Grumman F-11 «Tiger». Истребитель-перехватчик. (США)
Grumman F-11 «Tiger», до 1962 года обозначался как F11F — американский палубный истребитель-перехватчик.
В январе 1953 г. Управление военно-морской авиации США заключило с фирмой «Grumman» контракт на разработку сверхзвукового истребителя-перехватчика, предназначаемого для замены околозвукового палубного самолета F9F-2 «Panther» и его усовершенствованного варианта F9F-6 «Cougar». Фирма представила проект, обозначенный G-98, который после утверждения получил военное обозначение XF9F-9, что указывало на связь нового самолета с двумя предыдущими самолетами этой фирмы. Однако, поскольку новый самолет существенно отличался от «Пантеры» и «Кугуара», перед началом серийного производства ему было присвоено новое обозначение F11F-1 (впоследствии, после введения в военной авиации США единой номенклатуры, обозначение было изменено на F-11A) и название «Tiger» («Тигр») (в соответствии с традициями фирмы всем самолетам палубной авиации присваивались названия из отряда хищных кошек).
Grumman F-11 «Tiger». Истребитель-перехватчик. (США)
Тип XF9F-9 был испытан 30 июля 1954 г., т.е. спустя 15 мес. после подписания контракта. Первый заказ военно-морской авиации США предусматривал строительство 6 предсерийных самолетов. В 1954 г. был подписан контракт на поставку 39 серийных самолетов F11F-1. Позднее спрос на них настолько повысился, что до 31 января 1959 г. общее число выпущенных самолетов достигло 198. Проведенные в марте 1955 г. испытания конкурирующего палубного истребителя «Крусейдер» фирмы «Чанс-Воут», отличающегося более высокой скоростью полета, вынудило фирму модифицировать самолет F-11 «Tiger». В 1956 г. реконструкция самолета, осуществленная на базе новых двигателей более высокой тяги, была завершена. Самолет получил новое обозначение XF11F-2 (которое впоследствии было изменено на XF11F-1F) и стал называться «Super Tiger». Кроме применения нового двигателя, значительной модификации был подвергнут и планер самолета, благодаря чему удалось значительно улучшить летно-технические характеристики самолета, прежде всего его максимальную скорость.
Однако в результате того, что на вооружение тем не менее был принят самолет «Крусейдер», а Федеративной Республике Германии и Японии были проданы лицензии на строительство самолета F-104 «Старфайтер», разработка самолета «Super Tiger» была прекращена после изготовления двух опытных образцов. Таким образом, история «Тайгера» закончилась довольно неудачно. Самым большим преимуществом самолета «Тайгер» была его просто необыкновенная маневренность и легкая управляемость, которые, как оказалось, предрешили неудачную карьеру этого самолета. Военно-морская авиация США приступила к использованию самолета F-11 «Tiger» в начале 1958 г. В течение непродолжительного времени они выполняли роль истребителей-перехватчиков, а позднее были переведены в категорию истребителей-бомбардировщиков. В 1962 г., т.е. спустя едва четыре года после их принятия на вооружение, все F-11 «Tiger» были переведены в тыловые подразделения Командования по подготовке кадров США. В этих подразделениях они стали использоваться для выполнения тренировочных полетов в высшем пилотаже; только здесь их смогли оценить по достоинству, и именно здесь они получили мировую известность. Этому способствовало мастерство пилотов американской морской авиации, с блеском выполнявших индивидуальные и коллективные воздушные показательные выступления. Самолеты F-11A «Tiger» этой серии получили название «Голубых ангелов» за свой цвет, акробатические качества, мастерство пилотов учебно-тренировочной авиации и зрительные эффекты, усиливаемые за счет цветного дыма.
Grumman F-11 «Tiger». Истребитель-перехватчик. (США)
Самолет F-11 «Tiger» фирмы «Grumman» представляет собой среднеплан со стреловидным крылом, предназначаемый для базирования на авианосцах. Специфические требования эксплуатации палубных самолетов привели к тому, что в период проектирования особое внимание обращалось на грузоподъемность и массу самолета. Именно поэтому было использовано крыло с относительно малым углом стреловидности передней кромки (30°) и довольно большой толщиной профиля (6,5%), выполненное в виде двухлонжеронной конструкции с панельной фрезерованной обшивкой из дюраля. Образуемые панелями и лонжеронами кессоны крыла использовались в виде двух топливных баков. Крыло оснащено предкрылками и закрылками, размещенными по всему размаху, за исключением складываемых консолей. Поперечное управление обеспечивают находящиеся перед закрылками интерцепторы и размещенные в складываемых консолях элероны.
Уменьшение массы планера самолета (по сравнению с другими палубными самолетами) было достигнуто и за счет применения ручного складывания консолей крыла (во всех остальных самолетах для этого применялись тяжелые и сложные гидравлические или электрические системы). На верхней поверхности крыла, на участке между предкрылками и интерцепторами, размещен аэродинамический гребень. В самолете «Super Tiger» передняя кромка крыла в околофюзеляжной части выдвинута вперед («наплыв»), придавая ему тем самым большую стреловидность (около 60°), благодаря чему в этих частях крыла уменьшается относительная толщина профиля, увеличивается хорда и снижается сопротивление, вызванное интерференцией крыла с фюзеляжем. Кроме того, исключены элероны. F-11 «Tiger», судя по публикациям, является первым самолетом в мире, при создании которого использовано правило площадей. Любопытно, что в соответствии с правилом площадей были выполнены и дополнительные подкрыльные топливные баки (емкостью 570 л).
