Shenyang J-8, I. Истребитель-перехватчик. (Китай)
Shenyang J-8 — китайский одноместный истребитель-перехватчик. Разработан Авиастроительной корпорацией в г. Шэньян. Предназначен для ведения воздушных боев и перехвата воздушных целей.
Сборка первых двух опытных самолетов завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г., а на вооружение он был принят 2 марта 1980 г. Новый истребитель J-8 выглядел как увеличенный вариант МиГ-21, похожий на опытный самолет Микояна Е-152А. Первоначальный вариант имел небольшой радиодальномер в центральном теле воздухозаборника и сохранил откидывающийся вперед односекционный фонарь, как у предшественника J-7. Он был вооружен одной пушкой калибра 30 мм и четырьмя подкрыльевыми ракетами класса «воздух-воздух». Вместо УР можно было подвешивать блоки с НАР и свободнопадающие бомбы. Производство было очень ограниченным.
В феврале 1978 г. началась разработка всепогодной модификации истребителя под обозначением J-8-I. Сборка опытного самолета завершилась в мае 1980 г., но он сгорел при первом запуске двигателя. Был срочно собран второй опытный самолет, который поднялся в воздух 24 апреля 1981 г. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984 г., а 27 июля 1985 г. самолет был принят на вооружение. Производство вариантов J-8 и J-8-I составило 100 машин.
Вариант J-8-I был спроектирован как всепогодный истребитель и оснащался новой РЛС SR-4 в увеличенном центральном теле воздухозаборника. Истребитель J-8 (J-8-I) выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с треугольным крылом, конструктивно подобным крылу самолета МиГ-21 и обладающим стреловидностью по передней кромке 60°, но имел некоторые аэродинамические улучшения: небольшие аэродинамические перегородки над крылом, измененные его концевые части и перемещенные в другое место воздушные тормоза. На самолете также был установлен двухсекционный фонарь с откидывающейся вверх прозрачной задней частью и неподвижным лобовым стеклом.
Фюзеляж типа полумонокок овального сечения в передней части. Воздухозаборник носовой, асимметричный, регулируемый, с центральным телом. Шасси трехопорное, основные стойки убираются в крыло. Самолет оснащен оптическим прицелом SM-8, а с 1982 г. усовершенствованным прицелом SM-8A. На самолете J-8I сохранились такие же двигатели WP-7B с тягой по 6100 кгс, как у основного варианта J-8.
Вооружение включает двуствольную пушку калибра 23 мм (боезапас 200 снарядов), приспособления для четырех подвесных ракетных контейнеров в качестве дополнительной альтернативы ракетам PL-2B.
Особенности компоновки самолета J-8-I не позволяли установить на истребитель более мощную РЛС с крупногабаритной антенной. Возникла необходимость в коренной модификации носовой части истребителя и применении боковых воздухозаборников. Кроме того, появление за рубежом машин четвертого поколения, имеющих повышенную маневренность, требовало дальнейшего улучшения маневренных характеристик китайских истребителей.
Вариант создания самолета Shenyang J-8-II получил одобрение в мае 1981 г. В 1982 г. началось проектирование, а первый из четырех опытных образцов поднялся в воздух 12 июня 1984 г. Истребитель предназначался как для использования в качестве всепогодного перехватчика, так и для действий по наземным целям.
Shenyang J-8, II. Истребитель-перехватчик. (Китай)
Новый самолет имел боковые воздухозаборники и ТРДФ WP-13B с тягой по 6730 кгс. Это позволило освободить носовую часть для установки радарной антенны большего диаметра. Воздухозаборники двигателя имеют поразительное сходство с самолетом МиГ-23, а первоначальные двойные подфюзеляжные кили заменены одним складывающимся как у МиГ-23. Планер самолета оказался изменен на 70% по сравнению с первоначальным вариантом J-8. 30% агрегатов поставлялись подрядчиками.
Самолет Shenyang J-8-II выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с треугольным крылом со стреловидностью 60° по передней кромке. На крыле имеются двухсекционные закрылки и элероны. На верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни небольшой площади. Элероны и закрылки с сотовым заполнением. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен из алюминиевых сплавов с использованием стали в наиболее нагруженных участках конструкции. Шасси трехопорное, все стойки одноколесные, передняя стойка убирается в фюзеляж поворотом вперед, основные - в крыло.
