Т-62. Средний танк. (СССР)
Т-62 (объект 166) — советский средний танк. Создан на базе танка Т-55. Производился в СССР с 1961 по 1975 год.
В 1957 году под руководством главного конструктора Л. Н. Карцева начались работы по дальнейшему совершенствованию танка Т-55, которые завершились созданием танка Т-62. Впервые этот танк был показан публично на параде 1 мая 1965 года.Эксплуатация танка в боевых подразделениях выявила его относительно слабую приспособленность к ведению боевых действий.По этой причине серийное производство Т-62 закончилось в СССР в 1975 году (раньше, чем танков Т-55) после выпуска 20000 единиц (в Чехословакии Т-62 строили еще до 1978 года, что же касается состояния производства этого танка в Северной Корее, то об этом до сих пор нет никаких сведений). Корпус Т-62 сварен из гомогенных броневых плит. Лобовые плиты имеют толщину 102-мм и значительный угол наклона от вертикали: верхняя - 60°, нижняя - 54°. Толщина остального бронирования существенно меньше. Танк Т-62 выполнен по той же конструктивной схеме, что и его предшественник Т-55. Слева, в передней части корпуса находится отделение управления, в средней части под башней размещается боевое отделение, а в корме - силовое.
Т-62. Средний танк. (СССР)
В отделении управления расположено сиденье механика-водителя. Справа от него находятся топливные баки. Механик-водитель попадает внутрь машины через свой люк, устроенный в подбашенной плите над его сиденьем. Обзор местности ему обеспечивают два перископа, смонтированные перед люком. В ночное время левый перископ меняется на прибор ночного видения ТВН-2. Он обеспечивает обзор в секторе 30° на дальности 60 м. ИК-прожектор механика-водителя установлен с правой стороны верхней лобовой плиты, рядом с фарой белого света. Башня танка литая. С левой стороны боевого отделения располагаются сиденья наводчика (в передней части башни) и командира танка (в задней части башни и чуть выше). С правой стороны боевого отделения находится рабочее место заряжающего.
В крыше, по обе стороны от пушки имеются открывающиеся наружу люки. Для наблюдения за местностью командир располагает комбинированным дневно-ночным прибором ТКН-3 с ИК-прожектором, установленным перед люком. Дневная ветвь прибора имеет 5-кратное увеличение при угле обзора 10°. В ночное время угол обзора уменьшается до 8°, а увеличение - до 4,2 крат. Дальность действия ИК-прожектора составляет 400 м Помимо ТКН-3 командир располагает четырьмя перископами, два из которых смонтированы в крышке люка, а два других - перед люком. Весь комплекс приборов наблюдения смонтирован в командирской башенке, которая может вращаться независимо от вращения башни танка. Так же, как и в танке Т-55, командир может направить башню танка на тот объект, который он наблюдает в окулярах своих оптических приборов. Однако при вращении башни ему приходится вручную удерживать свою башенку в выбранном положении, что требует недюжинной силы.
На рабочем месте наводчика установлен телескопический прицел ТШ2Б-41. Прицел имеет две оптические ветви: общую с 3,5-кратным увеличением и углом обзора 18° и точную с 7-кратным увеличением и углом обзора 9°. На окуляре прицела нанесена дальномерная шкапа для целей высотой 2,7 м. В ночное время наводчик ведет наблюдение за местностью с помощью активного прибора ночного видения. ИК-подсветка осуществляется с помощью прожектора, установленного в передней части башни рядом с пушкой. Дальность обзора не превышает 800 м. Кроме этого, в распоряжении наводчика имеется один перископ. Рабочее место заряжающего оборудовано одним перископом, который установлен перед люком. Впервые в истории мирового танкостроения в качестве основного вооружения в башне установлена стабилизированная в двух плоскостях 115-мм гладкоствольная пушка 2А20 (войсковое обозначение У5-ТС). Она ведет огонь оперенными подкалиберными снарядами с очень высокой начальной скоростью (1615 м/с).
Дальность стрельбы прямой наводкой составляет 4000 м, наибольшая дальность стрельбы - 5800 м. Наведение на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Изменением угла возвышения пушки управляет только наводчик, тогда как вращением башни может управлять и командир танка. При необходимости наводчик может наводить орудие на цель с помощью механизмов ручного привода. Боекомплект Т-62 состоит из 40 унитарных выстрелов, которые являются довольно тяжелыми и громоздкими. Заряжание их в казенник пушки доставляет заряжающему немало хлопот, особенно при движении танка. При заряжании орудие имеет угол возвышения 3°30', и в этот момент вращение башни невозможно. Проблемой оказалось и удаление из боевого отделения стреляных гильз.
От обратного укладывания их на стеллажи пришлось отказаться из соображений скорострельности. В танке применяется механизм выброса стреляных гильз через лючок в кормовой части башни. В результате скорострельность составляет 4 выстрела в минуту, что является серьезным недостатком Т-62. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра 7,62-мм. В качестве силовой установки на танке Т-62 используется V-образный 12-цилиндровый дизель с жидкостным охлаждением В-55В, развивающий мощность 580 л. с. при 2000 об/мин. Как и на Т-55 последних выпусков, на Т-62 применен гидропневматический сервопривод управления с главным фрикционом. Коробка передач имеет пять скоростей вперед и одну назад. В состав ходовой части Т-62 входят пять двускатных обрезиненных опорных катков (на борт), выполненных из легкого сплава и подвешенных на балансирах.
