F-94 Starfire. Истребитель-перехватчик. (США)
F-94 Starfire - первый реактивный всепогодный перехватчик ВВС США. Разработан компанией Lockheed. Флот США — вечный конкурент военно-воздушных сил — не остался в стороне от увлечения перехватчиками и поначалу выбрал для себя самолет Skynight фирмы Douglas. Однако высокая стоимость машины не позволила заказать крупную партию этих истребителей, и флот приступил к поискам более дешевых перехватчиков. В 1948 году такой самолет спроектировала и построила фирма Lockheed. В основу конструкции положили учебно-тренировочный T-33A (ранее известный как TP-80C). В декабре 1948 года ВВС сделали заказ на 110 перехватчиков под обозначением F-94A.
Используя для летных испытаний конструкции модернизированный T-33, а для испытаний РЛС, двигателя и оборудования — F-80, фирма отказалась от постройки опытного образца. Вся программа испытаний проходила на первом предсерийном самолете YF-94, который собрали всего за три месяца и одну неделю, используя 75 процентов деталей серийного T-33A с заводским номером 48-356. На самолете установили двигатель с центробежным компрессором J33-A-33 номинальной тягой 2090 кгс. Преимуществом этого двигателя по сравнению с двигателем J33-A-35 от Т-33 было наличие форсажной камеры. Последняя давала дополнительный прирост скорости и скороподьемности. Все выходное устройство для J33-A-33 (выхлопная труба, форсажная камера и сопло) спроектировала фирма Solar. Фирма Jons McWill разработала специальный синтетический войлок «термофлекс» для теплоизоляции конструкции хвостовой части планера. При включении форсажа и традиционном для того времени впрыске воды в компрессор тяга двигателя достигала 2720 кг.
Испытания силовой установки, смонтированной на одном из F-80, проходили в апреле 1949 года в Вестингаузе. В носовой части планера разместили радиолокационный прицел фирмы Sperry А-1С массой 425 кг. Это устройство имело сканирующую антенну, которая наблюдала за определенным сектором в передней полусфере. Когда в поле зрения антенны попадала цель, на экран электронно-лучевой трубки в кабине самолета выводилась отметка. По мере приближения истребителя к цели интенсивность отраженного радиосигнала возрастала, и после достижения ею определенной величины РЛС AN/APG-33 переключалась в режим радиолокационного дальномера. Его сигналы поступали в бортовое вычислительное устройство, вносящее необходимые поправки и включающее оружие при сближении на дистанцию открытия огня. Первые серии прицелов А-1А и А-1В не имели перечисленных выше функций и сканирующей антенны. К тому же они занимали гораздо меньше места на борту. Во время испытаний станция обнаруживала четырехмоторный В-29 (читай Ту-4) на дальности 16 452 м. Переключение в режим радиолокационного дальномера происходило на расстоянии 1100 м от цели.
F-94 Starfire. Истребитель-перехватчик. (США)
Подводя итоги перечислению основных отличий T-33A от F-94 Starfire, можно сказать, что от первого в новом самолете осталась средняя часть фюзеляжа, крыло и хвостовое оперение. Носовая часть стала «курносой» и более длинной, а диаметр оконечности хвостовой части увеличился. Общая длина планера составила 12,23 м (против 11,87 м у T-33A). Максимальная взлетная масса машины возросла с 7645 кг у T-33 до 8560 кг. Соответственно, увеличилась и нагрузка на крыло, составив 341 кг/м против 299 кг/м у Т-33.
16 апреля 1949 года летчик-испытатель фирмы Lockheed Тони Ле Вер вырулил на взлетную попосу аэродрома Ван Ньюз в Калифорнии и совершил первый полет на перехватчике F-94 Starfire. В воздухе самолет вел себя прекрасно. Серийное производство было развернуто в конце 1949 года. Первый серийный F-94 Starfire был торжественно передан ВВС в январе 1950 года. 100 самолетов из 242 машин имели обозначение F-94B — вторая модификация. Работы по ее созданию закончились в сентябре 1950 года. Единственной целью модификации стало увеличение дальности полета до 2250 км за счет подвески огромных топливных баков емкостью по 873 литра каждый. Одновременно изменили и состав бортового оборудования, добавив в него автоматическую систему посадки ILS, в которую входил знаменитый «ноль-индикатор» фирмы Зреггу, фактически ставший предшественником навигационно-плановых приборов (НПП). Его основное назначение — облегчение навигации по радиомаякам и повышение точности вывода самолета на глиссаду. Внешне прибор напоминал современный НПП, только информация о курсе выводилась на отдельный указатель.
