IAI Kfir. Многоцелевой истребитель. (Израиль)
IAI Kfir — израильский многоцелевой истребитель. Создан фирмой Israel Aerospace Industries на основе конструкторской документации Dassault Mirage III с израильской авионикой и производимой в Израиле версией американского двигателя General Electric J79.
Результаты воздушных боев израильской авиации с МиГ-21 выявили потребность в истребителе, имеющем более высокую тяговооруженность, чем Mirage III с ТРДФ Atar - Mirage IIICJ уступал МиГу в маневренных и разгонных характеристиках. Это привело к началу работ над модификацией истребителя Nesher с американским ТРДФ General Electric J79, имеющим большую тягу и применявшимся на самолетах F-4 Phantom II. Первый полет опытного израильского самолета с таким двигателем состоялся в июне 1973-го на аэродроме Бен-Гурион. ТРДФ J79 был установлен на планере истребителя Mirage IIIB.
IAI Kfir. Многоцелевой истребитель. (Израиль)
В 1975-м начался выпуск нового самолета, получившего обозначение Kfir - Львенок. 14 апреля 1975-го первый серийный истребитель Kfir С.1 был публично продемонстрирован на аэродроме Бен-Гурион. Было построено 27 истребителей Kfir С.1. Их первое боевое применение состоялось в 1977-м над Ливаном. Самолет выполнен на базе планера истребителя Mirage 5. Установка ТРДФ J79-17 (1х8120 кгс) вместо Atar 9С потребовала изменения конструкции хвостовой части самолета (уменьшена длина и увеличен диаметр фюзеляжа).
По сравнению с исходным истребителем Mirage была изменена конструкция носка крыла и улучшена механизация крыла и установлена навигационно-бомбардировочная система фирмы Элта ИЛС. Большую часть кабинных приборов изготовили в Израиле.
IAI Kfir. Многоцелевой истребитель. (Израиль)
Основное назначение Kfir С.1 - нанесение ударов по наземным целям, а также ведение борьбы за завоевание превосходства в воздухе в светлое время суток. Обзорная РЛС отсутствует, в носовой части устанавливается радиодальномер типа Aida II. Вооружение включает две пушки Defa (30 мм), УР с ИК системой самонаведения Шафрир или Сайдуиндер, НАР и бомбы на семи узлах внешней подвески - явное преимущество по сравнению с Mirage.
Правительство Израиля проявило заинтересованность в продаже самолетов Kfir на экспорт (в 1976 г. стоимость одного истребителя при поставке его иностранному заказчику оценивалась в 4,5 млн. долларов). В 1976-м самолет был продемонстрирован представителям ВВС четырех иностранных государств, в том числе Австрии, имевшей планы закупки 24 истребителей этого типа. Однако правительство США, обеспокоенное тем, что относиепьно дешевые машины составят серьезную конкуренцию и Израиль "незаконно" использует технические знания, полученные из Штатов, препятствовало широкому проникновению Kfir на международный рынок (для экспортных поставок с американским двигателем J79 требовалось согласие США).
IAI Kfir. Многоцелевой истребитель. (Израиль)
В 1985 г. Израиль заключил с американским правительством соглашение о передаче в аренду ВМС и корпусу морской пехоты, соответственно, 12 и 13 самолетов Kfir С.1, которые использовались до 1987г. (ВМС) и 1989г. (КМП) для имитации советских истребителей МиГ-23 в учебных эскадрильях Агрессор. Перед поставкой самолетов США они были подвергнуты существенной модернизации, включавшей, в частности, установку переднего горизонтального оперения (ПГО). Они получили обозначение F-21A. В конце 1980-х гг. их заменили на истребители F-16N, имитирующие МиГ-29.
По сообщениям американской печати, стоимость технического обслуживания F-21A на один час налета вдвое превышала соответствующий показатель самолета F-14A Томкет (5817 долларов/ч и 2061 долларов/ч). По соглашению с правительством США Израиль был освобожден от налогов при сдаче самолетов в аренду, но все работы, связанные с капитальным ремонтом и материально-техническим обслуживанием, выполнялись и оплачивались Израильским правительством.
IAI Kfir. Многоцелевой истребитель. (Израиль)
Характеристики:
- Экипаж: 1 человек;
- Длина: 15,65 м;
- Размах крыла: 8,21 м;
- Высота: 4,55 м;
- Площадь крыла: 34,80 м²;
- Масса пустого: 7285 кг;
- Максимальная взлетная масса: 14670 кг;
- Двигатель: 1× построенный в IAl Bedek турбореактивный General Electric J-79-J1E с форсажной камерой;
- Максимальная тяга: 52,89 кН;
- Тяга на форсаже: 83,40 кН;
- Максимальная скорость: 2440 км/ч;
- Дальность полета: 1300 км;
- Практический потолок: 17700 м;
- Скороподъемность: 233,3 м/с;
- Пушечное вооружение: 2 × автоматические 30-мм пушки фирмы Rafael DEFA 553 (англ. DEFA cannon) (по 140 снарядов на ствол);
- Боевая нагрузка: 6065 кг;
- Бомбы: Mark 82, GBU-13 LGB, TAL-1 или TAL-2 CBU, BLU-107 Durandal (англ. Matra Durandal), HOBOS;
- Ракеты: противорадиолокационные: 2×AGM-45 Shrike, «воздух-земля»: 2×AGM-65 Maverick, «воздух-воздух»: 2×AIM-9 Sidewinder, Shafrir или Python.
- НУРС: различных типов.