МиГ-19. Истребитель. (СССР)
МиГ-19 — советский одноместный реактивный истребитель второго поколения. Разработан в ОКБ Микояна и Гуревича в начале 1950-х годов. Первый советский серийный сверхзвуковой истребитель. Широко применялся в системе ПВО СССР и поставлялся за рубеж.
В соответствии с постановлением Совета Министров от 10 августа 1951 г. в ОКБ А. И. Микояна началась разработка сверхзвукового истребителя сопровождения получившего заводское обозначение СМ-2 (И-360). Заданием предусматривались максимальная скорость 1220 км/ч на высоте 5000 м и 1180 км/ч – на 10 000 м, время набора высоты 10 000 м – 3 мин, практический потолок без подвесных баков – 16 000 м, а техническая дальность с подвесными баками и без них – 3500 и 2100 км соответственно. При этом нормальный полетный вес должен был находиться в пределах 6500–7000 кг.
МиГ-19. Истребитель. (СССР)
На самолете собирались поставить два турбореактивных двигателя АМ-5А взлетной тягой по 2000 кг, не имевших форсажа. Такую силовую установку ранее опробовали на экспериментальной машине СМ-1, представлявшей собой модификацию МиГ-17 с двумя двигателями, которая, правда, в серию не пошла.
К числу технических новинок, использованных в СМ-2, следует также отнести крыло с углом стреловидности 55° по линии фокусов, аэродинамическую компоновку которого разработали в ЦАГИ.
Заданием предусматривалась установка на самолете трех пушек калибра 30 мм. но они еще не были готовы. Поэтому первую опытную машину, СМ-2/1, решили вооружить двумя 37-мм пушками Н-37 с нормальным боезапасом 100 патронов и 150 – в перегрузку. При этом обе пушки расположили в корневой части консолей крыла, чтобы при стрельбе из них пороховые газы не попадали в воздухозаборники двигателей. Самолет мог нести две бомбы калибра 250 кг или 24 неуправляемые ракеты АРС-57. Бронезащита включала переднюю 18-мм бронеплиту, 16-миллиметровый заголовник и 64-мм лобовое бронестекло.
Самолет был построен в конце 1951 года и получил обозначение И-340. Летные испытания провели летчики Г. А. Седов и К. К. Коккинаки.
По постановлению Совета Министров № 2139-1010 от 15 октября 1954 г., серийное производство МиГ-19 разворачивалось на заводе № 21 в Горьком (ныне Нижний Новгород). Первые машины сдали военной приемке в начале 1955 года. В марте партия серийных «мигов» поступила на войсковые испытания в подмосковную Кубинку Годом позже производство истребителей этого типа стал осваивать завод №153 в Новосибирске.
В соответствии с постановлением Совета Министров № 1497-836, вышедшим в августе 1955 года, авиапромышленность должна была за 1955–1956 гг. изготовить и передать ВВС 1100 МиГ-19. В том же постановлении говорилось: «Установить на одном из серийных... МиГ-19. переданных ВВС, управляемый стабилизатор для улучшения маневренности, автономную гидросистему управления самолетом, три пушки калибра 30 мм, прицел АСП-5Н с радиодальномером «Град», улучшенные воздушные тормоза, комплект кислородного оборудования ККО-1».
Предписанный план выполнить не удалось. Реально в 1955 г горьковчане изготовили только 139 истребителей МиГ-19. Впоследствии не менее 30 из них переделали под пушки НР-30. Всего же за 1955–1956 гг. два предприятия построили 758 МиГ-19 всех модификаций.
У серийного МиГ-19С. по сравнению с предшественником, планер потяжелел с 2767 кг до 2811 кг, оборудование с 531 кг до 545 кг и вооружение с 244 кг до 340 кг. Зато масса брони снизилась с 87 до 82 кг. Максимальная скорость на высоте 10 000 м при работе двигателей на форсаже составляла 1452 км/ч, без форсажа – 1157 км/ч. Максимальное же число Маха составило 1,35 на высоте в 11 километров.
В марте 1955 года два первых серийных МиГ-19С были переданы ВВС для войсковых испытаний, а уже 3 июля 48 новых МиГов участвовали в воздушном параде в Тушино. На этом параде на МиГ-19 выступала пилотажная четверка летчиков-инспекторов ПВО, возглавляемая командующим авиацией ПВО СССР дважды Героем Советского Союза генерал-полковником Е.Я.Савицким. После этого парада машина получила в НАТО кодовое обозначение Farmer-A.
