БРДМ-2
БРДМ-2 - советская бронированная разведывательно-дозорная машина (ГАЗ-41). Является дальнейшим развитием машины БРДМ. Была разработана конструкторским бюро ГАЗ во главе с В.А. Дедковым в 1959-1961 гг. В июне 1961 г. были завершены полигонно-войсковые испытания машины. В 1962-1965 гг. машина оснащена башенной установкой вооружения, что вызвало задержку с началом ее серийного производства. Ведущим конструктором машины был А.Н. Лебедев. Машина принята на вооружение Постановлением СМ СССР от 13 апреля 1962 г. (приказ министра обороны СССР от 22 мая 1962 г.) и серийно производилась на Горьковском автозаводе с 1965 г. по 1989 г.
БРДМ-2 представляет собой плавающую колесную двухосную машину с колесной формулой 4x4. Имеет схему общей компоновки с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. Такая компоновочная схема по сравнению со схемой компоновки БРДМ позволила улучшить обзорность местности с рабочего места водителя и повысить водоходные качества машины, так как установка двигателя в задней части корпуса обеспечивала стабильный дифферент на корму. В то же время ведущие мосты и карданные передачи к ним находятся под днищем корпуса, тем самым, нарушая его обтекаемую форму. Командир машины находится в отделении управления справа от водителя. Для обогрева экипажа установлен отопитель. Для наблюдения за местностью используются перископический прибор командира ТПКУ-2Б и четыре призменных прибора. При вождении в ночных условиях у водитель использует прибор ночного видения ТВН-2Б. Экипаж машины состоит из 4 человек.
БРДМ-2
На машине применяется спаренная установка 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ, унифицированная с установкой бронетранспортера БТР-60ПБ и смонтированная во вращающейся конической башне. Боекомплект пулеметов составляет соответственно 500 и 2000 патронов. Приводы наводки оружия - ручные. При стрельбе используется перископический прицел ПП-61А. Машина имеет закрытый герметичный корпус, на котором крепятся все агрегаты и механизмы. Изготовляется из броневых листов толщиной 6 и 10 мм. Лобовая броня обеспечивает защиту от 7,62-мм бронебойной пули со всех дистанций, а бортовая броня - с дальности свыше 100 м. На машине устанавливался карбюраторный V-образный восьмицилиндровый двигатель ГАЗ-41 Заволжского моторного завода мощностью 103 кВт (140 л.с.). Пуск двигателя в холодное время года осуществляется с помощью термосифонного подогревателя. Емкость топливных баков составляет 290 л. Запас хода машины по шоссе достигал 750 км, на плаву - 180 км (или 17-19 ч работы двигателя).
Трансмиссия включает однодисковое сцепление сухого трения, механическую четырехступенчатую коробку передач и двухступенчатую раздаточную коробку к заднему и переднему ведущим мостам, а также к приводам водомета, лебедки и дополнительных ведущих колес, использовавшихся при преодолении окопов и траншей. Водомет и привод на основные ведущие колеса могут работать при необходимости одновременно. Заслонка водомета и волноотражательный щиток приводятся в действие с помощью гидравлического привода. Поворот на плаву осуществляется с помощью водяных рулей, располагавшихся перед заслонкой водомета. Самоблокирующиеся кулачковые дифференциалы обоих мостов были одинаковыми с аналогичными узлами грузового автомобиля ГАЗ-66. Они передают мощность на обе полуоси даже при одном буксующем колесе. Рулевое управление оборудовано гидроусилителем, тормоза - колодочные с гидравлическим приводом и пневматическим усилителем.
БРДМ-2
Ходовая часть принципиально не отличалась от ходовой части БРДМ, за исключением системы подрессоривания, в которой использовались рессорная подвеска и телескопические гидроамортизаторы вместо рычажно-поршневых. В передней части корпуса смонтирована лебедка с тяговым усилием на тросе 39,2 кН (4000 кгс). Централизованная система регулирования давления в шинах позволяет водителю, не останавливая машину, снижать или повышать давление в пределах от 49 до 265 кПа (0,5 до 2,7 кгс/см) в зависимости от состояния грунта. Наличие этой системы значительно облегчает преодоление сыпучих песков, заболоченных участков и снежного покрова и позволяла двигаться с максимально возможными скоростями по твердому грунту.
Приборы электрооборудования имеют номинальное напряжение 24 В. На машине устанавливались две аккумуляторные батареи 6СТ-68-ЭМЗ, генератор переменного тока Г-261 со встроенным выпрямителем и электростартер СТ-111. Разведывательное оборудование машины включает артиллерийскую буссоль ПАБ-2А, войсковой прибор химической разведки ВПХР, прибор радиационной разведки ДП-3Б, инфракрасные приборы ночного видения. Машина оснащается навигационной аппаратурой ТНА-2, системой ПАЗ и радиостанцией Р-113. Экипаж имеет спасательные жилеты СТЖ-58.
На базе БРДМ-2 во втором послевоенном периоде были разработаны и приняты на вооружение машина химической разведки БРДМ-2РХ, боевые машины 9П122, 9П124, 9П133 с ПТРК и боевая машина зенитного ракетного комплекса 9П31.
БРДМ-2
- Боевая масса, т: 7,0;
- Экипаж, чел.: 4;
- Десант, чел.: 10;
- Годы производства: с 1963 по 1990;
- Количество выпущенных, шт.: более 9400;
- Длина корпуса, мм: 5750;
- Ширина корпуса, мм: 2350;
- Высота, мм: 2395;
- База, мм: 3100;
- Колея, мм: 1840 спереди, 1790 сзади;
- Клиренс, мм: 330;
- Тип брони: стальная катаная. Лоб корпуса (верх), мм/град. 5. Лоб корпуса (низ), мм/град. 14. Борт корпуса, мм/град. 7. Корма корпуса, мм/град. 7. Днище, мм 2..3. Крыша корпуса, мм 7. Лоб башни, мм/град. 10. Борт башни, мм/град. 7. Корма башни, мм/град. 7. Крыша башни, мм 7.
- Вооружение: Углы ВН, град. -5..+30. Углы ГН, град. 360. Дальность стрельбы, км 1..2 - (КПВТ), 1,5 - (ПКТ).
- Прицелы: ПП-61АМ;
- Пулеметы: 1 х 14,5-мм КПВТ, 1 х 7,62-мм ПКТ;
- Тип двигателя: ГАЗ-41;
- Мощность двигателя, л. с.: 140;
- Скорость по шоссе, км/ч: 95..100;
- Скорость по пересеченной местности, км/ч: 8..10 на плаву;
- Запас хода по шоссе, км: до 750;
- Удельная мощность, л. с./т: 20,0;
- Колесная формула: 4 × 4 (8 × 8);
- Тип подвески: на полуэллиптических рессорах;
- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,5..2,7;
- Преодолеваемый подъем, град.: 30;
- Преодолеваемая стенка, м: 0,4;
- Преодолеваемый ров, м: 1,22;
- Преодолеваемый брод, м: плавает.