам предварительных испытаний в целом конструкция автомобиля подверглась переработке в части оптимизации процесса сборки-разборки автомобиля и его техобслуживания.
От бронирования модульного варианта, защищающего от пуль 14,5 мм, отказались в первую очередь для облегчения массы автомобиля в целом, в том числе и для обеспечения повышения грузоподъемности шасси для монтажа изделий ВВТ. Теперь, на модульных вариантах (КамАЗ-63968, КамАЗ-63988) реализована только защита от обстрела из 7,62-мм стрелкового оружия с пулей Б3 от СВД.
В рамках Госконтракта для нужд МО РФ была разработана конструкторская документация для изготовления двух опытных образцов для проведения предварительных испытаний под контролем Заказчика. Процесс изготовления опытных образцов начался в первой половине 2013 года. Разработка автомобилей должна завершиться в 2014 году.
КАМАЗ-63968 «Тайфун». Бронированный автомобиль. (Россия)
Характеристики:
- Классификация: Бронетранспортёр;
- Боевая масса, т: 21;
- Экипаж, чел.: 2;
- Десант, чел.: 16;
- Длина корпуса, мм: 8990;
- Ширина корпуса, мм: 2550;
- Высота, мм: 3300;
- Клиренс, мм: от 185 до 575 мм;
- Тип двигателя: ЯМЗ-5367;
- Мощность двигателя, л. с.: 450;
- Запас хода по шоссе, км: 1200;
- Колёсная формула: 6×6/4;
- Тип подвески: управляемая гидропневматическая.