Первые 30 серийных МиГ-19С укомплектовали радиодальномерами СРД-3 «Град» (копия американскогоAPG-30 с истребителяF-86 «Сейбр», захваченного в Корее) По шесть машин из этой партии направили в Кубинку, Сейм и на аэродромы вблизи Риги и Львова. Последующие МиГ-19С оснащались более совершенными радиодальномерами СРД-1М «Конус» полностью отечественной разработки.
МиГ-19. Истребитель. (СССР)
МиГ-19 нес не только пушки, но и ракеты. Боекомплект составлял по 32 ракеты АРС-57М. Они оказались весьма эффективным средством борьбы с бомбардировщиками. Прицелы АСП-5НМ обеспечивали приемлемую точность стрельбы на дистанции до 1150 м.
Вслед за МиГ-19С появились новые модификации самолета. Решая задачу увеличения потолка истребителя в соответствии с постановлением Совета Министров №1195-613, в 1956 года, построили высотный МиГ-19СВ. Она представляла собой облегченный МиГ-19С с более мощными двигателями. На МиГ-19СВ применили двигатели РД-9БФ. тягу которых подняли до 3800 кг за счет повышения температуры газов перед турбиной. Они имели нерегулируемые реактивные сопла форсажных камер. Угол отклонения закрылков на взлете уменьшили с 15 до 8 градусов, причем допускалось их отклонение на скоростях, соответствовавших числам Маха менее 0.9, что увеличивало потолок и маневренность машины.
Несмотря на некоторые недостатки, МиГ-19 имел существенные преимущества перед американским истребителем F-100 Супер Сейбр. «Девятнадцатый» обладал очень высокой по тем временам скороподъемностью: на высоте 5000 м на форсажном режиме она достигала 180 м/с, а на максимальном режиме двигателей без форсажа у земли – 115 м/с, что значительно превышало скороподъемность Супер Сейбра. F-100C для набора высоты 10000 м требовалось 4 минуты, за то же время МиГ-19 на форсаже набирал более чем 15000м! Советский самолет имел и более высокую максимальную скорость (1450 км/ч против 1215 км/ч у американского) и лучшую маневренность. Американец был на 3000 кг тяжелее, а его радиус действия был на 200 км меньше. И это при том, что прототип советской появился на год раньше американской.
МиГ-19. Истребитель. (СССР)
Впервые МиГ-19 применили против реального противника в конце 50-х годов в ПВО СССР. В один из осенних дней 1957 г. комэск 9-го ГИАП (Туркестанский корпус ПВО) вылетел с аэродрома Андижан на перехват высотной воздушной цели – разведчика U-2. Поднявшись на 17000 м, летчик доложил, что наблюдает идущий с превышением в 3000 м крестообразный самолет, но достать его не имеет возможности.
1 мая 1960 года U-2, пилотируемый капитаном Фрэнсисом Пауэрсом U-2 проследовал от афганской границы до Свердловска, где был сбит ракетой ЗРК С-75. Под этот же ракетный залп попала пара истребителей МиГ-19 из 365-го иап капитана Айвазяна и лейтенанта Сафронова. Машину Сафронова сбили, летчик погиб, а его напарнику в пикировании удалось выйти из-под удара. Таким образом, первый МиГ-19 уничтожили свои.
Первая же победа на МиГ-19 была одержана 1 июля 1960 года в Заполярье – гвардии капитан Поляков из 174-го Гвардейского авиаполка имени Бориса Феоктистовича Сафонова сбил разведчик RB-47.
Немало боевых эпизодов пришлось на долю пилотов МиГ-19 советской 24-й ВА, дислоцированной на территории ГДР. Так, 20 мая 1960 года пара в составе капитана Шкарубы и старшего лейтенанта Крылова принудила к посадке разведчик RB-47. Через некоторое время нарушитель был отпущен. 2 апреля 1963 года пара МиГов, обстреляв вышедшую за пределы южного Берлинского коридора Цессну-310, заставила ее пилота приземлиться. 28 января1964 года был уничтожен самолет Sabreliner ВВС США. Его экипаж погиб.
