Т-28. Средний танк. (СССР)
Т-28 — советский средний танк межвоенного периода, разработанный в 1930—1932 годах.
История Т-28 началась в 1930 году с визита в Великобританию советской закупочной комиссии во главе с Семеном Гинзбургом. В задачу этой комиссии входило приобретение наиболее современных образцов бронетехники и отправка их в СССР для изучения и использования при организации собственного бронетанкового производства. Одним из танков, особенно заинтересовавших комиссию, стал новейший в то время средний танк A6 фирмы «Виккерс», более известный как «Виккерс 16-тонный». Однако фирма «Виккерс» отказалась продать готовый образец танка ввиду его секретности и выдвинула советской стороне неприемлемые условия приобретения машины – за каждый танк без вооружения англичане просили по 16 тысяч фунтов, что составляло тогда 155 тысяч рублей золотом. В связи с этим, было принято решение отказаться от приобретения A6 и вместо этого создать танк аналогичного класса собственными силами.
По первоначальному проекту танк должен был сохранять общую компоновку A6, иметь вес около 16 тонн и нести вооружение из 45-мм пушки и пулемета в главной башне и еще двух пулеметов — в малых. Бронирование танка должно было составлять 20 мм в лобовой части корпуса и 16—17 мм на остальных вертикальных поверхностях, толщина бронелистов крыши — 10 мм, днища — 8 мм. В качестве силовой установки был выбран авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л. с., уже устанавливавшийся на танках БТ-2. В конструкции предполагалось широко использовать также другие узлы и конструктивные решения уже находившихся в производстве БТ-2 и Т-26.
Первый прототип танка, получивший наименование Т-28-1, из неброневой стали совершил первый испытательный пробег 29 мая 1932 года. От начального проекта прототип отличался установкой более мощного двигателя М-17, а также установкой 37-мм пушки ПС-2 вместо 45-мм, поскольку последняя все еще не была к тому времени готова. 11 июня 1932 года Т-28 был продемонстрирован командованию Управления моторизации и механизации РККА. Танк в целом получил положительную оценку, однако военные потребовали установки на него, начиная уже со второго опытного образца, дизельного двигателя ПГЕ, находившегося в то время в разработке, и 76-мм пушки ПС-3. С учетом этих замечаний, а также результатов испытаний первого прототипа, проект Т-28 был в августе — сентябре 1932 года кардинально переработан — в большей или меньшей степени изменены были почти все узлы и системы танка, за исключением лишь двигательной установки, поскольку указанный дизель так и не был доведен до приемлемого уровня. После этого в конце октября 1932 года, даже не дожидаясь изготовления опытного образца, Советом труда и обороны СССР было принято решение о серийном производстве танка, которое началось на Кировском заводе в Ленинграде.
Т-28 представлял собой средний танк классической трехбашенной компоновки с двухъярусным расположением вооружения. Моторно-трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка, а отделение управления, совмещенное с боевым — в лобовой. Танк имел противопульное бронирование. Экипаж танка состоял из шести человек: механика-водителя; командира, выполнявшего также функции стрелка из башенного пулемета и заряжающего пушки; радиста, выполнявшего также функции второго заряжающего; наводчика и двух стрелков пулеметных башен.