Т-62. Средний танк. (СССР)
Упругими элементами подвески являются торсионные валы, установленные поперек корпуса танка по всей его ширине. Балансиры первых и пятых катков связаны с гидравлическими амортизаторами. По сравнению с внешне подобным танком Т-55, интервалы между опорными катками на Т-62 стали значительно больше. Расстояние между первыми тремя катками заметно меньше, чем между остальными. Ведущие колеса и механизм натяжения гусениц находятся в передней части корпуса. Гусеница состоит из 96 траков, соединенных металлическим шарниром. Танк Т-62 оборудован автоматической системой пожаротушения. Тепловые датчики системы расположены в силовом и боевом отделениях. При необходимости система может приводиться в действие вручную командиром танка или механиком-водителем.
Система защиты от оружия массового поражения осталась такой же,как на Т-55. При обнаружении гамма-излучения срабатывают исполнительные механизмы, которые останавливают танк и герметизируют его корпус. В состав системы входит также фильтровентиляционная установка. На Т-62 установлена стандартная для советских/российских танков термическая дымовая аппаратура, обеспечивающая постановку дымовой завесы шириной до 400 м,которая при безветренной погоде держится в течение четырех минут. Танк конструктивно приспособлен к преодолению водных преград. Броды глубиной 1,40 м Т-62 преодолевает без подготовки. После подготовки танк способен преодолевать водные преграды глубиной до 5 м. Труба для подачи воздуха, возимая обычно позади башни, крепится на ней перед люком заряжающего. Танки Т-62 поступали на вооружение многих армий, в том числе Алжира, Анголы, Болгарии, Кубы, Чехословакии, Эфиопии, Ирака, Ливии, Сомали, Вьетнама и как трофейный - Израиля. В составе сирийских и египетских войск участвовали в боях с израильтянами в 1967 и 1973 годах.
Т-62. Средний танк. (СССР)
Варианты:
- Т-62 - принят на вооружение в 1961 году - базовый танк;
- Т-62А принят на вооружение в 1962 г. На танке установлена новая литая башня и нарезная 100-мм пушка с улуч шенными характеристиками;
- Т-62Д принят на вооружение в 1983 году. Дополнительно бронированы корпус, башня, днище и установлены бортовые резиновые экраны, а также установлен комплекс активной защиты "Дрозд".
- Вариант с дизелем В-46-5М именуется Т-62Д-1;
- Т-62М принят на вооружение в 1983 г. На нем установлена дополнительная броневая защита башни, корпуса и днища, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны и антинейтронный подбой на башне. Введена гусеница от танка Т-72. На танке установлен лазерный дальномер КТД-2 (КТД-1), баллистический вычислитель БВ-62. Пушка имеет теплозащитный кожух;
- Т-62М-1, без комплекса управляемого вооружения;
- Т-62М1 (с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-1), без комплекса управляемого вооружения и без дополнительного бронирования корпуса;
- Т-62М1-2 ( с двигателем В-46-5М называется Т-62М1-2-1 );
- Т-62МВ принят на вооружение в 1985 году. На танке установлена навесная динамическая защита, теплозащитный кожух на пушке, дополнительно бронировано днище и установлены бортовые резиновые экраны толщиной 10-мм;
- Вариант танка с дизелем В-46-5М получил обозначение Т-62МВ-1;
- На танке Т-62МВ (Т-62МВ-1) установлена система управления огнем "Волна", лазерный дальномер КТД-2 и баллистический вычислитель БВ-62.
Характеристики:
- Боевая масса, т 37
- Компоновочная схема: классическая;
- Экипаж, чел.: 4;
- Количество выпущенных, шт. около: 20 000;
- Длина корпуса, мм: 6630;
- Длина с пушкой вперёд, мм: 9335;
- Ширина корпуса, мм: 3300;
- Высота, мм: 2395;
- База, мм: 4230;
- Колея, мм: 2640;
- Клиренс, мм: 430;
- Тип брони: стальная катаная и литая гомогенная. Лоб корпуса (верх), мм/град. 102 / 60°. Лоб корпуса (низ), мм/град. 100 / 55°. Борт корпуса, мм/град. 80 / 0°. Борт корпуса (верх), мм/град. 45 / 60°. Борт корпуса (низ), мм/град. 20 / 45°. Корма корпуса (верх), мм/град. 45 / 2°. Корма корпуса (низ), мм/град. 20 / 70°. Днище, мм 20. Крыша корпуса, мм 16..30. Лоб башни, мм/град. 220 / 17° (242 с 1972г.). Борт башни, мм/град. 165. Корма башни, мм/град. 65. Крыша башни, мм 30..58.
- Динамическая защита: Т-62МВ с 1985 г.;
- Калибр и марка пушки: 115-мм 2А20;
- Тип пушки: гладкоствольная;
- Длина ствола, калибров: 53;
- Боекомплект пушки: 40 (42 Т-62М);
- Углы ВН, град.: —6...+16;
- Углы ГН, град.: 360;
- Дальность стрельбы, км: 0,02..5,8;
- Прицелы: телескопический ТШ2Б-41, перископический электронно-оптический ночной ТПН-1-41-11;
- Пулемёты: 1 × 7,62-мм СГМТ, с 1964 г. ПКТ, 1 × 12,7-мм ДШКМ с 1972 г.;
- Тип двигателя: В-55В;
- Мощность двигателя, л. с.: 580 (690л.с. В-46-5м - Т-62М1-1 (Т-62Д-1)(Т-62М1-2-1));
- Скорость по шоссе, км/ч: 50;
- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 22..27;
- Запас хода по шоссе, км: 450..650;
- Запас хода по пересечённой местности, км: 320..450;
- Удельная мощность, л. с./т: 15,7 (16,4);
- Тип подвески: индивидуальная торсионная;
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,75;
- Преодолеваемый подъём, град.: 32;
- Преодолеваемая стенка, м: 0,8;
- Преодолеваемый ров, м: 2,85;
- Преодолеваемый брод, м: 1,4 (до 5 с ОПВТ).