Производство МиГ-19 продолжалось до декабря 1960 года, после чего завод №21 перешел на выпуск МиГ-21, а завод №153 (в 1959 году) – на выпуск Су-9. Всего выпущено 2069 самолетов МиГ-19 различных модификаций. Более 100 самолетов выпущено по лицензии в Чехословакии и более 4000 – в Китае. Там МиГ-19 был назван J-6, а его экспортный вариант обозначался F-6. Самолет поставлялся на экспорт в Албанию (15 МиГ-19ПМ, 70 F-6), Афганистан (18 МиГ-19С), Бангладеш (40 F-6), Болгарию (24 МиГ-19С, 12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ), Венгрию (12 МиГ-19ПМ), Вьетнам (78 F-6), ГДР (12 МиГ-19С, 12 МиГ-19ПМ), Египет (160 МиГ-19С, 100 F-6), Замбию (12 F-6), Индонезию (40 МиГ-19Ф), Ирак (15 МиГ-19С, 40 F-6), Иран (24 F-6), Кампучию (16 F-6), Китай (5 МиГ-19П, 5 МиГ-19ПМ), КНДР (15 МиГ-19С, 100 F-6), Кубу (40 МиГ-19С), Пакистан (260 F-6), Польшу (12 МиГ-19П, 13 МиГ-19ПМ), Румынию (15 МиГ-19П, 45 МиГ-19ПМ), Сирию (40 МиГ-19С), Сомали (50 F-6), Судан (9 F-6), Танзанию (12 F-6), Чехословакию (12 МиГ-19С, 27 МиГ-19П, 33 МиГ-19ПМ).
В начале 70-х годов в советских ВВС началась массовая замена МиГ-19 на более современные Су-15 и МиГ-25, но в некоторых частях они продолжали эксплуатироваться до 1989 года.
Самолеты МиГ-19 и F-6 принимали участие во многих региональных конфликтах: гражданской войне в Северном Йемене (1966-1967), «шестидневной войне» (1967), индо-пакистанской войне (1971), войнах во Вьетнаме (1972-1975), в Кампучии (1979), в Афганистане (1979-1989), в боях против курдов в Ираке (1974), в конфликтах в Сомали, Судане, Танзании, Уганде. В ВВС Албании и Пакистана они оставались на вооружении до 2003 года. В некоторых странах третьего мира МиГ-19 продолжают летать и сейчас. Несколько самолетов установлены в качестве памятников (в С.Петербурге у ж.-д. станции «Броневая», в Липецке). Различные модификации МиГ-19 можно увидеть в музеях в Монино, Севастлейке и на Ходынском поле в Москве.
МиГ-19. Истребитель. (СССР)
Характеристики:
- Экипаж: 1 пилот;
- Длина: 12,54 м, с трубкой Пито - 14,64 м;
- Размах крыла: 9,0 м;
- Высота: 3,885 м;
- Площадь крыла: 25,16 м²;
- Угол стреловидности по линии 1/4 хорд: 55°;
- Коэффициент удлинения крыла: 3,24;
- Коэффициент сужения крыла: 3,04;
- Профиль крыла: ЦАГИ С-12С у корня крыла, ЦАГИ СР-7С - законцовки;
- База шасси: 4,398 м;
- Колея шасси: 4,156 м;
- Масса пустого: 5172-5447 кг;
- Нормальная взлетная масса: 7560 кг;
- Максимальная взлетная масса: 8832 кг;
- Масса топлива во внутренних баках: 1800 кг (+ 996 кг в ПТБ);
- Объем топливных баков: 2170 л (+ 2 × 760 л в ПТБ);
- Силовая установка: 2 × ТРДФ РД-9Б;
- Бесфорсажная тяга: 2 × 2600 кгс (25,5 кН);
- Форсажная тяга: 2 × 3250 кгс (31,9 кН);
- Максимально допустимая скорость: М=1,6;
- Максимальная скорость: 1452 км/ч на 10000 м;
- Скорость отрыва: 280-305 км/ч;
- Посадочная скорость: 235 км/ч;
- Практическая дальность: 1400 км / 2200 км с ПТБ;
- Продолжительность полета: 1 ч 43 мин / 2 ч 38 мин с ПТБ;
- Практический потолок: 15 600 м, на форсаже: 17 500 м - 17 900 м;
- Время набора высоты: 10000 м за 1,1 мин., 15000 м за 2,6 мин/;
- Нагрузка на крыло: 296 кг/м²;
- Тяговооруженность: 0,86 (на форсаже);
- Длина разбега: 900 м с ПТБ;
- на форсаже: 515 м без ПТБ;
- Длина пробега: 890 м, с парашютом - 610 м;
- Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,0g, с ПТБ: +5,0g.
- Стрелково-пушечное вооружение: 3 × 30 мм пушки НР-30 с 201 патр.;
- Точки подвески: 2-4;
- Управляемые ракеты: до 4 × РС-2У у МиГ-19ПМ;
- Неуправляемые ракеты: 2-4 × блока по 16-32 ракеты;
- Бомбы: 2 × от 50 кг до 250 кг бомб.