Башни танка размещались в два яруса. 76,2-мм пушка КТ-28 («кировская танковая») образца 1927-1932 годов с длиной ствола в 16,5 калибров и начальной скоростью снаряда 381 м/с размещалась в главной башне. Справа от пушки в нише башни устанавливались пулеметы ДТ. Прицельные приспособления пушки: танковый перископ образца 1932 года и телескопический прицел образца 1930 года. Механизм поворота башни имел электрический и ручной приводы. Подъемный механизм — секторного типа, ручной. В малых башнях устанавливались пулеметы ДТ. Главная башня имела круговой сектор обстрела, каждая малая — 165°. Танк Т-28 выпускался с 1933 по 1940 год, причем в течение всего этого периода в его конструкцию было внесено более 600 различных изменений и усовершенствований, которые позволили повысить прочность узлов и агрегатов и надежность работы машины в целом. В процессе производства общий башенный люк для посадки экипажа был заменен на два, причем люк наводчика оборудован турелью П-40 для пулемета ДТ, напряжение электромотора для вращения главной башни повысили с 12 В до 24 В, перестал устанавливаться радиоприбор для внутренней связи «Сафар», были внесены многочисленные изменения в трансмиссию, двигатель, элементы ходовой части. С 1938 года на Т-28 начали устанавливать 76,2-мм пушку Л-10 с длиной ствола в 26 калибров и начальной скоростью снаряда 555 м/с, что позволяло ее бронебойному снаряду пробивать броню толщиной до 50 мм на расстоянии в 1000 м при угле встречи в 60° к нормали. Этой пушкой вооружались не только новые таки – производилась также плановая замена старых пушек на новые и на танках более ранних выпусков, и к началу войны пушкой Л-10 были перевооружены уже две трети танков Т-28.
В качестве силовой установки танку Т-28 служил V-образный авиационный карбюраторный М-17Т водяного охлаждения, эксплуатационной мощностью 450 л. с. при 1400 об/мин. Максимальная мощность составляла 500 л. с. при 1450 об/мин. 5,3-кратная степень сжатия вынуждала использовать авиационный бензин Б-70.
Для внешней связи все танки Т-28 оснащались радиостанциями. На танки ранних выпусков устанавливалась радиостанция 71-ТК, обеспечивавшая связь на дистанцию в 18—20 км. С 1935 года на танк стали устанавливать радиостанцию 71-ТК-2 с увеличенной до 40—60 км дальностью связи, но из-за ненадежности (радиостанция постоянно перегревалась) ее уже с 1936 года заменили более совершенной 71-ТК-3, ставшей наиболее массовой танковой радиостанцией довоенных лет.
В 1933 году первые 10 танков Т-28 поступили на вооружение 2-го отдельного танкового полка Ленинградского военного округа, затем в 1, 3 и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 года приказом Наркома обороны танковые полки были развернуты в отдельные тяжелые танковые бригады. В своем составе бригада имела 54 танка Т-28, 16 танков БТ, 18 танков Т-26 и 3 огнеметных танка БХМ-3, а также многочисленные автомобили. Личный состав бригады составлял 1400 человек.
Одна из таких бригад – 20-я тяжелая танковая бригада имени С. М. Кирова – участвовала в боевых действиях на Карельском перешейке во время советско-финской войны 1939—1940 годов. В составе бригады насчитывалось 105 танков Т-28 (еще 67 новых танков было получено бригадой в процессе боевых действий), а также легкие танки БТ-5 (8 шт.), БТ-7 (21 шт.), огнеметные танки БХМ-3 (11 шт.), 20 бронеавтомобилей, многочисленные грузовые машины и 2926 человек личного состава. За время конфликта танки бригады 155 раз были подбиты артогнем, 77 раз подорвались на минах 21 раз тонули в болотах и 197 раз выходили из строя по техническим причинам. Однако в большинстве случаев эти танки вновь вводились в строй – бригада имела хорошую ремонтную базу, да и Кировский завод находился не так даеко. Безвозвратные же потери бригады составили лишь 32 танка – 30 из них не подлежало восстановлению после боевых повреждений, а два захватили финны.
В ходе боев на «Линии Маннергейма» танки Т-28 использовались по своему прямому назначению — для поддержки пехоты при прорыве укрепленных позиций противника. При этом, несмотря на то, что Т-28 создавался по требованиям начала 1930-х годов, их применение в целом было весьма успешным, особенно в сравнении с танками Т-26 и БТ. В частности, Т-28 легко двигались по снегу глубиной 80—90 см, хорошо преодолевали рвы, эскарпы и прочие противотанковые заграждения, огневой мощи пушек вполне хватало для эффективной борьбы с ДЗОТами и даже небольшими ДОТами, а множество пулеметов позволяло создавать настоящий ливень свинца. Однако, вместе с тем, бронирование танков не позволяло им эффективно противостоять огню противотанковой артиллерии, в частности, 37-мм пушек «Бофорс».
