Shenyang J-8 — китайский одноместный истребитель-перехватчик. Разработан Авиастроительной корпорацией в г. Шэньян. Предназначен для ведения воздушных боев и перехвата воздушных целей.
Сборка первых двух опытных самолетов завершилась в июле 1968 г., первый полет самолета состоялся 5 июля 1969 г., а на вооружение он был принят 2 марта 1980 г. Новый истребитель J-8 выглядел как увеличенный вариант МиГ-21, похожий на опытный самолет Микояна Е-152А. Первоначальный вариант имел небольшой радиодальномер в центральном теле воздухозаборника и сохранил откидывающийся вперед односекционный фонарь, как у предшественника J-7. Он был вооружен одной пушкой калибра 30 мм и четырьмя подкрыльевыми ракетами класса «воздух-воздух». Вместо УР можно было подвешивать блоки с НАР и свободнопадающие бомбы. Производство было очень ограниченным.
В феврале 1978 г. началась разработка всепогодной модификации истребителя под обозначением J-8-I. Сборка опытного самолета завершилась в мае 1980 г., но он сгорел при первом запуске двигателя. Был срочно собран второй опытный самолет, который поднялся в воздух 24 апреля 1981 г. Программа летных испытаний завершилась в ноябре 1984 г., а 27 июля 1985 г. самолет был принят на вооружение. Производство вариантов J-8 и J-8-I составило 100 машин.
Вариант J-8-I был спроектирован как всепогодный истребитель и оснащался новой РЛС SR-4 в увеличенном центральном теле воздухозаборника. Истребитель J-8 (J-8-I) выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с треугольным крылом, конструктивно подобным крылу самолета МиГ-21 и обладающим стреловидностью по передней кромке 60°, но имел некоторые аэродинамические улучшения: небольшие аэродинамические перегородки над крылом, измененные его концевые части и перемещенные в другое место воздушные тормоза. На самолете также был установлен двухсекционный фонарь с откидывающейся вверх прозрачной задней частью и неподвижным лобовым стеклом.
Фюзеляж типа полумонокок овального сечения в передней части. Воздухозаборник носовой, асимметричный, регулируемый, с центральным телом. Шасси трехопорное, основные стойки убираются в крыло. Самолет оснащен оптическим прицелом SM-8, а с 1982 г. усовершенствованным прицелом SM-8A. На самолете J-8I сохранились такие же двигатели WP-7B с тягой по 6100 кгс, как у основного варианта J-8.
Вооружение включает двуствольную пушку калибра 23 мм (боезапас 200 снарядов), приспособления для четырех подвесных ракетных контейнеров в качестве дополнительной альтернативы ракетам PL-2B.
Особенности компоновки самолета J-8-I не позволяли установить на истребитель более мощную РЛС с крупногабаритной антенной. Возникла необходимость в коренной модификации носовой части истребителя и применении боковых воздухозаборников. Кроме того, появление за рубежом машин четвертого поколения, имеющих повышенную маневренность, требовало дальнейшего улучшения маневренных характеристик китайских истребителей.
Вариант создания самолета Shenyang J-8-II получил одобрение в мае 1981 г. В 1982 г. началось проектирование, а первый из четырех опытных образцов поднялся в воздух 12 июня 1984 г. Истребитель предназначался как для использования в качестве всепогодного перехватчика, так и для действий по наземным целям.
Новый самолет имел боковые воздухозаборники и ТРДФ WP-13B с тягой по 6730 кгс. Это позволило освободить носовую часть для установки радарной антенны большего диаметра. Воздухозаборники двигателя имеют поразительное сходство с самолетом МиГ-23, а первоначальные двойные подфюзеляжные кили заменены одним складывающимся как у МиГ-23. Планер самолета оказался изменен на 70% по сравнению с первоначальным вариантом J-8. 30% агрегатов поставлялись подрядчиками.
Самолет Shenyang J-8-II выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с треугольным крылом со стреловидностью 60° по передней кромке. На крыле имеются двухсекционные закрылки и элероны. На верхней поверхности крыла установлены аэродинамические гребни небольшой площади. Элероны и закрылки с сотовым заполнением. Фюзеляж типа полумонокок, выполнен из алюминиевых сплавов с использованием стали в наиболее нагруженных участках конструкции. Шасси трехопорное, все стойки одноколесные, передняя стойка убирается в фюзеляж поворотом вперед, основные - в крыло.