Grumman F-11 «Tiger». Истребитель-перехватчик. (США)
Передняя часть фюзеляжа с размещенным в ней электрооборудованием и кабиной пилота имеет веретенообразную форму. Фонарь кабины пилота имеет каплевидную форму и выполнен из единого листа стекла. По бокам фюзеляжа несколько ниже кабины расположены нерегулируемые воздухозаборники, оборудованные устройствами для отвода пограничного слоя. В нижней части фюзеляжа установлены три воздушных тормоза - один под кабиной пилота, а два других в плоскости задней кромки крыла. В целях уменьшения продольного момента, возникающего после выдвижения закрылков, а также для повышения эффективности торможения интерцепторы могут быть использованы для аэродинамического торможения.
По причине того, что на самолете F-11F «Super Tiger» использован двигатель других габаритов, потребовалось увеличение поперечного сечения воздухозаборников, выходного сопла двигателя и диаметра хвостовой части фюзеляжа, а также удлинение фюзеляжа самолета. Была изменена и конструкция фонаря кабины (в предыдущей модификации он состоял из трех частей и имел элементы жесткости), который стал изготовляться в виде цилиндрической оболочки, формуемой из одного листа стекла. В целях улучшения путевой устойчивости при больших скоростях полета в хвостовой части фюзеляжа установлены два небольших подфюзеляжных киля, которые автоматически выдвигаются в поток после убирания шасси. Горизонтальное и вертикальное хвостовое оперение - симметричное, стреловидное, нормальной схемы. Вертикальное оперение состоит из киля и руля направления (в самолете
«Super Tiger» уменьшено сужение и увеличен угол стреловидности задней кромки киля). Горизонтальное оперение, выполненное по комбинированной схеме, состоит из управляемого стабилизатора, снабженного рулями высоты. При малых скоростях полета и выдвинутых закрылках плоскость стабилизатора блокируется и управление по тангажу осуществляется обычным способом с помощью рулей высоты. Во всех других случаях используется управляемый стабилизатор. Шасси – трехстоечное (главные стойки с одинарными колесами, а передняя со сдвоенными). Передняя стойка шасси полностью убирается в фюзеляж. В целях предотвращения возможных повреждений хвостовой части фюзеляжа самолет оборудован убираемой удлиненной хвостовой пятой, которая при посадке на авианосце выполняет также роль посадочного крюка.
Grumman F-11 «Tiger». Истребитель-перехватчик. (США)
Опытные образцы самолета XF9F-9 оснащались турбореактивным двигателем фирмы «Райт» J65-W-7 тягой 33,34 кН (3400 кГ) без форсирования и 46,78 кН (4770 кГ) с форсированием. Серийные самолеты F11F-1 имели двигатели J65-W-4 тягой 34,72^9,03 кН (3540-5000 кГ). На самолетах модификации F-11F «Super Tiger» устанавливались двигатели фирмы «Дженерал электрик» J79-GF-I тягой 53,44 кН (5450 кГ) и 66,67-71,10 кН (6800-7250 кГ) соответственно без форсирования и с форсированием. Вооружение первых серийных самолетов F-11 «Tiger» состояло из четырех 20-мм пушек "Темко-Форд" Мк.12С с боекомплектом в 150 снарядов на каждую, расположенных попарно под воздухозаборниками. Для того, чтобы пороховые газы не попадали в воздухозаборник, пушки снабдили эжекторами. Боекомплект для всех четырех пушек размещался в общем снарядном ящике, который для перезаряжания вынимался из отсека с помощью портативной лебедки. В остальных самолетах это вооружение было пополнено четырьмя (или двумя - в случае использования подвесных топливных баков) ракетами типа AIM-9B «Sidewinder» с инфракрасной головкой самонаведения, 7- и 19-зарядные блоки многоцелевых НАР HVAR, бомбы и ПТБ, увеличивавшие радиус действия самолета в 1,7 раза. Но на практике оказалось, что для какой-либо другой роли, чем завоевание превосходства в воздухе и ПВО эскадры, самолет практически непригоден ввиду малой дальности полета и отсутствия бомбового прицела. Поэтому основными вариантами подвески были: 2 ПТБ и два «Сайдуиндера», либо 4 - «Сайдуиндера».
Grumman F-11 «Tiger». Истребитель-перехватчик. (США)
Характеристики:
- Экипаж: 1 человек;
- Длина: 14,3 м;
- Размах крыла: 9,6 м;
- Высота: 4,0 м;
- Площадь крыла: 23 м²;
- Масса пустого: 6500 кг;
- Масса снаряженного: 9650 кг;
- Масса максимальная взлетная: 10 900 кг;
- Двигатель: 1× турбореактивный Райт J65-W-18;
- Тяга: максимальная - 32,9 кН, на форсаже - 46,7 кН;
- Точек подвески: 4;
- Максимальная скорость на высоте 11 000 м: 1170 км/ч;
- Крейсерская скорость: 929 км/ч;
- Дальность полета: 2050 км;
- Практический потолок: 12 800 м;
- Скороподъемность: 27 м/с (1620 м/мин);
- Удельная нагрузка на крыло: 420 кг/м²;
- Тяговооруженность: 0,49;
- Пушки: 4×20 мм (Colt Mk.12), боекомплект — 125 сн/ствол; до 4 УР AIM-9.