Самолет Shenyang J-8-II оснащен моноимпульсной РЛС, ИЛС, оборудованием радионавигационной системы TACAN, автопилотом, приемником радиолокационного облучения, средствами РЭБ.
Shenyang J-8, II. Истребитель-перехватчик. (Китай)
Вооружение включает двуствольную 23-мм пушку (боекомплект 200 снарядов). На шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узле подвески могут размещаться УР класса «воздух-воздух» с полуактивной радиолокационной и ИК-системами самонаведения PL-2B и PL-3, а также блоки НАР 57-2 (57 мм) и 90-1 (90 мм), бомбы на многозамковых держателях. Общая масса вооружения составляет 4500 кг.
Экспортный вариант, обозначенный F-8B, оснащен двумя ТРД WP-13B, имеет импульсную РЛС обзора нижней полусферы и цифровую авиационную электронику с индикацией на лобовом стекле и двумя индикаторами на приборной доске. Этот вариант не выпускался серийно.
Фирма «Grumann» 5 августа 1987 г. получила контракт стоимостью 501,8 млн долларов на проектирование, разработку и испытания модернизированной электроники для самолета Shenyang J-8-II по программе продаж военной техники за рубеж. Расстрел на площади Тянань-минь привел к немедленной остановке работы над проектом.
Shenyang J-8, II. Истребитель-перехватчик. (Китай)
Характеристики:
ТТХ J-8 различных модификаций |
| J-8 | J-8I | J-8II (J-8B) | J-8IIA (J-8D) | J-8IIM | J-8III (J-8C) |
Первый полет |
1969 |
1981 |
1984 |
1996 |
1996 |
1993 |
Технические характеристики |
Экипаж |
1 (пилот) |
Длина, м |
21,52 |
21,59 |
21,39 |
21,60 |
Размах крыла, м |
9,34 |
9,344 |
9,34 |
9,25 |
Высота, м |
5,41 |
Площадь крыла, м² |
42,0 |
42,2 |
Масса пустого, кг |
9 285 |
н/д |
9 830 |
10 200 |
Масса снаряженного, кг |
13 700 |
13 850 |
14 300 |
15 288 |
15 200 |
Масса максимальная взлетная, кг |
16 580 |
17 800 |
н/д |
18 879 |
н/д |
Объем топлива, л |
4 600 |
5 400 |
н/д |
5 400 |
н/д |
Двигатель |
2× ТРДФ Liyang Wopen |
7A (Р-11Ф) |
13А II (Р-13-300) |
13В |
14 Kun Lun |
Тяга максимальная, кН |
2× 43,15 |
2× 42,66 |
н/д |
н/д |
Тяга на форсаже, кН |
2× 58,8 |
2× 65,9 |
2× 68,6 |
2× 7500 кгс |
Летные характеристики |
Максимальная скорость, км/ч |
2 322 |
2 300 |
2 200 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850 |
н/д |
Боевой радиус, км |
800 |
800 / 1 200 (с дозаправкой) |
Практическая дальность, км |
1 500 |
1 900 |
Перегоночная дальность, км |
2 000 |
2 200 |
Практический потолок, м |
20 800 |
19 000 |
18 000 |
19 000 |
Скороподъемность, м/с |
163 |
200 |
Длина разбега, м |
н/д |
800 |
Длина пробега, м |
н/д |
1 000 |
Тяговооруженность |
н/д / 0,89 |
0,65 / 0,98 |
н/д |
Нагрузка на крыло, кг/м² |
н/д |
341 |
н/д |
Максимальная эксплуатационная перегрузка, +g |
4 |
4,83 |
8 |
6,9 |
8 |
Вооружение |
Пушечное |
2× 30 мм НР-30 |
1× 23 мм Type 23-3 (ГШ-23Л) с 200 сн. |
Точки подвески |
5 |
7 |
Боевая нагрузка, кг |
4 500 |
УР «воздух-воздух» |
PL-2B, PL-5B |
PL-2B, PL-5B/C/E, PL-8 Р-27Р1, PL-11, PL-12 |
УР «воздух-поверхность» |
нет |
Х-31A |
нет |
Другое |
12× 57 мм или 7×90 мм НУРС, бомбы |
Shenyang J-8, II. Истребитель-перехватчик. (Китай)