Самолет Shenyang J-8-II оснащен моноимпульсной РЛС, ИЛС, оборудованием радионавигационной системы TACAN, автопилотом, приемником радиолокационного облучения, средствами РЭБ.
Вооружение включает двуствольную 23-мм пушку (боекомплект 200 снарядов). На шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узле подвески могут размещаться УР класса «воздух-воздух» с полуактивной радиолокационной и ИК-системами самонаведения PL-2B и PL-3, а также блоки НАР 57-2 (57 мм) и 90-1 (90 мм), бомбы на многозамковых держателях. Общая масса вооружения составляет 4500 кг.
Экспортный вариант, обозначенный F-8B, оснащен двумя ТРД WP-13B, имеет импульсную РЛС обзора нижней полусферы и цифровую авиационную электронику с индикацией на лобовом стекле и двумя индикаторами на приборной доске. Этот вариант не выпускался серийно.
Фирма «Grumann» 5 августа 1987 г. получила контракт стоимостью 501,8 млн долларов на проектирование, разработку и испытания модернизированной электроники для самолета Shenyang J-8-II по программе продаж военной техники за рубеж. Расстрел на площади Тянань-минь привел к немедленной остановке работы над проектом.
Характеристики:
ТТХ J-8 различных модификаций | |||||||
J-8 | J-8I | J-8II (J-8B) | J-8IIA (J-8D) | J-8IIM | J-8III (J-8C) | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Первый полет | 1969 | 1981 | 1984 | 1996 | 1996 | 1993 | |
Технические характеристики | |||||||
Экипаж | 1 (пилот) | ||||||
Длина, м | 21,52 | 21,59 | 21,39 | 21,60 | |||
Размах крыла, м | 9,34 | 9,344 | 9,34 | 9,25 | |||
Высота, м | 5,41 | ||||||
Площадь крыла, м² | 42,0 | 42,2 | |||||
Масса пустого, кг | 9 285 | н/д | 9 830 | 10 200 | |||
Масса снаряженного, кг | 13 700 | 13 850 | 14 300 | 15 288 | 15 200 | ||
Масса максимальная взлетная, кг | 16 580 | 17 800 | н/д | 18 879 | н/д | ||
Объем топлива, л | 4 600 | 5 400 | н/д | 5 400 | н/д | ||
Двигатель | 2× ТРДФ Liyang Wopen | ||||||
7A (Р-11Ф) | 13А II (Р-13-300) | 13В | 14 Kun Lun | ||||
Тяга максимальная, кН | 2× 43,15 | 2× 42,66 | н/д | н/д | |||
Тяга на форсаже, кН | 2× 58,8 | 2× 65,9 | 2× 68,6 | 2× 7500 кгс | |||
Летные характеристики | |||||||
Максимальная скорость, км/ч | 2 322 | 2 300 | 2 200 | ||||
Крейсерская скорость, км/ч | 850 | н/д | |||||
Боевой радиус, км | 800 | 800 / 1 200 (с дозаправкой) | |||||
Практическая дальность, км | 1 500 | 1 900 | |||||
Перегоночная дальность, км | 2 000 | 2 200 | |||||
Практический потолок, м | 20 800 | 19 000 | 18 000 | 19 000 | |||
Скороподъемность, м/с | 163 | 200 | |||||
Длина разбега, м | н/д | 800 | |||||
Длина пробега, м | н/д | 1 000 | |||||
Тяговооруженность | н/д / 0,89 | 0,65 / 0,98 | н/д | ||||
Нагрузка на крыло, кг/м² | н/д | 341 | н/д | ||||
Максимальная эксплуатационная перегрузка, +g |
4 | 4,83 | 8 | 6,9 | 8 | ||
Вооружение | |||||||
Пушечное | 2× 30 мм НР-30 | 1× 23 мм Type 23-3 (ГШ-23Л) с 200 сн. | |||||
Точки подвески | 5 | 7 | |||||
Боевая нагрузка, кг | 4 500 | ||||||
УР «воздух-воздух» | PL-2B, PL-5B | PL-2B, PL-5B/C/E, PL-8 Р-27Р1, PL-11, PL-12 |
|||||
УР «воздух-поверхность» | нет | Х-31A | нет | ||||
Другое | 12× 57 мм или 7×90 мм НУРС, бомбы |