Усовершенствованные F-94B Starfire начали поступать в части ПВО (Air Defense Command) в 1951 году. Первой их получила 57-я эскадрилья перехватчиков, размещенная на базе в Кефлавике. Серийное производство F-94A и F-94B завершилось в январе 1952 года. По американским данным, а ходе войны в Корее, ВВС потеряли только один F-94, случайно протараненный МиГ-15. По данным советской стороны, на счету наших летчиков 12 F-94, причем только один сбит ночью. Еще один F-94 сбили китайские летчики. Такую большую разницу в количестве можно объяснить только тем предположением, что скрывая данные о потерях бомбардировщиков В-29, американцы были вынуждены умолчать и о сбитых истребителях сопровождения F-94 Starfire. И в завершение еще немного статистики: за все войну F-94 Starfire выполнили 4694 боевых вылета, на счету перехватчиков 5 поршневых самолетов (1 Ла-9 и 4 По-2) и 3 реактивных МиГ-15.
Следующим этапом совершенствования F-94 Starfire стала модификация, ранее известная как F-97A или LOCKHEED L-188, а позже переименованная в F-94C. Первый полет модернизированный истребитель совершил 19 января 1950 года. F-94C значительно отличался от своих предшественников. Его более прочная конструкция могла выдерживать перегрузки до 13д. На нем устанавливался новый двигатель с осевым компрессором J48-P-5 фирмы Pratt & Whitney (лицензионный двигатель TAY английской фирмы Rolls-Royce) с тягой на форсаже 3780 кгс. Для снижения лобового сопротивления была уменьшена на 3 процента относитепьная толщина крыла и заострен носовой обтекатель РЛС. Горизонтальное оперение стало стреловидным, что в какой-то степени компенсировало явление сжимаемости воздуха на больших скоростях. В состав бортового оборудования вошла система автоматического управления и новая РЛС AN/APG-40, входящая в систему вооружения фирмы Hughes — Е-5. Масса всей системы 545 кг. Пытаясь идти в ногу со временем, конструкторы сняли с машины стрелковое вооружение и заменили его неуправляемыми 70-мм ракетами FFAR (Folding-Fin Aircraft Rockets). После пуска ракета разгонялась до скорости 880 м/с — ее разрушительное действие при попадании в цель было сопоставимо с эффектом от разрыва артиллерийского 75-мм снаряда.
F-94 Starfire. Истребитель-перехватчик. (США)
Сближение F-94C с целью происходило с помощью наземных радиолокационных станций до момента захвата цели бортовой РЛС на расстоянии около 40 км от цели. Для тренировочных стрельб применялись буксируемые самолетом B-45 TORNADO полотнища ткани шириной 2,7 и длиной 13,7 м. Для обеспечения радиолокационной заметности такой цели на полотнище нашивались металлические диски. Во время стрельб 1954 года, которые проводились в пустыне штата Аризона, было зафиксировано 27 процентов попаданий в мишень. Первые серийные самолеты F-94C поступипи на вооружение в 1951 году. Когда в арсенале ВВС США появились управляемые ракеты FALCON GAR-I, их установили на все истребители-перехватчики США, в том числе и на F-94C, еще больше повысив эффективность этого самолета. Модификацию, вооруженную управляемыми ракетами, назвали DF-84C; помимо управляемых ракет FALCON на них можно было подвешивать и неуправляемые ракеты GENIES с ядерной боевой частью.
В процессе эволюции перехватчика F-94 Starfire была любопытная попытка переделать его в ударный самолет дальнего действия F-94D. Машина создавалась специально для войны в Корее, когда потери ударных самолетов резко возросли, а скоростной ударный F-94 Starfire мог стать крепким орешком для истребителей МиГ-15. В носовой части F-94D вместо РЛС поставили 20-мм пушки с большим запасом снарядов. Вместо двигателя J48-P-5 установили более мощный J48-P-8. В 1951 году построили два прототипа с заводскими номерами 51-5500 и 51-5501. Их летные испытания проходили в Массачусетсе. Однако в серийное производство ударный F-94D Starfire так и не пошел.
