МиГ-15. Истребитель. (СССР)
МиГ-15 — советский истребитель. Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х годов.
Большим достижением конструкторского коллектива А.И. Микояна явилось создание в 1948 г. реактивного истребителя МиГ-15. Ему принадлежит одно из самых почетных мест среди самолетов, созданных в начале эры реактивной авиации. Эта этапная машина воплотила в себе все последние достижения отечественной науки того времени, а также накопленный опыт советской конструкторской школы при разработке первых образцов реактивной техники.
Создание в то время околозвукового истребителя, а не просто очередного самолета, — факт, существенный для всей мировой авиации. К энергичным безотлагательным действиям побуждала и сложная политическая обстановка: в конце 40-х годов начиналась «холодная война» против социалистических стран.
Еще до окончания испытаний МиГ-15 начали выпускать несколько заводов — настолько он был удачен. На своих предприятиях их стали строить Польша и Чехословакия. МиГ-15 приняли на вооружение страны социалистического содружества. Уже в начале 50-х годов он блестяще выдержал испытания в небе Северной Кореи, продемонстрировав свои великолепные боевые возможности.
МиГ-15. Истребитель. (СССР)
МиГ-15 — это одноместный цельнометаллический свободнонесущий среднеплан со стреловидным крылом и стреловидным хвостовым оперением. Фюзеляж имеет сигарообразную форму, шасси трехколесные с носовой стойкой. Каждое колесо имеет свою рычажную подвеску, что позволяет эксплуатировать самолет не только с бетонированных, но и с грунтовых взлетно-посадочных полос.
Впервые в практике отечественного самолетостроения на МиГе применили относительно тонкое стреловидное крыло (35°) с двумя аэродинамическими гребнями, поскольку уже было ясно, что для достижения звуковых и сверхзвуковых скоростей недостаточно одного увеличения тяги двигателя. Необходимо было изменить аэродинамическую компоновку самолета, в частности существенно изменить крыло.
Конструкторы работали в теснейших контактах с учеными ЦАГИ, которые выявили и объяснили суть непривычных аэродинамических явлений — ухудшение способности стреловидных крыльев создавать подъемную силу и последствие этого — ухудшение устойчивости и управляемости самолета. Проблема стала менее острой после создания профилей с низкой подъемной силой и установки их в корневой части крыла.
Также впервые были применены две раздельные гидросистемы (основная и бустерная), аэродинамические тормозные щитки, герметичная кабина пилота, катапультируемое кресло.
МиГ-15. Истребитель. (СССР)
Для МиГа Микоян выбрал не истребительный двигатель, каким считался «Дервент», а более мощный бомбардировочный РД-45, созданный на базе «Нин» и развивающий тягу 2270 кгс. Размещался он в фюзеляже, за кабиной летчика и топливным баком. В дальнейшем на Миг-15 устанавливался более мощный двигатель ВК-1 тягой 2700 кг. Управление самолетом жесткое, машины последних серий оснащались гидроусилителями руля высоты и элеронов.
Совершенно по-новому на МиГ-15 размещалось его мощное вооружение. Конструкторами была предложена идея устанавливать пушку калибром 37 мм и две — калибром по 23 мм вместе со своими боекомплектами на специальном выдвижном лафете. За считанные минуты производились зарядка и перезарядка оружия, его замена.
Первый вылет опытного образца выполнил летчик-испытатель В.Н. Юганов. Далее в испытаниях участвовали С.Н. Анохин, И.Т. Иващенко. Мнение было единодушным: истребитель первоклассный, отвечает требованиям времени, надо скорее ставить его на вооружение ВВС.
Для своего времени МиГ-15 являлся выдающимся самолетом. Начавшаяся в 1950 г. война в Корее заставила заговорить о МиГ-15 весь мир. Самолет продемонстрировал безусловные преимущества перед применявшимися там американскими самолетами F-80 «Shooting Star», F-4 «ThunderJet» и F-86 «Sabre» по практическому потолку и скороподъемности. Намного эффективнее оказались три пушки МиГа по сравнению с шестью пулеметами «Sabre».
МиГ-15. Истребитель. (СССР)
Стоит отметить, что в западной прессе МиГ-15 назвали «корейским сюрпризом», а наши летчики и техники за высокие боевые качества, простоту в управлении и эксплуатации называли его «самолет-солдат».
МиГ-15 оказался весьма перспективным самолетом, в нем были заложены большие возможности для совершенствования и создания целого ряда модификаций.
Характеристики:
- Экипаж: 1 пилот;
- Длина: 10,10 м;
- Размах крыла: 10,08 м;
- Высота: 3,7 м;
- Площадь крыла: 20,6 м²;
- Угол стреловидности по передней кромке: 37°;
- Коэффициент удлинения крыла: 4,85;
- Коэффициент сужения крыла: 1,61;
- Профиль крыла: ЦАГИ С-10C у корня крыла, ЦАГИ СР-3 - законцовки;
- Средняя аэродинамическая хорда: 2,12 м;
- База шасси: 3,17 м;
- Колея шасси: 3,81 м;
- Масса пустого: 3247 кг;
- Масса снаряженного: 3524 кг (пилот 97 кг, боекомплект 180 кг);
- Нормальная взлетная масса: 4917 кг;
- Масса топлива во внутренних баках: 1210 кг (+ 2 × 420 кг в ПТБ);
- Объем топливных баков: 1456 л (+ 2 × 250 л ПТБ);
- Силовая установка: 1 × ТРД РД-45Ф;
- Тяга: 1 × 2270 кгс (22,3 кН);
- Максимальная скорость: у земли - 1042 км/ч, на высоте 5000 м - 1021 км/ч, на высоте 10000 м - 974 км/ч;
- Скорость отрыва: 230 км/ч;
- Посадочная скорость: 174 км/ч;
- Практическая дальность: 1335 км / 1920 км с ПТБ;
- Практический потолок: 15 100 м;
- Скороподъемность: у земли - 41,0 м/с, на высоте 5000 м - 28,0 м/с, на высоте 10000 м - 16,1 м/с;
- Время набора высоты: 5000 м за 2,4 мин, 10000 м за 6,8 мин;
- Время / радиус виража: на высоте 5000 м - 40 с / 1050 м, на высоте 10000 м - 71 с / 2000 м;
- Набор высоты за разворот: на высоте 5000 м - 2340 м, на высоте 11400 м - 1280 м;
- Нагрузка на крыло: 238,7 кг/м²;
- Тяговооруженность: 0,46;
- Длина разбега: 605 м;
- Длина пробега: 755 м;
- Стрелково-пушечное вооружение: 1 × 37 мм пушка Н-37 с 40 патр. (6,66 в/с), 2 × 23 мм пушки НС-23 с 80 патр. на ствол (10x2 в/с);
- Точки подвески: 2;
- Бомбы: 2 × 50 кг или 2 × 100 кг.
МиГ-15. Истребитель. (СССР)