Последние 13 серийных танков, выпущенные в 1940 году, имели главные башни конической формы, также аналогичные по конструкции конической башне танка Т-35. Однако, в отличие от Т-35, конической была только главная башня — пулеметные сохранили цилиндрическую форму.
На основании опыта боев в Финляндии танки Т-28 начали оборудовать броневыми экранами. Толщина лобовой брони корпуса и башни была увеличена за счет этого до 80 мм, а бортовой и кормовой — до 40 мм, при этом масса танка возросла до 32 тонн. Такой вариант получил обозначение Т-28Э (экранированный).
К 15 сентября 1940 года на вооружении Красной Армии состояло 443 средних танка Т-28. К июню 1941 года их число сократилось до 411, из которых полностью боеспособными были порядка 250 машин.
Танки Т-28 активно использовались в начальный период войны, однако почти все они были потеряны в первые месяцы боевых действий. Помимо неграмотного использования, нехватки горючего и боеприпасов и общей дезорганизации частей РККА, основной причиной потерь являлась техническая изношенность большинства танков и практически полное отсутствие запчастей к ним. Осенью — зимой 1941 года уцелевшие Т-28 продолжали эпизодически встречаться на фронтах. Небольшое количество этих машин участвовало в Битве за Москву. К весне 1942 года Т-28 имелись только в Ленинградском военном округе (порядка 20 машин). Последнее же их боевое применение в составе РККА было зафиксировано зимой 1944 года в ходе операции по снятию блокады Ленинграда.
Т-28. Средний танк. (СССР)
Характеристики:
- Боевая масса, т: 25,4;
- Компоновочная схема: классическая, трехбашенная;
- Экипаж, чел.: 6;
- Длина корпуса, мм: 7370;
- Ширина корпуса, мм: 2870;
- Высота, мм: 2625;
- Клиренс, мм: 500;
- Тип брони: стальная катаная гомогенная. Лоб корпуса (верх), мм/град. 30. Лоб корпуса (середина), мм/град. 15. Лоб корпуса (низ), мм/град. 30. Борт корпуса, мм/град. 20+10. Корма корпуса, мм/град. 18—20. Днище, мм 15—18. Крыша корпуса, мм 10. Лоб башни, мм/град. 20. Маска орудия, мм/град. 20. Борт башни, мм/град. 20. Корма башни, мм/град. 20. Крыша башни, мм 10—15.
- Калибр и марка пушки: 76,2-мм КТ-28 обр. 1927/32 годов / 76,2-мм Л-10 (с 1939 года);
- Тип пушки: танковая;
- Длина ствола, калибров: 16,5 (КТ-28) / 26 (Л-10);
- Боекомплект пушки: 69;
- Углы ВН, град.: +25°/−5°;
- Углы ГН, град.: 360° (главная башня), 165° (малая башня);
- Прицелы: телескопический ТОП обр. 1930 года, перископический ПТ-1 обр. 1932 года;
- Пулеметы: 4—5 × 7,62-мм ДТ;
- Тип двигателя: V-образный 12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения М-17Т;
- Мощность двигателя, л. с.: 450;
- Скорость по шоссе, км/ч: 42;
- Скорость по пересеченной местности, км/ч: 20—25;
- Запас хода по шоссе, км: 180—190;
- Запас хода по пересеченной местности, км: 120—140;
- Удельная мощность, л. с./т: 17,7;
- Тип подвески: полностью сблокированная, на вертикальных пружинах;
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,62;
- Преодолеваемый подъем, град.: 37°;
- Преодолеваемая стенка, м: 1,0;
- Преодолеваемый ров, м: 3,5;
- Преодолеваемый брод, м: 1,0.