Конструкция истребителя-перехватчика F-94 Starfire цельнометаллическая, причем крыло, шасси и средняя часть фюзеляжа у него были такими же, как у учебно-тренировочного самолета Т-33. Фюзеляж типа полумонокок. Под фюзеляжем располагались тормозные щитки. В отъемной носовой части фюзеляжа находилось кислородное и радиоэлектронное оборудование. Сканирующая антенна радиолокатора закрывалась округлым обтекателем из стеклотекстолита. Под радиооборудованием на F-94A и F-94B размещались четыре 12,7-мм пулемета M3 с боезапасом 300 патронов на ствол. В средней части фюзеляжа находилась герметичная кабина летчиков, а за ней — фюзеляжный топливный бак. Кресла летчика и оператора РЛС катапультируемые. Профиль крыла ламинарный, типа NACA. Конструкция крыла двухлонжеронная. В систему управления эперонами входили гидравлические бустеры. На левом элероне располагался триммер. Посадочные щитки имели электрический привод. На концах крыла подвешивались сбрасываемые топливные баки. Шасси самолета трехстоечное, с носовым колесом. Тормозами оснащались только основные колеса. Механизм уборки — гидравлический.
Истребитель-перехватчик F-94C Starfire был вооружен 24 НУР FFAR, распопоженными в носовой части вокруг обтекателя антенны РЛС, в четырех магазинах по шесть ракет в каждом. До начала стрельбы пусковые установки закрывались створками. Кроме этого. 24 ракеты находились в двух контейнерах на консолях крыла. Из крыльевых контейнеров НУР выпускались залпом за 0,25 секунды, В полете носовая часть контейнеров закрывалась обтекателями из стеклотекстолита, которые при пуске ракет разрушались. Увеличенное лобовое сопротивление незначительно снижало скорость истребителя — 7-15 км/ч. Вместо крыльевых контейнеров с НУР можно было установить контейнеры с пулеметами.
Характеристики:
- Экипаж: 2 (пилот и бортоператор);
- Длина: 13,56 м;
- Размах крыла: 11,37 м (без ПТБ на законцовках);
- Высота: 4,54 м;
- Площадь крыла: 21,63 м²;
- Стреловидность по передней кромке: 9° 18';
- Коэффициент удлинения крыла: 6,1;
- Средняя аэродинамическая хорда: 2,05 м;
- Профиль крыла: NACA 64A-210;
- Колея шасси: 2,8 м;
- Масса пустого: 5764 кг;
- Масса снаряженного: 6488 кг;
- Нормальная взлетная масса: 9446 кг;
- Максимальная взлетная масса: 10 970 кг;
- Максимальная посадочная масса: 7411 кг;
- Масса в бою: 8015 кг;
- Масса топлива во внутренних баках: 1079 кг (+ 1475 кг в ПТБ на законцовках и 1356 кг в ПТБ под крылом);
- Объем топливных баков: 1385 л (+ 1893 л в ПТБ на законцовках и 1741 л в ПТБ под крылом);
- Силовая установка: 1 × ТРДФ Pratt & Whitney J75-P-19W;
- Бесфорсажная тяга: 1 × 28,2 кН (2880 кгс) (максимальная);
- нормальная: 1 × 23,4 кН (2381 кгс);
- Форсажная тяга: 1 × 38,9 кН (3969 кгс);
- Длина двигателя: 5,13 м;
- Диаметр двигателя: 1,28 м;
- Сухая масса двигателя: 1252 кг;
- Максимальная скорость: 1030 км/ч;
- Крейсерская скорость: 767 км/ч;
- Скорость сваливания: 244 км/ч (при нормальной взлетной массе);
- Боевой радиус: 385 км (с ПТБ на законцовках);
- эскортирование с максимальным запасом топлива: 646 км;
- Перегоночная дальность: 2052 км;
- Практический потолок: 15 789 м;
- Скороподъемность: 54,9 м/с;
- Время набора высоты: 12192 м за 9,1 мин., 15240 м за 20 мин.;
- Нагрузка на крыло: 437 кг/м² (при нормальной взлетной массе);
- Тяговооруженность: 0,30 / 0,42 (на максимале / с форсажем);
- Длина разбега: 850 м (при нормальной взлетной массе);
- Длина пробега: 1073 м;
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 8,67 g;
- Точки подвески: 2 (под крылом);
- Боевая нагрузка: 907 кг;
- Неуправляемые ракеты: 24 × 70 мм ракет в носу, 24 (2 × 12) × 70 мм ракет под крылом;
- Бомбы: свободнопадающие - 2 × 454 кг или 2 × 227 кг, или 2 × 113 кг, или 2 × 45 кг;
- Подвесные топливные баки: 2 × 946 л на законцовках, 2 × 871 л под крылом.